Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Горский А. А.

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Горский А. А.

ГÓРСКИЙ Александр Алексеевич [6(18).8.1871, Петербург, – 20.10.1924, Москва], русский сов. балетмейстер, артист, педагог. Засл. арт. императорских (позднее гос. академия.) т-ров (1915). По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагоги П. К. Карсавин и М. И. Петипа), в 1889–1900 в труппе Мариинского т-ра. Исполнял классич., характерные и гротесковые партии: Дезире; Сатир, Арлекин ("Времена года" и "Испытание Дамиса" Глазунова), сарацинский танец ("Раймонда"), китайский танец ("Щелкунчик") и др. 1-я пост. – балет-фантазия "Клоринда – царица горных фей" на сб. муз. (1899, Михайловский т-р, выпускной спектакль Петерб. театр. уч-ща). С 1901 режиссёр балета, в 1902–24 балетмейстер моск. Большого т-ра. Возглавив моск. балетную труппу, Г. стал осуществлять реформу балета. Стремился преодолеть мн. условности академич. балета 19 в. (канонич. структуру, раздельное существование танца и пантомимы). Знаток спектаклей Петипа, Г. шёл от буквальных повторов его постановок на моск. сцене ("Спящая красавица", 1899; "Раймонда", 1900) к творч. переработке, заботясь о логике и стройности сюжета, режиссуре ансамблей. Отвлечённые кордебалетные ансамбли он заменял танцами, оправданными действием, добивался историч. достоверности оформления, точности нац. колорита (привлёк к работе художника К. А. Коровина). Значительным явлением стала его пост. балета "Дон Кихот" (1900, Большой т-р). Спектакль был проникнут страстной стихией танца, к-рый возникал из действия и эмоционально отражал его. На сцене действовала живая толпа, с к-рой герои были тесно связаны. Г. пост. также: "Лебединое озеро" (1901, 1912, 1920), "Конёк-Горбунок" (1901, 1912, 1914), "Жизель" (1907, 1911, 1918, 1922), "Баядерка" (1917), "Коппелия" и "Дочь фараона" (1905), "Волшебное зеркало" Корещенко (1905), "Корсар" Адана (1912). В то же время в постановках Г. танец, подячнённый логике поступков и ситуаций, порой утраяивал обобщающие свойства. Свои творч. устремления Г. наиболее полно осуществил в самостоятельных работах: "Дочь Гудулы" Симона (1902), "Саламбо" Арендса (1910); "Любовь быстра!" на муз. Грига (1913), "Евника и Петроний" на муз. Шопена (1915). В 1916 Г. впервые осуществил опыт балетной пост. симфонии ("5-я симфония" Глазунова). К 1-й годовщине Окт. революции Г. создал балет "Стенька Разин" на муз. Глазунова, к 5-й годовщине – детский спектакль на совр. тему – "Вечно живые цветы" на муз. Асафьева (с отдельными номерами др. композиторов). В 1919 осуществил пост. "Щелкунчика". Затем пост.: "Танец Саломеи" на муз. Р. Штрауса (1921), "Безделушки" на муз. Моцарта (1922), "Грот Венеры" на муз. Вагнера (1923), а также "En blanc" на муз. 3-й сюиты Чайковского (сцен. Г., 1918, т-р Летнего сада "Аквариум"). Г. оказал влияние на творч. развитие мн. крупных артистов – Е. В. Гельцер, С. Ф. Фёдоровой, В. А. Каралли, A. M. Балашовой, М. М. Мордкина, В. А. Рябцева и другие. Прогрессивные для своего времени поиски Г. были использованы в практике сов. балетного т-ра. В 1896–1900 Г. преподавал в Петерб. хореографич. уч-ще, с 1902 – в Москве. Среди его учеников: Т. П. Карсавина, A. M. Мессерер, М. М. Габович, А. И. Абрамова, Л. М. Банк и другие.

Лит.: Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939; Бахрушин Ю. A. A. Горский, М.–Л., 1946; Мартынова О., Екатерина Гельцер, М., 1965; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 – Хореографы, Л., 1971; Советский балетный театр. М., 1976; Суриц Е. Я., Хореографическое искусство двадцатых годов, М., 1979.

Е. Я. Суриц.

В начало энциклопедии