Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Гамбургская государственная опера

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Гамбургская государственная опера

ГÁМБУРГСКАЯ ГОСУДÁРСТВЕННАЯ ÓПЕРА. Первые сведения о балетных представлениях в Гамбурге относятся к 1700. В Гамбургском оперном т-ре (осн. в 1678) балетм. Леман, Бенджамен, Батист ставили спектакли на муз. Ж. Б. Люлли, Р. Кайзера и Г. Ф. Телемана; балеты давались в основном приезжими итал. труппами. История проф. балетного т-ра в Гамбурге начинается с 1769, когда силами артистов "Дома комедии Аккермана" был показан балет "Дон Жуан" (балетм. Ф. Л. Шрёдер). Позднее здесь работали итал. балетм. Николини и А. Сакко. При них балеты составляли уже более трети репертуара т-ра. В 1830–40-х гг. ставились большие балеты, приглашались знаменитые гастролёры: М. Тальони, Л. Гран, Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито, А. Сен-Леон, супруги Прайс. Во 2-й пол. 19 в. балетмейстеры часто менялись. Короткий период расцвета приходится на 60-е гг., когда здесь поставила свои первые балеты К. Ланнер.

После 1-й мировой войны О. Брандт-Кнак создала неск. спектаклей в духе "нового художественного танца", подготовив почву для пост. Р. фон Лабана. За короткий срок (1923–25) Лабан оживил репертуар труппы, открыл "Театр камерного танца" и школу, к-рую затем возглавил его ученик А. Кнуст. Для становления театра много сделала X. Сведлунд, работавшая в 1932–55 (с перерывом) и поставившая совр. балеты. П. ван Дийк, гл. балетм. Гамбургской гос. оперы в 1962–70, повысил исполнительский уровень труппы и ввёл в репертуар балеты классич. наследия и пост. совр. балетмейстеров (гл. обр. Дж. Баланчина). В нач. 70-х гг. здесь работали А. Тюдор, Г. Тетли, М. Бежар, Дж. Кранко.

С 1973 коллективом руководит амер. балетм. Дж. Ноймайер. Возглавляемая им труппа стала одним из лучших коллективов ФРГ с обширным и разнообразным репертуаром. В репертуаре постановки Ноймайера – "Тишина" Крама, "Trauma" Генцмера, "Дон Жуан" на муз. Глюка и де Викториа, "Третья симфония Малера", "Песни Рюккерта" на муз. одноим. вок. цикла Малера, "Эпилог" на муз. Малера, "Ромео и Джульетта", "Дафнис и Хлоя"; "Детские сцены" на муз. одноим. фп. цикла Шумана, "Сумерки" на муз. Скрябина, "Иллюзии – как Лебединое озеро" на муз. балета Чайковского "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Весна священная", "Вариации на темы "Петрушки""; Дж. Баланчина – "Агон"; "Дивертисмент № 15" на муз. Моцарта; Дж. Роббинса – "Свадебка". Среди пост. последних лет (в скобках фамилии балетмейстеров): "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона и Лигети, "Ариэль" на муз. Моцарта, "Гамлет: подразумеваемое" на муз. Копленда, "Танец для начала" на муз. Бриттена, "Танец для конца" на муз. Воан-Уильямса, "Струнный квартет До мажор" на муз. произв. Шуберта, "Четвертая симфония Малера" – все в 1977, балетм. Ноймайер; "Подобно стрекозам над водой" на япон. традиц. муз. и муз. Моцарта (В. Хьюгс), "Воспоминания детства" на муз. Нам Джюн Пайк (Б. Кордуа), "И она плакала потому, что..." на муз. Арпа (В. Букович), "Спящая красавица" и "Элегия" на муз. Чайковского (оба – Ноймайер) – все в 1978.

В труппе (1978): солистки – Б. Кордуа, М. Круузе, М. Мессак, П. Самаропуло, А. Борнхаузен, Л. Чарлз, Д. Рютер, К. Скотт, Р. Сикарт; солисты – К. Хайген, О. Иванич, Ф. Клаус, И. Лишка, М. Мидинет, Р. Вержбицкий. Руководители балетной школы Гамбургской гос. оперы – Ноймайер и П. Аппель.

М. А. Гавриков.

В начало энциклопедии