Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Грузинский балет

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Грузинский балет

ГРУЗИ́НСКИЙ БАЛЕ́Т. Возникновение балетного т-ра в Грузии связано с выступлениями в 1852–53 небольшой труппы под рук. балетм. Ф. Н. Манохина, приезжавшей из Петербурга. До этого в Тбилисском оперном т-ре (осн. в 1851) были пост. сцены из балетов "Сильфида" Шнейцхоффера и "Дева Дуная" Адана. В 1854 показан первый балетный спектакль "Гитана" Шмидта (балетм. Манохин). В 1873–98 балетные спектакли давались редко (сгорело здание т-ра). Гастролировали: Петерб. имп. балетная труппа (1894, 1907–08, 1912, 1915), Варшавский балет (1893, 1898), Моск. балет (1912), а также артисты Е. В. Гельцер, Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, М. М. Мордкин, М. М. и В. П. Фокины и другие. Лишь с нач. 20 в. балету стало уделяться серьёзное внимание. Особенным успехом пользовались "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Раймонда"; "Испытание Дамиса" Глазунова, привлекавшие единством музыки и хореографии, драматургич. завершённостью, реалистич. направленностью. Эти черты рус. муз.-хореографич. иск-ва в дальнейшем широко использовались создателями груз. нац. балета. В дореволюц. время груз. танцовщики-любители выступали лишь эпизодически. Ни студия груз. танца А. Алексидзе (1902–34), ни Школа пластики и танца, осн. в 1915 И. Роинишвили, не смогли осуществить подготовку нац. балетных кадров. Исключением явилась хореографич. студия М. И. Перини (осн. в 1916), выпускники к-рой стали видными представителями балетного иск-ва Грузии уже в 20–30-е гг. (М. В. Бауэр, Г. В. Бархударов, Е. Л. Гварамадзе, М. И. Казинец, Л. и Ж. Семёновы, Е. Г. Чикваидзе, В. М. и Т. М. Чабукиани и другие.). Подлинное развитие нац. балета Грузии началось после Октябрьской революции 1917. Зачатки груз. балетного иск-ва содержались в пантомимах Вахвахишвили ["Иранская пантомима" (1917), "Авгарози" (1918), "Солнце солнц" ("Мзетамзе", 1926), "Пожар" (1929)] и в её балетах – "Праздник Вакха" (1919) и "Любовное зелье" (1920). В пост. балетных сцен оперных спектаклей Тбилисского т-ра складывались осн. черты груз. проф. хореографии, стилистич. особенности нац. балетной музыки. В 20-е гг. плодотворно работали балетм. М. М. Мордкин, М. Ф. Моисеев, М. Г. Дысковский и особенно С. Н. Сергеев. В 1920 хореографич. студия Перини была реорганизована в балетную школу при Т-ре оперы и балета. В республике создавались студии, танц. ансамбли и кружки, мн. участники к-рых в дальнейшем выступали на балетной сцене. Высокоразвитая нар. муз. культура и хореография, создание ярких балетных сцен в нац. операх, наличие одарённых артистов, подготовленных уже в сов. время, а также многолетние традиции классич. хореографии создали благоприятные условия для развития Г. б. как само- бытного музыкально-хореографич. иск-ва. Героико-романтич. балет "Мзечабуки" ("Юноша-солнце", 1936) Баланчивадзе, известный во 2-й ред. под назв. "Сердце гор" (1938, Т-р им. Кирова; 1941, Т-р им. Палиашвили), стал этапным произв., заложившим основы груз. сов. хореографии. В нём получили воплощение новаторские устремления балетм. В. М. Чабукиани, к-рый возглавил (в 1941) балетную труппу Т-ра им. Палиашвили. В балете "Сердце гор" Чабукиани добился синтеза лучших достижений классич. балета и самобытных особенностей груз. нар. танца. Он резко повысил роль танцовщика как гл. героя спектакля, усилил драматургич. функцию мужских групповых и массовых танцев, благодаря чему достиг героизации балета. Эти черты нашли претворение и углубление в его же пост. 40–50-х гг.: сказочно-героич. балете "Синатле" Киладзе ("Свет", 1947), героико-патриотич. балете "Горда" Торадзе (1949). Балет "За мир" Торадзе (1953) посв. победе сов. народа в Великой Отечеств. войне. О жизни сов. детей повествует балет "Сокровище Голубой горы" Цинцадзе (1956). Большим достижением груз. хореографии явился балет "Отелло" Мачавариани (1957) – монументальный спектакль, в к-ром широко использованы па д'аксьон как важное средство раскрытия содержания сцен и психологически сложных характеров. В этот период выдвинулись артисты, в т. ч. танцовщицы – И. А. Алексидзе, А. Г. Антадзе, М. С. Булыгина, В. К. Бушинская, М. Н. Гогичаишвили-Знаменская, Е. С. Геловани, М. Н. Гришкевич, A. B. Двали, В. В. Долидзе, М. А. Круглова, Н. В. Лордкипанидзе, И. А. Метревели, Л. И. Митаишвили, С. М. Мачаидзе, Л. Д. Мхеидзе, К. Н. Надареишвили, H. A. Ращепкина, А. И. Церетели, В. В. Цигнадзе, Э. В. Чабукиани, Я. Б. Ясинская; танцовщики – В. Г. Абуладзе, М. М. Гелюс, К. Х. Горбович, Н. П. Горошко, В. В. Гунашвили, З. М. Кикалейшвили, К. Г. Лоладзе, P. P. Магалашвили, Р. И. Мачаидзе, Б. Г. Монавардисашвили, С. И. Нонишвили, И. С. Орджоникидзе, Г. М. Патарая, Т. Г. Санадзе, P. A. Цулукидзе.

