Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Якобсон Л. В.

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Якобсон Л. В.

ЯКОБСÓН Леонид Вениаминович [2(15).1.1904, Петербург, – 17.10.1975, Москва, похоронен в Ленинграде], сов. артист и балетмейстер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог В. И. Пономарёв), в 1926–33 артист, в 1942–50 и 1956–75 – балетмейстер Т-ра им. Кирова. В 1933–42 артист и балетмейстер Большого т-ра. Исполнял классич. и гротесковые партии (Гость в костюме летучей мыши – "Щелкунчик", балетм. Ф. В. Лопухов; Кот в сапогах – "Спящая красавица"; Акробат – "Красный мак", и др.). Балетмейстерскую деятельность начал ещё в ученические годы (ставил концертные номера). Первая крупная работа – пост. 2-го акта балета "Золотой век" Шостаковича (1930, Ленингр. т-р оперы и балета). Продолжатель и последователь М. М. Фокина, Я. всегда шёл "против течения". В молодости он отрицал классич. танец, в зрелости стал инициатором возвращения в балетный театр танцевальной пластики, раздвинув её выразительные возможности и применяя в разных жанрах. Утверждал драматический балет, используя при этом специфически хореографич. способы решения сюжета. Всегда искал новые выразительные средства и формы, переносил в балет образы и приёмы смежных искусств. Сквозной темой его творчества стало осмеяние и осуждение разных форм зла и социальных пороков. Ведущая форма балетмейстерского творчества Я. – хореографическая миниатюра. Лучшие из уже созданных и новые миниатюры были объединены в спектакль "Хореографические миниатюры" (1959, Т-р им. Кирова). В их числе: "Охотник и птица" на муз. Грига, "Размышление" на муз. Чайковского, "Слепая" на муз. Понса – Хейфица, "Венский вальс" на муз. Р. Штрауса, "Тройка" на муз. Стравинского, "Кумушки" Аранова, "Подхалим" Цитовича, "Триптих на темы Родена" на муз. Дебюсси ("Вечная весна", "Поцелуй", "Вечный идол").

Пост. балеты: "Чавдарчо" ("Пионерия") Волошинова и Чулаки (Ленингр. хореографич. уч-ще, 1932), "Тиль Эйленшпигель" Р. Штрауса (там же, 1933), "Утраченные иллюзии" Асафьева (1936, Свердловский т-р), "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (Ленингр. хореографич. уч-ще, 1944), "Испанское каприччио" (там же, 1944; 1952, Ленингр. Малый т-р), "Каменный гость" (1946, Ленингр. хореографич. уч-ще), "Шурале" ("Али-Батыр", 1950, Т-р им. Кирова; Гос. пр. СССравни 1951; 1955, Большой т-р), "Сольвейг" на муз. Грига (1952, Ленингр. Малый т-р), "Спартак" (1956, Т-р им. Кирова; 1962, Большой т-р), "Клоп" Отказова и Фиртича (1962), "Новеллы любви" на муз. Равеля (1963), "Двенадцать" Тищенко (1964), "Страна чудес" Шварца (1967) – все в Т-ре им. Кирова. Я. был худ. руководителем ленингр. ансамбля Хореографические миниатюры, где пост.: "Па-де-де" и "Полёт Тальони" на муз. Моцарта, "Па-де-труа" на муз. Россини, "Па-де-катр" на муз. Беллини, "Средневековый танец с поцелуями" на муз. Прокофьева, "Паоло и Франческа" и "Минотавр и Нимфа" (оба на муз. Берга), "Бродячий цирк", "Контрасты" и "Негритянский концерт" на муз. Стравинского, "Экзерсис XX" на муз. Баха, "Симфония бессмертия" на муз. Тищенко, "Город" на муз. Веберна, "Блестящий дивертисмент" Глинки, "Моцартиана", "Сюрприз" на муз. Гайдна, Шесть па-де-де; "Клоп" и "Свадебный кортеж" на муз. Шостаковича, и др.

Соч.: Ассоциация нового балета, "ЖИ", 1928. № 43; За балетмейстерскую смену, "Р и Т", 1929, № 39; Пути советской хореографии, там же, 1931, № 26; Тайна власти художника, в кн.: Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, Л., 1971.

Лит.: Леонид Якобсон. Сб. статей, Л. – М., 1965; Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете. М., 1966, с. 316–34; Красовская В., Статьи о балете, Л., 1967; Добровольская Г., Балетмейстер Леонид Якобсон, Л., 1968.

Г. Н. Добровольская.

"Сольвейг". Балетм. Л. Якобсон

"Клоп" Ф. Отказова и Г. Фиртича. Балетм. Л. Якобсон

Якобсон Л. В.

"Сольвейг". Балетм. Л. Якобсон

Якобсон Л. В.

"Клоп" Ф. Отказова и Г. Фиртича. Балетм. Л. Якобсон

В начало энциклопедии