Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Творческие портреты композиторов
МУХАТОВ ВЕЛИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МУХАТОВ ВЕЛИ

МУХАТОВ Вели (Велимухамед) (р. 5 V 1916, аул Багир, ныне Ашхабадского р-на) "Он - счастливый человек"! - как расхоже мы произносим эти слова, при этом вполне сознавая упрощенность подобных суждений о сложностях, противоречиях человеческой жизни во всех ее аспектах. Исключительно редки случаи, когда мы не ошибаемся. Один из них - судьба выдающегося туркменского композитора Вели Мухатова.

Будущий композитор родился в небольшом туркменском ауле Багир, расположенном у подножья Копет-Дага. Это удивительный уголок природы. Пожалуй, таких немного в мире: горы и пустыня - два образа вечности - кольцом сжали и этим еще больше подчеркнули прелесть живописного оазиса. Детские и юношеские годы Мухатова прошли в условиях духовного возрождения родного народа. Период утверждения Советской власти в Средней Азии ознаменовал конец многовековой политико-географической и культурной изоляции туркмен.

Вели посчастливилось родиться в семье людей, обрученных с Землей и Музыкой. Родители, простые крестьяне, искренне любили декоративно-художественное и музыкальное творчество. В их доме собирались известные бахши - народные музыканты - и долгими ночами звучала народная песня. Мухатов тянулся к музыке всегда - и будучи беззаботным ребенком, и юношей (когда работал шофером и автомехаником). Благодаря счастливой встрече с Р. Глиэром ему была дана путевка в большое искусство. В возрасте 20 лет, не зная нотной грамоты, не выезжая дальше родной республики, не представляя, что существует какая-то другая жизнь с музеями, концертными и оперными залами, симфоническими оркестрами, Мухатов попадает в Москву. Благодаря упорному труду, большому таланту, помощи своих учителей С. Василенко, Г. Литинского, Ю. Келдыша, К. Щедрина он оканчивает Московскую консерваторию с блестящими результатами: за 2 студенческие работы - "Туркменскую сюиту" для симфонического оркестра и симфоническую поэму "Моя Родина" - он 2 года подряд удостаивается двух Государственных премий СССР. Таких примеров мало даже в истории прославленной его альма-матер!

Умножая на труд свой талант, Мухатов даровал счастливую судьбу своим произведениям. Композитором создано более 200 произведений в различных жанрах. 3 симфонии ("Памяти Махтумкули" - 1974, "Героическая" - 1984, "Посвящение матери" - 1985) подняли туркменскую симфоническую музыку на более высокую ступень своего развития. В них композитор продолжает традиции мировой симфонической культуры и в то же время опирается на различные пласты туркменского фольклора. Особо следует выделить Вторую симфонию ("Героическую"). Это сочинение исповедального характера, сфокусировавшее те чувства, которые наполняли автора - участника Великой Отечественной войны - на протяжении многих лет. Симфония посвящена Герою Советского Союза, земляку Айдогды Тахирову и в его лице всем тем, кто отдал жизнь за Великую Победу. Это и призыв композитора к сохранению мира на земле.

Наиболее яркое сценическое произведение Мухатова и интереснейшее явление туркменского музыкального театра - опера "Конец кровавого водораздела" (1967). Здесь композитор проявил настоящий талант драматурга, продемонстрировал глубокое понимание законов сцены, богатый мелодический дар, блестящее ансамблевое и оркестровое мастерство. Главная тема - классовая борьба туркмен совместно с русским и другими народами против угнетателей в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции.

Мухатову принадлежат также хоровые и вокально-симфонические произведения. В его кантатах "Победа" (1954), "Счастье" (1954), "О коммунистической партии" (1953), в оратории "Мой Ашхабад" (1980), в вокально-симфонической поэме "Сказание о коммунисте" (1970) и в ряде других произведений привлекают гражданственность музыкально-поэтических образов, красота мелодий, яркий национальный колорит, подлинно демократические черты. Мухатов является также автором музыки Гимна Туркменской ССР.

О секрете творческого долголетия сам композитор говорит просто и ясно: "Для меня нет более могучего стимула в жизни, чем беспредельная любовь к музыке"...

В начало словаря