Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Поиск по материалам сайта
Cлова начинающиеся на букву "В"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Показаны лучшие 100 слов (из 3270).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

 Кол-во Слово (варианты)
404ВАГНЕР (ВАГНЕРА, ВАГНЕРОМ, ВАГНЕРЕ, ВАГНЕРУ)
447ВАДИМ (ВАДИМА, ВАДИМОМ, ВАДИМОВ, ВАДИМЕ)
219ВАЖНЕЙШИЙ (ВАЖНЕЙШИХ, ВАЖНЕЙШИЕ, ВАЖНЕЙШИМ, ВАЖНЕЙШЕЕ, ВАЖНЕЙШАЯ)
314ВАЖНЫЙ (ВАЖНОЕ, ВАЖНУЮ, ВАЖНЫМ, ВАЖНЫХ, ВАЖНЫЕ)
721ВАЛЕНТИН, ВАЛЕНТИНА (ВАЛЕНТИНЫ, ВАЛЕНТИНЕ, ВАЛЕНТИНОМ)
790ВАЛЕРИЙ, ВАЛЕРИЯ (ВАЛЕРИЕМ, ВАЛЕРИЮ, ВАЛЕРИИ)
201ВАЛТОРНА (ВАЛТОРНЫ, ВАЛТОРН, ВАЛТОРНЕ, ВАЛТОРНАМ)
346ВАЛЬС (ВАЛЬСА, ВАЛЬСОВ, ВАЛЬСЫ, ВАЛЬСАХ)
602ВАН (ВАНЕ, ВАНА, ВАНОВ, ВАНОМ)
207ВАРИАНТ, ВАРИАНТА (ВАРИАНТЫ, ВАРИАНТАХ, ВАРИАНТОВ, ВАРИАНТЕ)
431ВАРИАЦИЯ (ВАРИАЦИИ, ВАРИАЦИЙ, ВАРИАЦИЯХ, ВАРИАЦИЯМИ)
329ВАРШАВА (ВАРШАВЕ, ВАРШАВУ, ВАРШАВЫ, ВАРШАВОЙ)
548ВАСИЛИЙ (ВАСИЛИЯ, ВАСИЛИЕМ, ВАСИЛИЮ, ВАСИЛИИ)
458ВАСИЛЬЕВА (ВАСИЛЬЕВ, ВАСИЛЬЕВЫХ, ВАСИЛЬЕВЫ, ВАСИЛЬЕВОЙ)
486ВАСИЛЬЕВИЧ (ВАСИЛЬЕВИЧА, ВАСИЛЬЕВИЧУ, ВАСИЛЬЕВИЧЕ, ВАСИЛЬЕВИЧЕМ)
592ВГИК (ВГИКА, ВГИКЕ, ВГИКУ, ВГИКОМ)
284ВЕДУЩИЙ (ВЕДУЩИХ, ВЕДУЩИМ, ВЕДУЩИЕ, ВЕДУЩЕЙ, ВЕДУЩАЯ)
455ВЕКО (ВЕКА, ВЕКОВ, ВЕКЕ, ВЕКУ)
441ВЕЛИКИЙ (ВЕЛИКОЙ, ВЕЛИКОГО, ВЕЛИКАЯ, ВЕЛИКИХ)
370ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИЮ, ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ)
730ВЕНА (ВЕНЕ, ВЕНЫ, ВЕНУ, ВЕН)
403ВЕНГЕРСКИЙ (ВЕНГЕРСКОЙ, ВЕНГЕРСКАЯ, ВЕНГЕРСКИЕ, ВЕНГЕРСКОГО)
358ВЕНЕЦИАНСКИЙ (ВЕНЕЦИАНСКОЙ, ВЕНЕЦИАНСКОГО, ВЕНЕЦИАНСКИХ, ВЕНЕЦИАНСКАЯ)
673ВЕНЕЦИЯ (ВЕНЕЦИИ, ВЕНЕЦИЮ, ВЕНЕЦИЕЙ)
422ВЕНСКИЙ (ВЕНСКОЙ, ВЕНСКИЕ, ВЕНСКОМ, ВЕНСКАЯ, ВЕНСКОГО)
340ВЕНЯ (ВЕНЕ, ВЕНИ, ВЕНЮ)
384ВЕРА (ВЕРУ, ВЕРОЙ, ВЕРЫ, ВЕРОЮ)
242ВЕРНУТЬ (ВЕРНУЛ, ВЕРНУ, ВЕРНИ, ВЕРНЕТ)
233ВЕРХНИЙ (ВЕРХНЕЙ, ВЕРХНЯЯ, ВЕРХНЕГО, ВЕРХНЮЮ)
276ВЕСЕЛЫЙ (ВЕСЕЛАЯ, ВЕСЕЛЫЕ, ВЕСЕЛОЕ, ВЕСЕЛОЙ)
269ВЕСНА (ВЕСНОЙ, ВЕСНЫ, ВЕСНЕ, ВЕСНУ)
