Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Музыкальный словарь Римана
АЛЬБРЕХТ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АЛЬБРЕХТ

Иог. Лоренц ("Magister А."). род. 8 янв. 1732 в Гёрмаре близ Мюльгаузена, ум. в 1773 в Мюльгаузене; изучал в Лейпциге филологию и вместе с тем музыку, настолько серьезно, что в 1758 был назначен одновременно учителем гимназии и органистом "Obermarktskirche" в Мюльгаузене. А. более всего известен как издатель "Musica mechanica organoedi" и "Musikalisches Siebengestirn" И. Адлунга; однако он написал также целый ряд самостоятельных работ: "Gründliche Einleitung in die Anfangslehren der Tonkunst" (1761); "Abhandlung über die Frage: ob die Musik beim Gottesdienst zu dulden sei oder nicht" '(1764); кроме того несколько статей в "Kritische Beiträge etc." Марпурга. A. был третейским судьей в теоретическом споре Марпурга с Зорге. Он написал также несколько музыкальных произведений (кантаты, "Passion" и фп-ные упражнения).

-----------------------------------

АЛЬБРЕХТ Иог. Матвей, род. 1 мая 1701 в Остерберингене около Гота, был органистом "Katharinenkirche", а позже "Barfüsserkirche" во Франкфурте н/М., где он и умер в 1769. Его высоко ценимые фп-ные концерты не были напечатаны.

-----------------------------------

АЛЬБРЕХТ, 1) Карл Францович, капельмейстер, род. 27 авг. 1807 в Познани, ум. 24 февр. 1863 в Гатчине. Музыкальное образование получил в Бреславле у теоретика Шнабеля. С 1825 А. состоял первым скрипачом в Бреславльском театре, а с 1835 – режиссером хора в Дюссельдорфском. театре и, наконец, дирижером странствующей оперной труппы. В СПБ. А. был приглашен в 1838 в качестве дирижера, сперва оркестра драматического театра, затем немецкой и позднее, в 1840, русской оперы, где явился заместителем Кавоса. Под его руководством состоялась в 1842 первая постановка "Руслана и Людмилы" Глинки. Некоторое время А. управлял также концертами СПБ. Филармонического Общества (1845), придворной певческой капеллы и др. Должность оперного дирижера А. занимал до 1850, после чего преподавал пение в Гатчинском сиротском институте. А. написал также (еще в Германии) несколько музыкальных произведений (месса, балет "Горный дух", 3 струнных квартета и др.). Сыновья его: – 2) Константин (Карл) Карлович, виолончелист и преподаватель хорового пения, род. 4 окт. 1836 в Эльберфельде (Германия), ум. 14 июня 1893 в Москве. Привезенный отцом в СПБ. в 1838, он до конца жизни не покидал России. Первоначальное музыкальное образование получил у отца, а впоследствии совершенствовался в игре на виолончели у Шмидта. В 1854 поступил в оркестр Московских Имп. театров. С 1860 был усердным помощником Н. Г. Рубинштейна в организации Московской консерватории. Покинув театральную службу в 1866, А. сделался инспектором Московской консерватории, в которой преподавал также элементарную теорию и хоровое пение. В 39 вышел в отставку и занялся капитальным трудом – составлением истории русской музыки, но не успел его окончить. Кроме того им составлены: "Курс сольфеджий" (по собственному методу); "Сборники хоровых пьес" (для мужского хора а cappella); "Руководство к хоровому пению по цифирному методу Шеве" (А. был приверженец этого метода); "5 сборников оперных хоров"; "Исследование о темпе в исполнении камерной музыки классических авторов"; "Тематический указатель вокальных сочинений М. И. Глинки;" "Нотные прописи" и пр. А. написал также много хоровых пьес, романсы и фп. пьесы. – 3) Евгений Карлович, скрипач и выдающийся музык. деятель, род. 4 июля 1842 в СПБ., ум. 28 янв. 1894 там же. Общее образование получил в Гатчинском Никол. сиротск. институте, а первоначальные музыкальные познания у своего отца Карла Францовича (С 1857 до 1860 учился в Лейпцигской консерватории у Гауптмана, Бренделя, Рихтера, Давида, Луи Пледи и Дрейшока. Окончив консерваторию А. в том же году поступил скрипачом в Спб. итальянскую оперу. Как солист, исполнитель камерной музыки и преподаватель А. скоро обратил на себя общее внимание. С 1872 он участвовал в комиссии для выработки проекта планов преподавания музыки и пения в воен. гимназиях; ему же принадлежит инициатива в деле учреждения ученических оркестров. В 1877 А. был назначен инспектором музыки всех Импер. оркестров в СПБ., каковую должность сохранил до смерти. В 1884 был командирован заграницу для ознакомления с административной стороной музыкального и в частности оркестрового дела. А. способствовал улучшению положения оркестровых музыкантов наших Импер. театров (его брошюру: "Прошлое и настоящее оркестра" 1886). В 1892 А. был назначен заведующим музыкаль. библиотекой Импер. театров, которую также значительно упорядочил, систематически сгруппировав весь ее нотный материал и составив для него подробный каталог, появлению которого в свет помешала смерть составителя. Вместе с г. г. Гильдебрандтом и Гилле, А. был одним из организаторов Спб. Общества камерной музыки, учрежд. в 1872; в концертах этого общества он постоянно принимал участие в качестве скрипача или альтиста. В 1881–86 А. состоял председателем Спб. Филарм. Общества, обзор деятельности которого напечатан им в 1884. Из педагогических сочинений А. напечатаны: "О рациональном преподавании музыки и пения в школах" (Педагогич. сборник, 1870), "Практич. элементарная школа для скрипки и для виолончели" и "Награда за первый успех детям-скрипачам" (для 1 или 2 скрипок с фп.). В 1891 А. выпустил брошюру "СПБ-ская консерватория", в которой указал на недостатки этого заведения. В сотрудничестве с г. Весселем им составлены получившие большую популярность три сборника: "Сборник солдатских, казацких и матросских песен", "Гусельки" (128 детских и народных песен) и "Школьные песни". (В.)
В начало словаря