Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Творческие портреты композиторов
РЯЭТС ЯАН ПЕТРОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РЯЭТС ЯАН ПЕТРОВИЧ

РЯЭТС Яан Петрович ( р. 15 X 1932, Тарту)

Ярок и безошибочно узнаваем в хоре многонациональной советской музыки голос эстонского композитора Я. Ряэтса - художника, вслушивающегося в эпоху, стремящегося к созданию собственного, глубоко индивидуального ее образа, "приучившего" слушателя за многие годы своей творческой деятельности к смелости замыслов, к неожиданности композиционных решений.

Закончив Таллиннскую консерваторию по классу М. Саара и X. Эллера (1957), в начале своего творческого пути Ряэтс сочетал композиторскую деятельность с работой звукорежиссера Эстонского радио (195566), а затем - музыкального руководителя республиканского телевидения. Со студенческих лет основные интересы Ряэтса сосредоточились в камерно-симфонической сфере. Оттолкнувшись от национальной романтической традиции (ранние фортепианные сонаты, Первая и Третья симфонии), он, как и его ровесники Э. Тамберг, В. Тормис, начал активный поиск собственного творческого метода. Мерилом для молодого композитора являлись оказавшие на него заметное влияние классики XX в. - Д. Шостакович, С. Прокофьев, И. Стравинский, П. Хиндемит. Волевой темперамент, тонкий артистизм, отточенность музыкальной мысли, "земная, осязаемая, мускулистая плоть музыки" (М. Арановский), новый взгляд на традиционную структуру жанра... Так заявил о себе создатель Концерта для камерного оркестра (1961) - произведения, сразу поставившего Ряэтса в ряды ведущих мастеров советского музыкального искусства.

Сегодня в активе композитора около 80 опусов самых различных жанров: 8 симфоний, 2 концерта для камерного оркестра, 2 концерта для скрипки, Концерт для виолончели, 6 квартетов, 5 фортепианных трио, фортепианные Квинтет и Секстет, Аллегро для фортепиано, виолончели и оркестра, 4 фортепианных концерта (один из них - для двух фортепиано). Фортепиано занимает особое место в творчестве Ряэтса. Кроме названных сочинений для чего написаны 9 сонат, 6 циклов по 24 пьесы (2 цикла прелюдий - один из них с камерным хором; цикл багателей, 2 цикла "Маргиналий, Путевые тетради"). Фортепианные опусы Ряэтса прочно вошли в репертуар как учащейся молодежи, так и зрелых исполнителей. Показательно, что его Токката была избрана обязательной пьесой в программе IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1970). "Яан Ряэтс - не только интересный музыкант", - говорит К. Рандалу. - ..."каждый раз талант композитора преподносит нам что-то новое, требующее обдумывания, даже разгадки. Таковы, например, "Маргиналии" - своего рода фантазии в духе музыки различных стилей от барокко до бытовых жанров современности". Было бы неверно ограничивать представление о Ряэтсе как о композиторе исключительно камерно-симфоническом. Не менее плодотворны, хотя и не многочисленны "выходы" в другие сферы. Им созданы такие вокально-инструментальные полотна, как декламатория "Карл Маркс; Школьная кантата", посвященная 110-летию со дня рождения В. И. Ленина; "Маленькая оратория" (все на ст. Э. Ветемаа).

Хорошо известна музыка Ряэтса для кино, где он постоянно сотрудничает с режиссером В. Кяспера. Их имена соседствуют в титрах многих фильмов (в т. ч. "Девушка в черном; Время жить, время любить; Опасные игры; Рябиновые ворота").

Широкому жанровому диапазону отвечает стилистически разнообразная языковая палитра эстонского мастера. Художник, постоянно вслушивающийся в мир окружающих его звуков, Ряэтс смело соединяет даже в рамках одного сочинения "старое и новое, серьезное и легкое. Сейчас в музыке сложное время", - сказал Ряэтс в одной из бесед. - "При множестве течений перед композитором открываются широкие возможности в выборе того или иного способа самовыражения. Но есть и некая общая тенденции: композиторы ищут пути к слушателю, хотят быть ближе, понятнее ему"... Творчество самого Ряэтса насквозь пронизано таким стремлением. Не случайно его произведения пользуются неизменным успехом как у нас в стране, так и за ее пределами - на Кубе, в Чехословакии, Англии, США, Японии, Франции, Финляндии и др.

Наш современник, Яан Ряэтс - в неустанном движении, поиске новых форм существования любимого искусства. Это забота не только Ряэтса-композитора, но Ряэтса-педагога (с 1981 г. он доцент Таллиннской консерватории), Ряэтса - музыкально-общественного деятеля.

Находясь в гуще жизни, Ряэтс черпает вдохновение в самой жизни. В этом залог неувядающей новизны творчества замечательного композитора, встречи с которым всегда ждут и исполнитель, и слушатель.

В начало словаря