Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
"Петрушка"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

"Петрушка"

"ПЕТРУ́ШКА", балет (потешные сцены) в 4 картинах. Комп. И. Ф. Стравинский, сцен. Стравинский и А. Н. Бенуа. 13.6.1911, Русский балет Дягилева, т-р "Шатле", Париж, балетм. М. М. Фокин, худ. Бенуа, дирижёр П. Монтё; Петрушка – В. Ф. Нижинский, Балерина – Т. П. Карсавина, Арап – A. A. Орлов, Фокусник – Э. Чеккетти. 1919, "Метрополитен-опера", балетм. А. Р. Больм. 1940, "Орижиналь балле рюс", Нью-Йорк; Петрушка – Ю. Лазовский, Балерина – Т. Туманова, Арап – А. Алонсо, Фокусник – М. Ладре. 1942, "Американ балле тиэтр", Нью-Йорк; Петрушка – Ю. Лазовский, Балерина – И. Баронова. 1926, Оперный т-р, Ганновер, балетм. И. Георги; Петрушка – X. Кройцберг. 1930, Оперный т-р в Эссене, балетм. К. Йосс. 1932, т-р "Колон", Буэнос-Айрес, балетм. Б. Ф. Нижинская. 1936, труппа "Балет Монте-Карло", балетм. М. М. Фокин. 1946, Гор. опера, Зап. Берлин, балетм. Т. Гзовская (1965, там же, балетм. Г. Кретке). 1950, "Лондон фестивал балле"; Петрушка – А. Долин. 1957, Королевский балет, "Ковент-Гарден", балетм. С. Л. Григорьев и Л. П. Чернышёва; Петрушка – А. Грант, Балерина – М. Фонтейн, Арап – П. Клегг. 1966, Дюссельдорф, балетм. Э. Вальтер. 1976, парижская Опера, балетм. С. Головин (по Фокину и Нижинской); Петрушка – Головин, Балерина – Н. Понтуа, Мавр – Ш. Жюд, Фокусник – С. Перетти. 1977, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар, худ. Ж. Рустан и Р. Бернар; Юноша – В. В. Васильев (затем X. Донн), Девушка – Р. Пулворде, Друг – Б. Пи, Волшебник – Ж. Леклер. На сов. сцене: 20.11.1920, Петроградский т-р оперы и балета, балетм. Л. С. Леонтьев (по Фокину), дирижёр Э. А. Купер, худ. А. Н. Бенуа; Петрушка – Л. С. Леонтьев, Балерина – Е. М. Люком, Арап – В. И. Вайнонен. 1921, Большой т-р, Москва, балетм. В. А. Рябцев (по Фокину), дирижёр Н. С. Голованов, худ. А. Н. Бенуа; Петрушка – В. В. Смольцов, Балерина – Е. В. Гельцер, Арап – В. И. Рябцев. 1961, Ленингр. Малый т-р, балетм. К. Ф. Боярский (по Фокину), худ. В. М. Купер и Э. Я. Лещинский (по Бeнyа), дирижёр С. А. Прохоров; Петрушка – Э. П. Гиоев, Балерина – М. П. Мазун, Арап – А. Г. Мирецкий. 1964, Большой т-р, на сцене КДС, балетм. К. Ф. Боярский (по Фокину), худ. В. К. Клементьев и М. Н. Прокудина (по Бенуа), дирижёр Е. Ф. Светланов; Петрушка – В. В. Васильев, Балерина – Е. С. Максимова, Арап – Э. Х. Кашани, Фокусник – Э. Г. Володин.

Масленичное гулянье на Адмиралтейской площади в Петербурге в 1830-х гг. Куклы Петрушка, Арап и Балерина, оживлённые магией Фокусника, разыгрывают свою драму любви и ревности. Толпа равнодушна к страданиям Петрушки (наиболее "очеловеченного" из персонажей), даже когда он погибает от удара сабли разъярённого Арапа. В финале герой обнаруживает свою двойственную, "непознаваемую" природу: тень убитого Петрушки появляется над театриком и грозит Фокуснику.

Лит.: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера, Л.–М., 1962, с. 277–90; Добровольская Г. И. (сост.), "Жар-птица" и "Петрушка" И. Ф. Стравинского, под ред. Ю. О. Слонимского, Л., 1963; Вершинина И., Ранние балеты Стравинского, М., 1967, с. 67–134; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 – Хореографы, Л., 1971, с. 367–77.

В начало энциклопедии