312ВЕСТЕРН (ВЕСТЕРНА, ВЕСТЕРНАХ, ВЕСТЕРНОВ, ВЕСТЕРНЫ)
416ВЕСТИ (ВЕДЕТ, ВЕЛ, ВЕДУТ, ВЕЛИ)
286ВЕТЕР (ВЕТРА, ВЕТРЫ, ВЕТРАХ, ВЕТРОВ)
236ВЕЧЕР (ВЕЧЕРА, ВЕЧЕРОМ, ВЕЧЕРАМ, ВЕЧЕРОВ)
208ВЗГЛЯД (ВЗГЛЯДЫ, ВЗГЛЯДОВ, ВЗГЛЯДА, ВЗГЛЯДОМ)
638ВИД (ВИДЕ, ВИДЫ, ВИДОВ, ВИДА)
1330ВИКТОР (ВИКТОРОВ, ВИКТОРА, ВИКТОРОМ, ВИКТОРУ)
219ВИКТОРОВИЧ (ВИКТОРОВИЧЕМ)
253ВИЛЛА (ВИЛЛЫ, ВИЛЛЕ, ВИЛЛ, ВИЛЛАХ)
214ВИНОГРАДОВА (ВИНОГРАДОВ, ВИНОГРАДОВОЙ, ВИНОГРАДОВЫМ, ВИНОГРАДОВУ)
208ВИОЛА (ВИОЛЫ, ВИОЛ, ВИОЛЕ, ВИОЛАХ)
210ВИОЛОНЧЕЛИСТ (ВИОЛОНЧЕЛИСТЫ, ВИОЛОНЧЕЛИСТОВ, ВИОЛОНЧЕЛИСТА, ВИОЛОНЧЕЛИСТОМ)
372ВИОЛОНЧЕЛЬ (ВИОЛОНЧЕЛИ, ВИОЛОНЧЕЛЕЙ, ВИОЛОНЧЕЛЬЮ, ВИОЛОНЧЕЛЯХ)
377ВИТАЛИЙ, ВИТАЛИЯ (ВИТАЛИЕМ, ВИТАЛИЕ, ВИТАЛИЮ)
203ВКЛЮЧАТЬ (ВКЛЮЧАЕТ, ВКЛЮЧАЯ, ВКЛЮЧАЛИ, ВКЛЮЧАЛА, ВКЛЮЧАЮТ)
2297ВЛАДИМИР (ВЛАДИМИРОВ, ВЛАДИМИРОМ, ВЛАДИМИРА, ВЛАДИМИРУ)
485ВЛАДИМИРОВИЧ (ВЛАДИМИРОВИЧА, ВЛАДИМИРОВИЧУ, ВЛАДИМИРОВИЧЕ)
282ВЛАДИСЛАВ, ВЛАДИСЛАВА (ВЛАДИСЛАВОМ, ВЛАДИСЛАВУ)
639ВЛИЯНИЕ (ВЛИЯНИЕМ, ВЛИЯНИЯ, ВЛИЯНИИ, ВЛИЯНИЮ)
284ВНИМАНИЕ (ВНИМАНИЮ, ВНИМАНИЯ, ВНИМАНИЕМ, ВНИМАНИИ)
235ВНУТРЕННИЙ (ВНУТРЕННЕГО, ВНУТРЕННЕЙ, ВНУТРЕННИМ, ВНУТРЕННЕМ)
205ВОДА (ВОДЫ, ВОДОЙ, ВОДАХ, ВОДЕ)
451ВОЕННЫЙ (ВОЕННЫХ, ВОЕННО, ВОЕННОЙ, ВОЕННАЯ)
404ВОЗВРАЩЕНИЕ (ВОЗВРАЩЕНИЯ, ВОЗВРАЩЕНИИ, ВОЗВРАЩЕНИЕМ, ВОЗВРАЩЕНИЮ)
261ВОЗДЕЙСТВИЕ (ВОЗДЕЙСТВИЯ, ВОЗДЕЙСТВИЕМ, ВОЗДЕЙСТВИИ, ВОЗДЕЙСТВИЮ)
306ВОЗМОЖНОСТЬ (ВОЗМОЖНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ВОЗМОЖНОСТЯХ, ВОЗМОЖНОСТЯМИ)
254ВОЗНИКНУТЬ (ВОЗНИК, ВОЗНИКЛИ, ВОЗНИКЛА, ВОЗНИКЛО)
425ВОЗРОЖДЕНИЕ (ВОЗРОЖДЕНИЯ, ВОЗРОЖДЕНИЕМ, ВОЗРОЖДЕНИИ, ВОЗРОЖДЕНИЮ)
768ВОЙНА (ВОЙНЕ, ВОЙНЫ, ВОЙНУ, ВОЙН)
273ВОЙТИ (ВОШЛИ, ВОШЕЛ, ВОШЛА, ВОЙДИ)
763ВОКАЛ (ВОКАЛОМ, ВОКАЛА, ВОКАЛУ, ВОКАЛЕ)
239ВОКАЛИСТ (ВОКАЛИСТОВ, ВОКАЛИСТА, ВОКАЛИСТОМ, ВОКАЛИСТЫ)
223ВОКАЛЬНЫЙ (ВОКАЛЬНЫЕ, ВОКАЛЬНОЙ, ВОКАЛЬНО, ВОКАЛЬНОЕ, ВОКАЛЬНОГО)
361ВОЛК (ВОЛКОВ, ВОЛКИ, ВОЛКА, ВОЛКОМ)
330ВОЛКОВ (ВОЛКОВА, ВОЛКОВОЙ, ВОЛКОВЫХ, ВОЛКОВУ)
234ВОЛШЕБНЫЙ (ВОЛШЕБНАЯ, ВОЛШЕБНОЕ, ВОЛШЕБНЫХ, ВОЛШЕБНУЮ)
