Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Белорусский балет

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Белорусский балет

БЕЛОРУ́ССКИЙ БАЛÉТ. Истоки хореографич. иск-ва Белоруссии – в старинных обрядах, игрищах, хороводах, где танец был тесно связан с песней, элементами театрализации. В выступлениях первых проф. артистов-скоморохов, известных на территории Белоруссии с 12 в., танец занимал большое место. Зачаточные формы хореографич. иск-ва содержались в представлениях школьного т-ра, нар. драмы. В 18–19 вв. крепостные балетные труппы имелись в нек-рых городах (Гродненский т-р Тизенгауза, Слонимский т-р Огинского, Шкловский т-р Зорича и другие.>.) и имениях крупных помещиков (т-ры князей Радзивиллов и другие.>.). В 40-е гг. 19 в. белорус. артисты входили в состав частной балетной труппы М. Пиона.

Нац. балетный т-р в Белоруссии возник после Великой Окт. социалистич. революции. В 1-м Белорус. гос. т-ре в Минске (осн. в 1920, ныне Т-р им. Я. Купалы) наряду с хором и оркестром имелась небольшая группа артистов балета, к-рая под рук. балетм. К. А. Алексютовича осуществила пост. балетов "Коппелия"; "Очарованный лес" Дриго (оба – 1922) и др. В 1930 в Минске была организована Гос. студия оперы и балета, ставшая основой открытого в 1933 Белорусского Большого театра оперы и балета. В 30-е гг. в репертуаре т-ра появилось неск. значит. балетных спектаклей: "Коппелия" (1935), "Лебединое озеро" (1938), "Бахчисарайский фонтан" (1939) и др. В Минске было открыто театр. уч-ще с хореографич. отделением (1939). В 1939 комп. М. Е. Крошнер и балетм. А. Н. Ермолаев и Ф. В. Лопухов создали первый нац. балет "Соловей", посв. борьбе белорус. народа за свободу, ставший этапным в развитии Б. б. В нём впервые путём слияния классич. и нац. танца были созданы нац. хореографич. язык, живые и яркие образы людей из народа (исполнители гл. партий – A. B. Николаева и С. В. Дречин). Поиски нац. своеобразия продолжены белорус. балетмейстерами в спектаклях, посв. современности, – "Мечта" (1961) и "Альпийская баллада" (1967) Глебова, "Свет и тени" Г. Вагнера (1963), в к-рых с художеств. убедительностью раскрывались черты нового человека, претворялись общечеловеческие по звучанию темы. Важным этапом в жизни Б. б. стала постановка балетов "Князь-озеро" Золотарёва (1949), "Подставная невеста" Г. Вагнера (1958), "Избранница" Глебова (1969). Репертуар постоянно обогащался лучшими рус. классич., сов. и зарубежными балетами.

Произв. белорус. хореографии нашли воплощение на сценах т-ров братских республик ("Соловей" – в Одесском, "Избранница" – в Новосибирском, "Альпийская баллада" – в Челябинском т-рах, "Тиль Уленшпигель" в Т-ре им. Кирова и Т-ре им. Франко), а также за рубежом ("Тиль Уленшпигель" в Финской гос. опере в Хельсинки).

Большой вклад в развитие балетного иск-ва Белоруссии внесли балетм. засл. деятели иск-в БССР А. Л. Андреев, О. М. Дадишкилиани, К. А. Муллер. В республике ставили спектакли балетмейстеры – Р. В. Захаров и А. Н. Ермолаев, Ф. В. Лопухов, К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, Н. М. Стуколкина. С 1945 в Минске работает Белорусское хореографич. уч-ще (8-летний курс обучения).

Лит.: Майстры беларускай сцэны [Зборнiк артыкулакў], Минск, 1960; Смольский Б. С., Белорусский музыкальный театр, Минск. 1963; его же, Белорусский государственный ордена Ленина Большой театр оперы и балета. Минск, 1963; Чурко Ю. М., Белорусский балет, Минск, 1966; Слова пра майстроў сцэны, Мiнск, 1967.

Ю. М. Чурко.

В начало энциклопедии