Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Творческие портреты композиторов
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

ПАВАНА

Павана - торжественный медленный танец, распространенный в XVI в. в Европе. Это один из наиболее величественных танцев. Его танцевали в плаще и при шпаге во время различных торжественных церемоний.

ПАГАНИНИ НИККОЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАИЗИЕЛЛО ДЖОВАННИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАЛЕСТРИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАЛИАШВИЛИ ЗАХАРИЙ ПЕТРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРТИТУРА

Пьесы для рояля или аккордеона записывают на двух строчках: одна для правой руки, другая для левой. Произведения для голоса или какого-нибудь инструмента с фортепиано пишутся на трех строчках: верхняя для голоса, скрипки, виолончели и т. д., две нижние -- для рояля. Но вот музыку исполняет струнный квартет, оркестр или даже еще больший коллектив: оркестр, хор и несколько солистов. Как быть в таком случае? Нельзя же писать отдельные строчки для каждого исполнителя. Нельзя, да и не нужно. Ведь в каждом оркестре много одинаковых инструментов, например, скрипок или виолончелей, а в хоре -- одинаковых голосов. Для них достаточно одной нотной строчки. Если на нотных строчках написать одну под другой партии разных инструментов, получится то, что мы называем партитурой. На одной странице нотной бумаги в двадцать четыре -- тридцать строк записывается все, что играют вместе инструменты, поет хор. Понятно, что поместиться на такой странице могут лишь несколько тактов. В партитуре партии всех инструментов размещены в строгом порядке. Внизу -- строчки для струнных инструментов, над ними помещается группа ударных, выше -- медные духовые, еще выше -- деревянные. Если в исполнении участвуют хор и солисты, то строчки с их партиями размещаются под ударными, выше струнных инструментов. И внутри каждой группы места тоже строго распределены. Нижние строчки -- для самых низких инструментов группы: контрабасов у струнных, фагота -- у деревянных, тубы -- у медных. Чем выше строка, тем выше «голос» инструмента.

ПАРТИЯ

Это слово вы и пишете, и говорите сами, наверное, очень часто. «В магазин поступила большая партия новых товаров»; «Шахматист выиграл партию»; «Руководящая сила нашего общества -- Коммунистическая партия», -- в каждой из этих фраз слово «партия» имеет иное значение. И вам оно, конечно, понятно без объяснений. А как же в музыке? И в ней слово «партия» имеет не одно, а два различных значения. С одним вы, наверняка, сталкивались. Во время концерта объявляют: «Партию фортепиано исполняет...»; «Партию Хозе в опере "Кармен" исполнил...» и так далее. Партией в этом случае называется составная часть музыкального произведения, исполняемая одним музыкантом или несколькими -- в унисон. Так, любой струнный квартет (мы имеем в виду квартет -- произведение) состоит из партий первой скрипки, второй скрипки, альта и виолончели. В операх у каждого солиста своя партия. В романсе вы слышите партию голоса и партию фортепиано. Из партий басов, теноров, сопрано и альтов состоит и хоровое произведение. Но можно услышать и такую фразу: «Главная партия этой сонаты мне очень понравилась, а вот побочная кажется не такой удачной». В данном случае слово «партия» обозначает один из разделов сонатной формы. Подробнее об этом значении вы можете прочесть в рассказах о сонате и об экспозиции.

ПАССАЖ

Слушая игру выдающихся пианистов или скрипачей, вы, наверное, не раз восхищались их удивительной техникой. Вспомните: бывают в музыкальных произведениях эпизоды, где звуки несутся с огромной скоростью. Кажется, будто они рассыпаются как жемчуг или сливаются в один непрерывный поток. Такие места в музыке называются пассажами. Это слово часто встречается на страницах этой книжки. В переводе с французского passage означает проход, переход. Действительно, исполняя тот или иной пассаж, музыкант, во-первых, словно переходит в очень быстром темпе из одного регистра своего инструмента в другой, а во-вторых, пассажи часто служат и для перехода от одной музыкальной темы к следующей. Правда, в музыке XIX века и в наши дни пассажей, которые были бы просто «переходами», осталось мало. Композиторы придают им все большую значительность, выразительность, мелодичность. Помните, как начинается «Полет шмеля» в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»? Стремительным «свистящим» пассажем композитор изображает догоняющего корабль шмеля. Но в этом «свисте» заключена мелодия. Насквозь пронизаны прекрасными мелодиями пассажи фортепианных сочинений Шопена.

ПАССАКАЛЬ

ПАССАКАЛЬ (см. ВАРИАЦИИ).