206ВОПЛОЩЕНИЕ (ВОПЛОЩЕНИЯ, ВОПЛОЩЕНИИ, ВОПЛОЩЕНИЕМ, ВОПЛОЩЕНИЮ)
457ВОПРОС (ВОПРОСАМ, ВОПРОСЫ, ВОПРОСУ, ВОПРОСОВ)
200ВОРОБЬЕВ (ВОРОБЬЕВА, ВОРОБЬЕВОЙ, ВОРОБЬЕВУ, ВОРОБЬЕВЫХ)
268ВОСПИТАНИЕ (ВОСПИТАНИЯ, ВОСПИТАНИЮ, ВОСПИТАНИИ, ВОСПИТАНИЕМ)
337ВОСПОМИНАНИЕ (ВОСПОМИНАНИЯ, ВОСПОМИНАНИЯХ, ВОСПОМИНАНИЯМИ, ВОСПОМИНАНИЙ)
259ВОСПРИЯТИЕ (ВОСПРИЯТИЯ, ВОСПРИЯТИЕМ, ВОСПРИЯТИИ, ВОСПРИЯТИЮ)
224ВОСТОК (ВОСТОКА, ВОСТОКЕ, ВОСТОКУ, ВОСТОКОМ)
222ВОСТОЧНЫЙ (ВОСТОЧНОЙ, ВОСТОЧНЫХ, ВОСТОЧНЫЕ, ВОСТОЧНОМ)
377ВРЕМЕНИТЬ (ВРЕМЕНИ, ВРЕМЕНЯ)
932ВРЕМЯ (ВРЕМЕНИ, ВРЕМЕНА, ВРЕМЕНЕМ, ВРЕМЕНАМ)
272ВСЕВОЛОД (ВСЕВОЛОДОВ, ВСЕВОЛОДА, ВСЕВОЛОДОМ, ВСЕВОЛОДУ)
441ВСЕСОЮЗНЫЙ (ВСЕСОЮЗНОГО, ВСЕСОЮЗНЫХ, ВСЕСОЮЗНОМ, ВСЕСОЮЗНОЕ)
350ВСТРЕЧА (ВСТРЕЧИ, ВСТРЕЧЕ, ВСТРЕЧУ, ВСТРЕЧАХ)
262ВСТРЕЧАТЬ (ВСТРЕЧАЮТ, ВСТРЕЧАЕТ, ВСТРЕЧАЛИ, ВСТРЕЧАЛ)
390ВТОРАЯ (ВТОРОЙ, ВТОРОГО, ВТОРЫМ, ВТОРОЕ)
203ВХОДИТЬ (ВХОДИТ, ВХОДИЛИ, ВХОДЯТ, ВХОДИЛ)
315ВЫДАЮЩИЙ (ВЫДАЮЩИЕ, ВЫДАЮЩИХ, ВЫДАЮЩИМ, ВЫДАЮЩЕГО)
200ВЫДЕЛЯТЬ (ВЫДЕЛЯЮТ, ВЫДЕЛЯЕТ, ВЫДЕЛЯЛИ, ВЫДЕЛЯЛ, ВЫДЕЛЯЛА)
220ВЫЙТИ (ВЫШЕЛ, ВЫШЛА, ВЫШЛИ, ВЫШЛО)
215ВЫПУСК (ВЫПУСКИ, ВЫПУСКА, ВЫПУСКОВ, ВЫПУСКАХ)
247ВЫРАЖЕНИЕ (ВЫРАЖЕНИЯ, ВЫРАЖЕНИЮ, ВЫРАЖЕНИЕМ, ВЫРАЖЕНИИ)
242ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ)
217ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ (ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ)
259ВЫРАЗИТЬ (ВЫРАЗИТ, ВЫРАЗИЛ, ВЫРАЖЕНЫ, ВЫРАЖЕНО)
407ВЫСОКИЙ (ВЫСОКО, ВЫСОКОГО, ВЫСОКОЕ, ВЫСОКИЕ, ВЫСОКАЯ)
269ВЫСОТА (ВЫСОТЫ, ВЫСОТОЙ, ВЫСОТУ, ВЫСОТЕ)
404ВЫСТАВКА (ВЫСТАВКИ, ВЫСТАВКЕ, ВЫСТАВОК, ВЫСТАВКАХ)
902ВЫСТУПАТЬ (ВЫСТУПАЛА, ВЫСТУПАЛИ, ВЫСТУПАЛ, ВЫСТУПАЕТ)
311ВЫСТУПЛЕНИЕ (ВЫСТУПЛЕНИЯ, ВЫСТУПЛЕНИЯМИ, ВЫСТУПЛЕНИЯХ, ВЫСТУПЛЕНИЙ)
430ВЫСШИЙ (ВЫСШЕЙ, ВЫСШИХ, ВЫСШИЕ, ВЫСШУЮ)
216ВЫХОДИТЬ (ВЫХОДИТ, ВЫХОДИЛИ, ВЫХОДИЛ, ВЫХОДЯТ)
304ВЬЕТНАМ (ВЬЕТНАМЕ, ВЬЕТНАМА, ВЬЕТНАМУ)
415ВЯЧЕСЛАВ (ВЯЧЕСЛАВА, ВЯЧЕСЛАВУ, ВЯЧЕСЛАВОМ, ВЯЧЕСЛАВОВ)

Несколько случайно найденных страниц

