Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
"Лебединое озеро"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

"Лебединое озеро"

"ЛЕБЕДИ́НОЕ ÓЗЕРО", балет в 4 актах. Комп. П. И. Чайковский, сцен. В. П. Бегичев и В. Ф. Гельцер. 20.2.1877, Большой т-р, Москва, балетм. В. Рейзингер, худ. К. Ф. Вальц (2-й и 4-й акты), И. Шангин (1-й акт) и К. Гроппиус (3-й акт), дирижёр С. Я. Рябов; Одетта – Одиллия – П. М. Карпакова, Зигфрид – А. К. Гиллерт, Ротбарт – С. П. Соколов. 1880 и 1882, возобн., там же, балетм. Й. Хансен, худ. и дирижёр те же; Одетта – Одиллия – E. H. Калмыкова и Л. Н. Гейтен, Зигфрид – А. Ф. Бекефи. 24.1.1901, новая пост., там же, балетм. A. A. Горский, худ. А. Я. Головин, К. А. Коровин и H. A. Клодт, дирижёр и автор муз. ред. А. Ф. Аренде; Одетта – Одиллия – A. A. Джури, Зигфрид – М. М. Мордкин, Ротбарт – К. С. Кувакин. 1912, возобн., там же, балетм. и дирижёр те же, худ. К. А. Коровин; Одетта – Одиллия – Е. В. Гельцер, Зигфрид – В. Д. Тихомиров, Ротбарт – А. Д. Булгаков. 17.2.1894, Мариинский т-р, Петербург, 2-й акт, балетм. Л. И. Иванов; Одетта – П. Леньяни. 15.1.1895, там же, весь балет –балетм. Л. И. Иванов и М. И. Петипа, худ. И. П. Андреев, М. И. Бочаров, Г. Левот (декорации), Е. П. Пономарёв (костюмы), дирижёр P. E. Дриго; Одетта – Одиллия – П. Леньяни, Зигфрид – П. А. Гердт, Ротбарт – А. Д. Булгаков. На сов. сцене: 29.2.1920, Большой т-р, балетм. A. A. Горский, реж. В. И. Немирович-Данченко, худ. К. А. Коровин (1-й акт), A. A. Арапов (новые декорации 2–4-го актов), дирижёр А. Ф. Арендс; Одетта – Е. М. Ильюшенко, Одиллия – М. Р. Рейзен, Зигфрид – Л. А. Жуков, Ротбарт – А. Д. Булгаков. 1922, возобн., там же; Одетта – Одиллия – М. П. Кандаурова, Зигфрид – A. M. Meccepep. 1937, там же, балетм. Е. И. Долинская (восстановление 1–3-го актов), A. M. Meccepep (новая пост. 4-го акта), худ. С. Самохвалов и Л. Фёдоров, дирижёр Ю. Ф. Файер; Одетта – Одиллия – М. Т. Семёнова, Зигфрид – М. М. Габович, Ротбарт – П. А. Гусев. 25.12.1969, новая пост., там же, балетм. Ю. Н. Григорович, худ. С. Б. Вирсаладзе, дирижёр A. M. Жюрайтис; Одетта – Одиллия – Н. И. Бессмертнова, Зигфрид – Н. Б. Фадеечев. 25.4.1953, новая пост., Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер (1-й, 3-й и 4-й акты) и П. А. Гусев (2-й акт, по Л. И. Иванову), худ. А. Ф. Лушин (декорации) и Е. К. Архангельская (костюмы), дирижёр В. А. Эдельман; Одетта – Одиллия – В. Т. Бовт, Принц – A. B. Чичинадзе, Ротбарт – A. A. Клейн (позднее и В. Е. Терентьев). 13.4.1933, Т-р им. Кирова, возобн. по Л. И. Иванову и М. И. Петипа, балетм. А. Я. Ваганова, худ. В. В. Дмитриев, дирижёр Е. А. Мравинский; Одетта – Г. С. Уланова, Одиллия – О. Г. Иордан, Зигфрид – K. M. Сергеев. 1945, там же, новая ред. пост. Л. И. Иванова и М. И. Петипа, балетм. Ф. В. Лопухов, худ. Б. И. Волков (декорации) и Т. Г. Бруни (костюмы); Одетта – Одиллия – Н. М. Дудинская, Зигфрид – K. M. Сергеев, Ротбарт – Р. И. Гербек. 1950, возобн., там же, новая ред., балетм. K. M. Сергеев. 19.7.1958, Ленинградский Малый т-р, восстановление подлинника сочинения Л. И. Иванова и М. И. Петипа, балетм. Ф. В. Лопухов и К. Ф. Боярский, дирижёры Г. А. Дониях, О. М. Берг; Одетта – В. М. Станкевич, Одиллия – Т. Г. Боровикова, Зигфрид – Ю. Ц. Малахов. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Баку (1923, М. Ф. Моисеев и Н. Боголюбов; 1927 и 1945, С. Н. Кеворков; 1963, Г. Алмас-заде), Одесса (1923, Р. Балаяотти; 1969, С. Иванов), Харьков (1925, Р. Баланотти; 1963, B. C. Хомяков), Ташкент (1925, 1936 и 1950, П. К. Йоркин; 1964, A. B. Кузнецов), Киев (1926 и 1935, Л. А. Жуков; 1958, Ф. В. Лопухов), Тбилиси (1928, Р. Баланотти; 1945 и 1954, В. М. Чабукиани), Ереван (1934, Ю. Рейнке; 1940, В. К. Литвиненко и Л. М. Лавровский), Горький (1936, В. А. Кононович; 1951, Г. И. Язвинский; 1966, А. Сысоев; 1974, H. A. Фёдорова), Куйбышев (1936, А. Р. Томский; 