Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Шри-Ланкийский классический танец

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Шри-Ланкийский классический танец

ШРИ-ЛАНКИ́ЙСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ. С древнейших времён танец в Шри-Ланке (Цейлон) существовал в двух основных видах. Первый из них, т. н. Танец Дьявола, связанный с анимистическим культом, являлся выражением атавистических страхов и представлений древнего человека. Этот танец носил характер заклинания или мольбы о ниспослании удачи в к.-л. делах, излечении от болезней, благополучном исходе родов, избавлении от нависшей опасности и т. п. Исполняемый совр. проф. танцовщиками в традиц. костюмах и масках, этот танец существует как экзотич. зрелище для туристов, посещающих Шри-Ланку. Второй – кандийский танец, который стал частью придворной жизни. Свободный от религ. и мифологич. сюжетов, он дал множество видов. Это были танцы, изображавшие разл. сценки повседневного дворцового быта, комич. происшествия, или танцы, имитирующие поведение животных и птиц. Танцы чередовались с песнями, прославлявшими могущество царей. Кандийский танец исполнялся также во время наиболее важных ежегодных буддийских храмовых церемоний, процессий великого праздника Перахеры. Осн. позиции кандийского танца: резко развёрнутые колени, пятки, соединённые таким образом, чтобы ступни образовывали прямую линию; характерный силуэт "алмаза", образуемый формой пространства между ногами танцовщика; слегка наклонённый вперёд корпус; определённые, условные движения кистей и пальцев рук. Кандийский танец исполняется босиком, под аккомпанемент ударных инструментов. Он носит мужественный и энергичный характер; танцуют его только мужчины. Костюмы отличаются особой пышностью. Иск-во кандийского танца передаётся из поколения в поколение. Возрождение кандийского танца началось в 1930–40-х гг. В совр. Шри-Ланке он культивируется при поддержке правительства. В 1944 пропагандист нац. танцев – Читрасена организовал балетную школу и труппу (с 1955 наз. "Балет Читрасены"), в её составе танцовщики – Ваджира, Лапая Гуру, Банду, Сена и другие. В 1955 основана Нац. академия танца и была сформирована труппа Нац. балет Цейлона. Среди танцовщиков и педагогов известность получил Гуная.

Лит.: Суриц Е. Я., Цейлонский балет, "Т", 1964, № 3, с. 143–46; Zoete В. de, Dance and magic drama in Ceylon, L., [1957]; Bowers F., Theatre in the East; a survey of Asian dance and drama, N. Y., [1960].

B. M. Паппе.

Шри-Ланкийский классический танец

Шри-Ланкийский классический танец

Шри-Ланкийский классический танец

Шри-Ланкийский классический танец

Шри-Ланкийский классический танец

Шри-Ланкийский классический танец

В начало энциклопедии