С нач. 60-х гг. ставились преим. 1–2-актные балеты-поэмы, балеты-новеллы, смысловой акцент в к-рых переносился на выражение психологич. состояний героев. Усложнился муз. язык, усилились симфонизация танца, поиски новых художеств. принципов. В числе работ 60 – нач. 70-х гг.: "Хореографическая поэма" Цинцадзе (1962, балетм. A. B. Чичинадзе), "Мцыри" Баланчивадзе (по М. Ю. Лермонтову, 1964, балетм. Р. Цулукидзе), "Хореографические новеллы" Квернадзе (1964, балетм. З. Кикалейшвили). Примером оригинального хореографич. решения служит балетная программа, в к-рую входят 4 новеллы – "Пассакалья" на муз. Баха, "Испанское каприччио" на муз. Римского-Корсакова, "Ромео и Джульетта" Чайковского и "Бродячие комедианты" Coгe (1969, балетм. Г. Давиташвили). С 1973 балетную труппу т-ра возглавляет засл. деят. искусств Груз. ССР Г. Д. Алексидзе. В 1973–1978 он поставил одноактные балеты: "Чакона" на муз. Баха, "Безделушки" на муз. Моцарта, "Вариации на тему Моцарта" на муз. Шопена, "Античные эскизы" Цинцадзе, "Хореографическая сюита" Тактакишвили, "Классическая симфония" на муз. Прокофьева, "Вальпургиева ночь", а также балеты: "Коппелия", "Щелкунчик" и "Медея" Габичвадзе, и др. Для балетмейстерского иск-ва Алексидзе характерно использование творческого опыта сов. хореографии (в частности, Ф. В. Лопухова) и достижений зарубежного балета, стремление к максимальному слиянию музыки и хореографии. В 1935 образована Тбилисская хореографич. школа (с 1951 – Тбилисское хореографическое училище).

Лит.: Кашмадзе Ш., Тбилисский театр оперы и балета, т. 1–2, Тб., 1950–55 (на груз. яз.); Хучуа П., Тбилисский государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. З. Палиашвили, Тб., 1962; его же, К некоторым вопросам грузинской советской оперы и балета, в сб.: Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья, М., 1956; его же, Грузинская советская опера и балет, в сб.: Грузинская музыкальная культура, М., 1957.

П. В. Хучуа.

В начало энциклопедии