по слову ВОСПРИНИМАТЬ (ВОСПРИНИМАЕТ, ВОСПРИНИМАЛ, ВОСПРИНИМАЮТ, ВОСПРИНИМАЛО)

1. Энциклопедия кино (2010). БОЛЬШАЯ ЖРАТВА
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Часть текста: жратва», в котором все мании режиссера и саркастичные, порой весьма злые выпады против буржуазии, «общества потребления» доведены до логического в своей алогичности конца. Тема «гастрономического сведения счетов» с ненавистным миром преуспевания присутствовала и в предыдущих лентах Феррери - «Диллинджер мертв», «Семя человеческое», «Сука». Но в «Большой жратве» уже из самого названия ясно, что жратва как символ существования «общества потребления» становится центральным мотивом. Картина, естественно, спровоцировала грандиозный скандал на фестивале в Канне (где была удостоена премии ФИПРЕССИ), затем - в кинотеатрах, и она нередко воспринималась чересчур буквально. Зрителей возмущала большая жратва четырех давних приятелей среднего возраста, которые собрались вместе. Делая лишь небольшие перерывы на сон, отправление физических надобностей, включая секс с проститутками и соседкой-учительницей, они прежде всего жрут, жрут, жрут - до самой смерти. Французский критик Жан Тюлар проницательно заметил, что публика была раздражена не столько «скатологическими», «фекалистскими» сценами, сколько разоблачением таинства, мистического обряда еды, почитаемого во Франции. Во французском же видеосправочнике «Акай» скаламбурили, что «Большая жратва» («Гран Буфф») - «буффонная комедия, которая в конце концов превращается в трагедию». В то же время «Акай» предостерегал: нельзя видеть в этой «метафизической сказке» только «аллегорию об обществе, которое умрет от того, что будет слишком много есть». В фильме Марко Феррери, как в произведении истинного художника, есть множество смыслов, предполагающих разнообразные трактовки. Часто, вспоминая о том, что в юности режиссер учился на курсах ветеринаров, говорят: свой интерес к инстинктам,...
