Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Анджолини Д. М.

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Анджолини Д. М.

АНДЖОЛИ́НИ (Angiolini) Доменико Мария Гаспаро (9.2.1731, Флоренция, – 5.2.1803, Милан), итал. балетмейстер, артист, либреттист и композитор. С 1748 выступал как танцовщик в Италии, Германии, Австрии. В 1757 в Турине начал ставить балеты. С 1758 работал в Вене, где учился у австр. хореографа Ф. Хильфердинга. Один из основоположников действенного балета. В предисловиях к программам балетов Α., опираясь на эстетику Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо, отдавал предпочтение выразит. пантомиме перед бессодержательным "фигурным танцем". А. разделял балетные жанры на четыре группы: гротеск, комический, полухарактерный и высокий. Важнейшее место балетмейстер отводил музыке, считая, что она "являет собою поэзию балетов-пантомим". В 1761 пост. в Вене балет "Дон Жуан" Глюка на либр. Р. Кальцабиджи. А. создал новое для муз. т-ра зрелище. Отойдя от традиц. сюжетов мифологии и другие.вней истории, он взял за основу комедию Мольера, назвав её "испанской трагикомедией". А. показал обычаи и нравы реальной жизни в правилах комедии, а в трагич. развязку внёс элементы фантастики, чтобы усилить нравственный вывод. В 1763–64 состоялись премьеры героич. балетов "Клеопатра", "Фетида и Пелей", "Ифигения" и комич. балета "Приключения в серале" Скарлатти. В балете Глюка "Семирамида" (1765) на сюжет одноим. трагедии Вольтера А. трактовал античность в свете идей Вольтера и франц. энциклопедистов. В 1766–72, 1776–79, 1782–86 работал в Петербурге и Москве; пост. балеты: "Оставленная Дидона" (1766), "Семира" по трагедии А. П. Сумарокова (1772), "Ариадна и Тезей" (1776), "Китайский сирота" по трагедии Вольтера (1777) на собств. музыку и другие.

Творч. взгляды А. изложил в полемич. брошюре (Милан, 1773), содержавшей два письма к балетм. Ж. Ж. Новеру, где обвинил его в нарушении правила трёх единств поэтики классицизма, в недооценке муз. основы балетного спектакля, отрицал пользу записи танцев. Спор двух балетмейстеров вскрыл противоречия между эстетикой классицизма и нарождавшейся эстетикой сентиментализма. В 1774 вновь сотрудничал в Вене с Глюком, пост. его балет "Китайский сирота". Последние годы жизни А. работал в миланском т-ре "Ла Скала". Среди пост.: "Федра" (1788), "Лоренцо", "Амур и Психея" (1789). В конце века стал участником освободит. борьбы против австр. владычества. В 1799–1801 находился в тюрьме; выйдя на свободу, больше не работал в театре. Четверо сыновей А. посвятили себя балетному т-ру. Наиболее талантливым был Пьетро А. (1764–1830), работавший в Италии.

Соч.: Lettere… a Monsieur No verre sopra i balii pantomimi, Mil., 1773; Dissertation sur les ballets pantomimes des anciens, W., 1765.

Лит.: Гозенпуд Α., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959, с. 199–232.

В. М. Красовская.

Г. Анджолини. "Рассуждения". Фронтиспис. 1775

Анджолини Д. М.

Г. Анджолини. "Рассуждения". Фронтиспис. 1775

В начало энциклопедии