1971, А. Я. Шелест и Р. Вагабов), Алма-Ата (1938, Л. А. Жуков; 1969, В. Бурцев), Донецк (1946, A. A. Гирман; 1964, А. И. Васильева и Е. Зайцев), Минск (1938 и 1948, К. А. Муллер; 1967, A. M. Meccepep), Пермь (1940 и 1952, Г. И. Язвинский; 1965, М. М. Газиев; 1973, H. H. Боярчиков), Саратов (1940, Л. А. Жуков; 1962, H. A. Фёдорова), Таллин (1940, Р. Я. Ольбрей; 1954, В. П. Бурмейстер; 1967, С. Иванова), Душанбе (1947, А. И. Проценко; 1962, В. Н. Кормилин), Львов (1947, Дельсон; 1969, В. А. Преображенский), Новосибирск (1947, М. Ф. Моисеев и К. И. Сальникова; 1963, П. А. Гусев, О. М. Виноградов; 1975, К. В. Шатилов), Вильнюс (1948, Ф. В. Лопухов), Свердловск (1948, В. И. Наумкин, 1955, Я. В. Романовский), Фрунзе (1949, Л. А. Жуков и Р. Миронович. 1978, Т. Боровикова, М. А. Асылбашев), Ашхабад (1952, К. Джапаров), Челябинск (1956, Н. И. Трегубое; 1969, H. A. Фёдорова), Воронеж (1961, Т. Е. Рамонова; 1968, К. А. Муллер и Д. Арипова), Чебоксары (1972, Р. В. Захаров), Самарканд (1968, Т. В. Хацаева), Уфа (1962, X. Сафиулин, Е. Войтович), Сыктывкар (1969, Л. А. Бордзиловская), Кишинёв (1968, С. Г. Корень), Казань (1975, В. Н. Шумейкин), Улан-Удэ (1975, А. Л. Андреев, Н. М. Стуколкина) и др. За рубежом (в скобках фамилии балетмейстеров): 9.2.1888, Прага, 2-й акт, концерт-чествование П. И. Чайковского (А. Бергер), Варшава (1900, Р. Грасси; 1961, Н. Г. Конюс; 1974, Б. Халиулов), Прага (1907, А. Вискузи; 1951, С. Махов; 1971, K. M. Сергеев и Н. М. Дудинская), Нью-Йорк (1911, М. М. Мордкин, он же – Зигфрид, Одетта – Одиллия – Е. В. Гельцер; 1951, 2-й акт, Дж. Баланчин; 1967, Д. Блэр), Белград (1925, А. Фортунато; 1951, Н. Кирсанова), Лондон (1934, Н. Г. Сергеев; 1943, 1952 и 1963, Р. Хелпмен; 1972, Б. Грей), София (1937, Л. Вылкова; 1956, В. П. Бурмейстер и А. Петров; 1967, О. Дановский), Хельсинки (1945, А. Н. Сакселин; 1957, A. M. Meccepep), Брно (1950, И. Псота; 1974, Й. Немечек), Будапешт (1951, A. M. Meccepep), Буэнос-Айрес (1953, 1963, Дж. Картер), Познань (1953, С. Мищик; 1969, К. Джевецкий), Пекин (1959, П. А. Гусев; спектакль Пекинского хореографич. уч-ща), Берлин (1959 и 1965, Л. Грубер; 1969, К. Макмиллан), Дрезден (1959, Т. Шиллинг), Париж (1960 и 1965, В. П. Бурмейстер), Сантьяго (2-й акт, 1962, А. Р. Томский), Гамбург (1963, П. ван Дийк), Загреб (1962, Р. В. Захаров), Токио (1963, И. В. Смирнов, спектакль Балетной школы им. Чайковского), Штутгарт (1964, Дж. Кранко), Копенгаген (1964, H. A. Анисимова; 1969, Ф. Флиндт), Стокгольм (1964, Н. Г. Конюс), Гданьск (1968, она же), Бухарест (1965, О. Дановский), Гавана (1965, А. Алонсо), Нидерланды (1965, И. Д. Вельский), Брегенц (1966, Д. Парлич), Лейпциг (1966, Э. Кёлер-Рихтер), Рим (1966, Э. Брун), Дюссельдорф (1969, Э. Вальтер и Р. Мазалова), Гётеборг (1971, Э. М. фон Розен), Зап. Берлин (1971, Г. Кресник), Кейптаун (1972, А. Лабис), Тегеран (1972, В. М. Чабукиани), Гамбург (1976, Дж. Ноймайер) и др. Балет ставился почти во всех т-рах мира.

Владетельный принц Зигфрид отвергает всех невест ради любви к прекрасной Одетте, превращённой злым гением Ротбартом в королеву лебедей. Коварство Ротбарта, явившегося на бал в замок принца с дочерью Одиллией (Чёрный лебедь), заставляет Зигфрида забыть о своей любви к Одетте. Невольная измена Зигфрида должна привести к гибели Одетту и девушек-лебедей. Однако сила любви принца и Одетты разрушает чары злого волшебника.

Лит.: Бахрушин Ю., Балеты Чайковского и их сценическая история, в кн.: Чайковский и театр, М.–Л., 1940, с. 80–139; Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956, с. 78–156; его же, "Лебединое озеро" П. Чайковского, Л., 1962; Суриц Е., По Чайковскому, "Т", 1953, № 8, с. 49–62; Житомирский Д., Балеты Чайковского, М., 1957, с. 33–61; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963, с. 188–203, 377–92; Beaumont С. W., The Ballet called Swan lake, L., 1952.

В начало энциклопедии