2. Энциклопедия кино (2010). МУРАТОВА КИРА ГЕОРГИЕВНА
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Часть текста: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я МУРАТОВА КИРА ГЕОРГИЕВНА МУРАТОВА Кира Георгиевна (урожд. - Короткова) (р. 05.11.1934, городок Сороки, Бессарабия, ныне - Молдавия), режиссер, сценарист, актриса, монтажер. В 1994 удостоена почетного «Леопарда» МКФ в Локарно; Лауреат Российской независимой премии «Триумф-95»; Народная артистка Украины (1990); Лауреат премии «Ника» (1990, 1994); Лауреат Государственной премии Украины им. Т.Г.Шевченко (1997); Лауреат Главной премии Искусств (1999, Берлинская Академия искусств); Лауреат Премии «Свобода» (2000, Американский фонд кино); Награждена орденом Ярослава Мудрого; Призер международных и отечественных кинофестивалей. Училась в 1952-53 на филологическом факультете МГУ. В 1962 окончила ВГИК (мастерская С. А. Герасимова). Уже в самых ранних (более традиционных, реалистических, даже бытовых) картинах Муратовой - дипломная работа «У Крутого Яра» (1962) и первая полнометражная лента «Наш честный хлеб» (1965) (обе сделаны в соавторстве с А. Муратовым) - теперь не без изумления можно обнаружить немало примет личного муратовского стиля. Это свидетельствует о том, что Муратова в своем творчестве, несмотря на видимую разнородность своих работ, остается удивительно цельным художником и, может быть, единственная из этого поколения наших кинематографистов, сохраняет вкус новизны и новаторства, неожиданного подхода к материалу. Ее первый самостоятельный фильм «Короткие встречи» (1968, Муратова также исполнила в нем главную женскую роль) во многих смыслах является переходным, ...
3. Музыкальная энциклопедия. Мелодия
Входимость: 2. Размер: 59кб.
Часть текста: Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Мелодия Мелодия (греч. melodia, от melos - напев, песня и odn - песня, пение) - одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему, ведущему голосу, тогда как второстепенные средние голоса гармонич. заполнения и бас, составляющий гармонич. опору, не обладают в полной мере типич. качествами мелодии. М. представляет осн. начало музыки; "самая существенная сторона музыки - мелодия" (С. С. Прокофьев). Дело др. компонентов музыки - контрапункта, инструментовки, гармонии "дополнять, дорисовывать мелодическую мысль" (М. И. Глинка). Мелодия может существовать и оказывать художеств. воздействие в одноголосии, в соединении с мелодиями в др. голосах (полифония) или с гомофонным, гармонич. сопровождением (гомофония). Одноголосной является нар. музыка мн. народов; у ряда народов одноголосие составляло единств. вид проф. музыки в определённые историч. периоды или даже на всём протяжении их истории. В мелодии, помимо важнейшего в музыке интонационного начала, проявляются и такие муз. элементы, как лад, ритм, муз. структура (форма). Именно через мелодию, в мелодии они в первую очередь выявляют свои выразит. и организующие возможности. Но и в многоголосной музыке М. всецело главенствует, она - "душа музыкального произведения" (Д. Д. Шостакович). В статье рассматриваются этимология, значение и история термина "М." (I), природа М. (II), её структура (III), история (IV), учения о М. (V). I. Греч. слово melos (см. Мелос ), составляющее основу термина "М.", первоначально ...