ПАССИОНЫ

Пассионы (Страсти; лат. passio, нем. Passion) - музыкальное произведение на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и распятии Иисуса.

ПАУЗА

О различных звуках, о свойствах музыкального звука вы, наверное, многое прочли на страницах этой книжки. Однако музыка, музыкальные произведения состоят не только из звуков. Очень важной их частью являются паузы. Греческое «pausis» означает прекращение, перерыв. Так называется временное молчание, прекращение звучания, возникающее между частями произведения, между разделами внутри одной части, или в каком-то элементе музыкальной ткани. Например, в партии одного или нескольких инструментов в оркестровом произведении; в партии певца или, напротив, в аккомпанементе романса или песни; в одном из голосов полифонического произведения и т. п. Как и длительность звуков, длительность пауз измеряется и изображается в нотах условными значками: Так же, как у ноты, точка справа от значка паузы увеличивает ее длительность в полтора раза. Если пауза длится больше одного такта, над ним ставится соответствующая цифра, например: Одновременная пауза всех участников ансамбля или оркестра продолжительностью не менее целого такта называется генеральной паузой и обозначается сокращенно латинскими буквами G. р.

ПАШКЕВИЧ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕЙКО НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕНДЕРЕЦКИЙ КШИШТОФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРГОЛЕЗИ ДЖОВАННИ БАГГИСТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕЛОЖЕНИЕ (см. ТРАНСКРИПЦИЯ).

ПЕРСЕЛЛ ГЕНРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕСНЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТРОВ АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИАНИНО

ПИАНИНО (см. ФОРТЕПИАНО).

ПИПКОВ ЛЮБОМИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИЦЦИКАТО

Итальянским словом pizzicato обозначается особый прием игры на струнных смычковых инструментах. Вы знаете, конечно, что на скрипке, альте, виолончели и контрабасе играют при помощи смычка, которым водят по струнам. Но если композитор около нотной строчки струнного инструмента пишет pizz., то есть сокращение слова pizzicato, то исполнитель убирает смычок и играет пальцами, защипывая струны, как это делается у струнных щипковых инструментов. Звук при этом получается специфический, похожий на звук гитары или балалайки. Есть произведения, в которых прием пиццикато использован для подражания народным инструментам. Лядов в «Плясовой» для оркестра ввел пиццикато струнных, чтобы изобразить игру балалайки. Римский-Корсаков в «Испанском каприччио» имитировал таким образом звучание гитары. Бывают случаи, когда композитор применяет пиццикато не для звукоподражания, а в выразительных целях. У Чайковского, например, в скерцо Четвертой симфонии вся струнная группа оркестра играет пиццикато. Легкое, отрывистое звучание большого количества инструментов придает музыке таинственный, призрачный колорит. Полька-пиццикато братьев Иоганна и Иозефа Штраусов потому так и называется, что струнные все время играют в ней пиццикато.

ПЛЕКТР

ПЛЕКТР (см. МЕДИАТОР).

ПОЛИСТИЛИСТИКА

Полистилистика - намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений; стилистическая разнородность, возникающая в результате применения ряда технических приемов.

ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ

Политональность - особый вид ладотонального изложения, составная (но единая) система звуковысотных отношений, применяемая преимущественно в современной музыке.

ПОЛИФОНИЯ

ПОЛИФОНИЯ (см. МНОГОГОЛОСИЕ).

ПОПУРРИ

Этот музыкальный термин заимствован из... кулинарии. В самом деле: французы с давних времен пользуются репутацией лучших поваров в мире. И вот по-французски «pot-pourri» -- сборное блюдо. По-другому -- смесь. Что же это за «сборное блюдо» в музыке? Попурри -- пьеса, довольно большая по размерам, чаще всего -- оркестровая или фортепианная, составленная из заимствованных мелодий. Существуют попурри на темы известных опер и оперетт, на темы популярных песен. Вам, наверное, не раз приходилось слышать попурри на темы песен Дунаевского или Соловьева-Седого. Иногда их называют фантазиями.

ПРИПЕВ

ПРИПЕВ (см. РЕФРЕН).

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУАНТИЛИЗМ

Пуантилизм (франц. pointillisme, от pointiller - писать точками, point - точка) - письмо точками, один из современных методов композиции. Музыкальная мысль излагается не в виде тем или мотивов, а помощью отрывистых (как бы изолированных) звуков, окруженных паузами.

ПУЛЕНК ФРАНСИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУЧЧИНИ ДЖАКОМО

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница