Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Творческие портреты композиторов
СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ

СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ Василий Павлович ( 25 IV 1907, Петербург - 2 XII 1979, Ленинград)

"Жизнь наша всегда богата событиями, богата людскими чувствами. В ней есть, что прославить, и есть, что сопережить - глубоко и вдохновенно". В этих словах заключено кредо замечательного советского композитора В. Соловьева-Седого, которому он следовал на протяжении всего творческого пути. Автор огромного количества песен (свыше 400), 3 балетов, 10 оперетт, 7 произведений для симфонического оркестра, музыки к 24 драматическим спектаклям и 8 радиопостановкам, к 44 кинофильмам, Соловьев-Седой воспел в своих произведениях героику наших дней, запечатлел чувства и мысли советского человека.

В. Соловьев родился в семье рабочего. Музыка с детства влекла к себе одаренного мальчика. Обучаясь игре на фортепиано, он обнаружил незаурядный дар импровизации, однако композицию стал изучать лишь в 22 года. В ту пору он работал пианистом-импровизатором в студии художественной гимнастики. Однажды его музыку услышал композитор А. Животов, одобрил ее и посоветовал юноше поступить в недавно открывшийся музыкальный техникум (ныне Музыкальное училище им. М. П. Мусоргского).

Спустя 2 года Соловьев продолжил занятия по классу композиции П. Рязанова в Ленинградской консерватории, которую окончил в 1936 г. В качестве дипломной работы он представил часть Концерта для фортепиано с оркестром. В студенческие годы Соловьев пробует свои силы в разных жанрах: пишет песни и романсы, фортепианные пьесы, музыку к театральным спектаклям, работает над оперой "Мать" (по М. Горькому). Большой радостью для молодого композитора было услышать в 1934 г. по Ленинградскому радио свою симфоническую картину "Партизанщина". Тогда же под псевдонимом В. Седой {Происхождение псевдонима имеет чисто семейный характер. Отец называл сына с детства "седым" за светлый цвет волос.} вышли из печати его "Лирические песни". Отныне Соловьев слил свою фамилию с псевдонимом и стал подписываться "Соловьев-Седой".

В 1936 г. на конкурсе песни, организованном Ленинградским отделением Союза советских композиторов, Соловьеву-Седому были присуждены сразу 2 первые премии: за песню "Парад" (ст. А. Гитовича) и Песню о "Ленинграде" (ст. Е. Рывиной). Окрыленный успехом, он стал активно работать в песенном жанре.

Песни Соловьева-Седого отличаются ярко выраженной патриотической направленностью. В предвоенные годы выделились "Казачья кавалерийская", часто звучавшая в исполнении Леонида Утесова, "Едем, братцы, призываться" (обе на ст. А. Чуркина). Его героическую балладу "Гибель Чапаева" (ст. З. Александровой) пели бойцы интернациональных бригад в республиканской Испании. Известный певец-антифашист Эрнст Буш включил ее в свой репертуар. В 1940 г. Соловьев-Седой завершил балет "Тарас Бульба" (по Н. Гоголю). Много лет спустя (1955) композитор вернулся к нему. Заново пересмотрев партитуру, он и автор сценария С. Каплан изменили не только отдельные сцены, но и всю драматургию балета в целом. В результате возник новый спектакль, приобретший героическое звучание, близкое гениальной повести Гоголя.

Когда началась Великая Отечественная война, Соловьев-Седой сразу же отложил в сторону все задуманные или начатые им работы и целиком посвятил себя песням. Осенью 1941 г. с небольшой группой ленинградских музыкантов композитор приехал в Оренбург. Здесь он организовал эстрадный театр "Ястребок", вместе с которым был направлен на Калининский фронт, в район Ржева. За первые полтора месяца, проведенных на фронте, композитор хорошо узнал жизнь советских солдат, их думы и чувства. Здесь он понял, что "задушевность и даже грусть могут быть не менее мобилизующими и не менее нужными бойцам". Постоянно звучали на фронте "Вечер на рейде" (ст. А. Чуркина), О чем ты тоскуешь, товарищ моряк (ст. В. Лебедева-Кумача), "Соловьи" (ст. А. Фатьянова) и др. Не менее популярными были и шуточные песни - "На солнечной поляночке" (ст. А. Фатьянова), "Как за Камой за рекой" (ст. В. Гусева).

Отгремела военная гроза. Соловьев-Седой вернулся в свой родной Ленинград. Но, как и в годы войны, композитор не мог долго оставаться в тиши своего кабинета. Его тянуло к новым местам, к новым людям. Василий Павлович много ездил по стране и за рубеж. Эти поездки давали богатый материал для его творческой фантазии. Так, будучи в 1961 г. в ГДР, он написал вместе с поэтом Е. Долматовским волнующую "Балладу об отце и сыне". В основе "Баллады" лежит действительный случай, происшедший у могилы солдат и офицеров на территории Западного Берлина. Поездка в Италию дала материал сразу для двух крупных произведений: оперетты "Олимпийские звезды" (1962) и балета "В порт вошла "Россия"" (1963).

В послевоенные годы Соловьев-Седой по-прежнему уделял основное внимание песням. Широкое признание завоевали "Солдат - всегда солдат" и "Баллада о солдате" (ст. М. Матусовского), "Марш нахимовцев" (ст. Н. Глейзарова), "Если бы парни всей земли" (ст. Е. Долматовского). Но, пожалуй, наибольший успех выпал на долю песен "Где же вы теперь, друзья-однополчане" из цикла "Сказ о солдате" (ст. А. Фатьянова) и "Подмосковные вечера" (ст. М. Матусовского) из кинофильма "В дни спартакиады". Эта песня, получившая первую премию и Большую золотую медаль на Международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 г. в Москве, приобрела широчайшую известность.

Немало превосходных песен написал Соловьев-Седой для кинофильмов. Сойдя с экрана, они сразу же были подхвачены народом. Таковы "Пора в путь-дорогу, Потому что мы пилоты", задушевная лирическая "На лодке", мужественная, полная энергии "В путь". Ярким песенным мелодизмом проникнуты также оперетты композитора. Лучшие из них - "Самое заветное" (1951), "Восемнадцать лет" (1967), "У родного причала" (1970) - были с успехом поставлены во многих городах нашей страны и за рубежом.

Приветствуя Василия Павловича в день его 70-летия, композитор Д. Покрасс сказал: "Соловьев-Седой - это советская песня нашего времени. Это подвиг военного времени, выраженный чутким сердцем... Это борьба за мир. Это нежная любовь к Родине, родному городу. Это, как часто говорят про песни Василия Павловича, эмоциональная летопись поколения советских людей, которое закаливалось в огне Великой Отечественной"...

В начало словаря