4. Популярная художественная энциклопедия. Оформительское искусство
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Часть текста: живописи, графики, театра, музыки, киноискусства и светотехники, позволяет создать образцы массового синтеза искусств, отличающиеся ярким эмоциональным воздействием на участника или зрителя. Взаимодействуя с городской, спортивной, выставочной и т. п. архитектурой, оформительское искусство, в отличие от нее, обычно заключает в себе программное, конкретное, наглядно-агитационное содержание. Оформительское искусство родственно театрально-декорационному искусству; но если в традиционном театре декорации, оформляющие единовременное действие на сценической площадке, воспринимаются извне, из одной точки зрительного зала, то оформительское искусство зритель обычно воспринимает, находясь внутри многопланового пространства (например, выставки), или же сам становится участником художественно оформленного действия, развивающегося во времени и пространстве (колонны демонстрации, народные гулянья и др.). Если монументальное искусство отражает дух и господствующие идеи эпохи в обобщённых, статичных, в значительной степени непреходящих художественных образах, рассчитанных на длительное и многократное восприятие, и использует "вечные" материалы (камень, металл, смальта и т. д.), то оформительское искусство, призванное быстро, публицистически остро откликаться на события сегодняшнего дня и украшать массовые празднества со всей их живой динамичностью, предполагает относительно беглый и преимущественно одноразовый осмотр. Поэтому в целях усиления своего воздействия на зрителя оформительское искусство прибегает к плакатному лаконизму образов, использует лёгкие и мобильные материалы и конструкции, острые пространственные и цветовые решения, сложные художественные эффекты (сочетание различных видов искусства, материалов, осветительных приёмов и т. д.). Произведения оформительского искусства в сочетании с архитектурой могут играть как подчинённую (включаясь в...
5. Музыкальная энциклопедия. Ступень
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Часть текста: С. - одно из проявлений движения, развития, средствами звуковысотной структуры. Совокупность С., принадлежащих к.-л. системе, предполагает упорядоченность переходов от одной С. к другой; в этом - нек-рое сходство понятий С. и тональной функции. В гармонич. тональности в соответствии с различием между двумя осн. типами звуковысотной организации - одногол. и многогол. - под термином "С." подразумевается не только отдельный звук гаммы, но также и построенный на нём как на осн. тоне аккорд (говорят, напр., о голосоведении в последовании ступеней: V - VI). Для обозначения С. того и др. типов Г. Шенкер к традиц. записи римскими цифрами прибавил арабские: С.-аккорд охватывает неск. С.-звуков (напр., аккорд V9 включает 5, 7, 2, 4, 6, причём переход от одной "звукоступени" к другой в рамках одной "аккордоступени" не воспринимается как изменение её общей функции, т. к. она распространена на все составляющие её "звукоступени"). В гармонич. тональности С. - местный центр (микролад; напр., на V С. 1 тяготеет в 7 вопреки осн. тяготению), подчинённый общему (С. как сублад). С понятием "С.-аккорд" связан один из наиболее распространённых методов обозначения аккордов, сущность к-рого - указание номера гармонии в ряду-гамме (функциональные обозначения, в отличие от ступенных, определяют значение аккорда в логике гармонич. процесса). В европ. музыке 17-19 вв., базирующейся на 12-ступенном акустич. строе, господствовали диатонич. в своей основе (см. Диатоника ) лады - мажор и минор, допускавшие, однако, хроматизм. 12 "звукоступеней", возможных в рамках этих ладов, функционально подразделялись на 7 основных (в C-dur соответствуют белым клавишам фп.) и 5 производных (альтерированных; соответствуют чёрным клавишам); такая альтерац. хроматика - явление, вторичное по отношению к диатонич. основе (Ф. Шопен, Этюд a-moll op. 25 No 11), и лады согласно главному принципу структуры следует считать 7-ступенными. В музыке 20 в. наряду с...