Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Творческие портреты композиторов
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧАВЕС КАРЛОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧАЙКОВСКИЙ БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧАЙКОВСКИЙ ПЕТР ИЛЬИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧАКОНА

ЧАКОНА (см. ВАРИАЦИИ).

ЧАЛАЕВ ШИРВАНИ РАМАЗАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧАСТУШКА

Наверное, каждый из вас слышал, как исполняются частушки -- веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Достается в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные, юмористические. Слово частушка происходит от «частый», то есть быстрый. Частушки (кое-где их называют припевками, вряд ли нужно объяснять, почему) возникли в России в конце 60-х годов прошлого века. Это быстрые песни в четком ритме двудольного танца. Мелодия у них совсем коротенькая -- всего один небольшой куплет, который очень много раз повторяется с разными текстами. Особый вид частушки -- так называемые «страдания». Они более медленные, певучие, лирического содержания. Частушки часто используют в своих произведениях советские композиторы. Так, Р. К. Щедрин ввел частушку в свой фортепианный концерт, большую роль она играет и в его опере «Не только любовь».

ЧЕЛЕСТА

К своей музыкальной сказке «Кикимора» композитор Лядов дал такое предисловие: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн -- говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной». В музыке воплощено все, о чем рассказывает предисловие: и сказки кота-баюна, и стук и гром, свист и шип Кикиморы... А хрустальную колыбельку композитор изобразил звучанием челесты. Звук ее -- действительно будто хрустальный: высокий, нежный и звенящий. Челеста (по-итальянски небесная, прозрачная) похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки. Диапазон челесты четыре октавы, начиная от до первой. Челеста -- совсем молодой инструмент. Она появилась в 1788 году, а в оркестр пришла позднее. Одним из первых, в 1891 году, ее применил Чайковский: в балете «Щелкунчик» он поручил челесте сопровождать танец феи Драже.

ЧЕРЕПНИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧИМАРОЗА ДОМЕНИКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЮРЛЕНИС МИКАЛОЮС КОНСТАНТИНАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница