Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Глазунов А. К.

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Глазунов А. К.

ГЛАЗУНÓВ Александр Константинович [29.7(10.8).1865, Петербург, – 21.3.1936, Париж], рус. композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. Республики (1922), почётный доктор Оксфордского и Кембриджского ун-тов (1907). Ученик H. A. Римского-Корсакова. Один из крупнейших рус. симфонистов, Г. был чрезвычайно чуток к выразительным возможностям танцевально-пластич. свойств муз. формы ("Свадебное шествие", "Концертные вальсы", "Балетная сюита"). Танц. темы пронизывают его симфонии (4-я и 6-я), квартеты. Склонность к симфонизации жанрово-танц. образов ("Шопениана", "Гадание и пляска") привела Г. в балетный т-р. В отличие от П. И. Чайковского, подчинившего жанр балета-феерии законам муз. драмы, Г. выявляет и обобщает лирико-эпические тенденции, заложенные в образных и композиц. структурах "большого балета" ("Раймонда", 1898, Мариинский т-р, балетм. М. И. Петипа). Традиционные схемы классич. танца становятся, по словам Г., "благотворными оковами", в к-рых воспитывается его чувство формы, кристаллизуется определённый тип симфонизма. Несмотря на жанровые различия (напр., парадность монументальной "Раймонды" и пасторальный колорит одноактной "Барышни-служанки", 1900, Эрмитажный, затем Мариинский т-ры, балетм. Петипа; Смотри "Испытание Дамиса") балеты Г. обладают единством стиля. Их драматургия строится на образном взаимопроникновении разл. жанровых сфер. Так, в "Раймонде" любовное соперничество Абдерахмана и де Бриена воплощено в контрастном сопоставлении испано-араб. и венг. сюит танцев; в балете "Барышня-служанка" лирический мелос вариаций и дуэтов Изабеллы и Дамиса оттенён сюитой старинных франц. танцев, передающих стилизованную обстановку "галантного века". В балетах Г. новое значение (по сравнению с Чайковским) приобретают массовые жанрово-характерные образы. С ними связано преобладание сюитно-циклич. форм. Грандиозные жанровые циклы "Раймонды" – гл. средство достижения муз. единства партитуры и основа симфонизации и слияния классич. и характерного танца (венг. классическое Grand pas в 3-м акте). В балете "Времена года" (1900, Эрмитажный, затем Мариинский т-ры, балетм. Петипа) Г., сохраняя традиционные композиц. формы каждой из 4 частей (следующих без перерыва), создаёт целостную симф. конструкцию всей партитуры. Так возникает хореографич. симфония, получившая развитие в европ. балетной музыке нач. 20 в. Балеты Г. – самое значит. явление балетного симфонизма на рубеже 19–20 вв., соответствующее нормам театр. поэтики балетм. Петипа. Подобно "высокому академизму" классич. танца в спектаклях Петипа, возникшему в результате отбора и творч. синтеза разнообразных традиций хореографии 19 в., партитуры Г., подытоживая завоевания муз. классики, сообщают им незыблемую устойчивость академич. формы. Уступая "Спящей красавице" в драматизме и мастерстве психологич. характеристики, "Раймонда" Глазунова – Петипа представляет собой законченный образец единого муз.-танц. стиля эпохи. Симф. музыка Г. неоднократно становилась материалом для хореографич. интерпретаций: Вступление и пляска Саломеи из музыки к драме "Саломея" Уайльда ("Пляска семи покрывал", 1908, Петербург, балетм. М. М. Фокин), симф. поэма "Стенька Разин" (одноим. балет, для к-рого Г. дописал "Пляску дружины Разина" на тему нар. песни "Вниз по матушке по Волге", 1915, Петроград, балетм. Фокин; 1918, Москва, балетм. A. A. Горский), 5-я симфония (1916, Москва, балетм. Горский) и др.

Лит.: Коптяев Α., А. К. Глазунов, как балетный композитор, "ЕИТ". Сезон 1899–1900, прилож. 1, с. 49–59; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Письма о русской опере и балете. Письмо шестое: Балеты Глазунова, "Еженедельник Петроградских Гос. Акад. театров", 1922. № 9, с. 30–34; его же, Критические статьи, очерки и рецензии, М.–Л., 1967, с. 167–79; Глазунов. Исследования. Материалы. Письма, т. I, Л., 1959; Ганина М., Александр Константинович Глазунов. Жизнь и творчество, Л., 1961, с. 129–59; Федорова Г. П., Глазунов, М., 1961, с. 26–28; Красовская В. М., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963, с. 318–30; Соллертинский И., Статьи о балете, Л., 1973, с. 125–29; Ванслов В. В., Симфонические произведения Глазунова, М., 1950.

И. Я. Вершинина.

В начало энциклопедии