Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Глушковский А. П.

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Глушковский А. П.

ГЛУШКÓВСКИЙ Адам Павлович (1793 – ок. 1870), рус. артист, балетмейстер. В 1809 окончил Петерб. балетную школу, учился у И. И. Вальберха и Ш. Дидло. В 1808–11 танцевал на петерб. сцене. С 1812 был переведён в Москву. Сначала Г. выступал в виртуозном репертуаре: Зефир ("Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным" Кавоса) и др. Впоследствии перешёл на роли пантомимного и характерного плана: Язон ("Медея и Язон" Кавоса), Вержи ("Рауль – Синяя Борода" Гретри – Кавоса), Рауль ("Рауль де Креки" Кавоса), Леон ("Леон и Тамиада" Штейбельта, Кавоса и Шольца), Евтимий ("Евтимий и Евхариса" Гомиса) и др. В 1831 оставил исполнительскую деятельность. В 1812–39 руководитель балетной школы и гл. балетмейстер Большого т-ра (Москва). Во время Отечеств. войны 1812 он сохранил балетную школу, вывезенную из Москвы, а по возвращении восстановил и школу и труппу. Творчество Г.-балетмейстера было разнообразно. В период войны он передал патриотич. подъём народа, поставив 20 балетов-дивертисментов на рус. нар. темы: "Филатка с Федорой у качелей под Новинским" (1815) и "1 мая, или Гулянье в Сокольниках" (1816), на муз. С. И. Давыдова, "Торжество россиян, или Бивак под Красным" (1816), "Казаки на Рейне" (1817), оба – на сб. муз., и др. В них Г. пропагандировал нац. фольклор, дал образцы театрализации рус. нар. плясок. Тогда же ставил многоактные балеты-мелодрамы в стиле "романа ужасов" на музыку, подобранную капельмейстером М. Ф. Керцелли: "Развратный, или Вертеп разбойников" (1814), "Смерть Рожера, ужаснейшего атамана разбойников..." (1816) и др. В 1817 перенёс на моск. сцену балет Дидло "Зефир и Флора" с музыкой Кавоса; всего Г. воспроизвёл 14 балетов Дидло. Нек-рые из них обрели в трактовке Г. особую остроту свободолюбивых мотивов раннего романтизма ("Венгерская хижина" Венюа, 1819).

Заслугой Г. в истории балета является создание спектаклей на темы рус. лит-ры. Первым опытом была постановка балета на сюжет Пушкина "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" Шольца (1821). Роль Руслана исполнял сам балетмейстер. Опираясь на традиции рус. сказочной оперы, Г. насытил свой спектакль общими приметами этого жанра (превращения, провалы, полёты) и ввёл ряд новых персонажей, вплоть до фурий. В то же время он сохранил гл. мысль поэмы – верность любви и долгу, готовность к подвигам. Эффектное феерич. зрелище удержалось на моск. сцене 10 лет, а в 1824 было перенесено и в Петербург. Воздействия романтич. мелодрамы сказались в дивертисменте Г. "Праздник гарема" (на темы "Бахчисарайского фонтана"), включённом в постановку "Керим-Гирея" Шаховского (1827), и балета "Чёрная шаль, или Наказанная неверность" (1831), оба – на сб. муз. К романтич. балетной пушкиниане Г. примыкает трёхактный балет "Три пояса, или Русская Сандрильона" на муз. Шольца (1826), по мотивам сказки В. А. Жуковского.

Театрализация рус. музыкально-плясового фольклора, свободолюбивых образов поэзии рус. романтизма, развитие на рус. нац. почве эстетич. опыта Дидло, воспитание отечеств. танцовщиц и танцовщиков определяют прогрессивное значение творчества Г. для балетного театра 1810–30-х гг. Г. – первый теоретик и историк рус. хореографии. Его лит. труды содержат ценные сведения и размышления о балете 1-й пол. 19 в.

Соч.: Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, "Москвитянин", 1856, т. 1, кн. 4, с. 385–411; Воспоминания балетмейстера. [Вступ. ст. Ю. Слонимского], Л.–М., 1940.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958; Гозенпуд Α., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959.

В. М. Красовская.

В начало энциклопедии