Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Захаров Р. В.

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Захаров Р. В.

ЗАХÁРОВ Ростислав Владимирович [р. 25.8 (7.9).1907,Астрахань], сов. балетмейстер, режиссёр и педагог. Нар. арт. СССР (1969). Чл. КПСС с 1951. Доктор искусствоведения (1970). Окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог В. И. Пономарёв, 1926), режиссёрское отд. Ленингр. театр. техникума (1932, педагог С. Э. Радлов), Ленингр. театр. ин-т (1948, экстерном). В 1926–29 солист балета Киевского т-ра. В 1934–36 балетмейстер Т-ра им. Кирова. В 1936–56 балетмейстер и оперный режиссёр Большого т-ра (в 1936–39 руководил балетной труппой). Выдающаяся работа З. – пост. балета "Бахчисарайский фонтан", положившего начало сов. хореографич. "пушкиниане" (1934, Т-р им. Кирова; 1936, Большой т-р; 1958, Алма-Ата; 1952, Будапешт, затем Хельсинки и другие.), утвердившего новый метод работы над балетным спектаклем. Он включал в себя углублённую разработку экспозиции балета, в к-рой раскрывались идейно-художеств. задачи произведения, "застольную" работу, а затем самостоятельную работу актёров над образами (на основе системы Станиславского), а также хореографич. режиссуру, способствующую созданию танцев действенных, осмысленных, в к-рых рождается реалистич. художеств. образ. Последующие пост. З. – "Утраченные иллюзии" (1936, Т-р им. Кирова), "Кавказский пленник" и "Барышня-крестьянка" Асафьева (1938 и 1946, Большой т-р), "Золушка" (1945, Большой т-р, Гос. пр. СССравни 1946; 1957, Хельсинки; 1964, Минск), "Медный всадник" (1949, Большой т-р, Т-р им. Кирова), "Красный мак" (1949, Т-р им. Кирова), "Лебединое озеро" (1962, Загреб) и др. В 1940 на основе пост. A. A. Горского создал новую редакцию балета "Дон Кихот" (Большой т-р). Для творчества З. характерно утверждение реалистич. принципов в сов. балете, обращение к идейно-значительным сюжетам, усиление роли драматургии и режиссуры в балетном спектакле, средств психологич. характеристики образов. 3. поставил ряд опер, сочетая в них постановочно-режиссёрскую работу с балетмейстерской: "Руслан и Людмила" Глинки (1937, Большой т-р; 1956, Прага), "Кармен" Бизе (1943, Большой т-р), "Вильгельм Телль" Россини (1942, там же; Гос. пр. СССравни 1943) и др. Ставил танцы в операх "Иван Сусанин", "Война и мир", "Аида". С 1927 3. ведёт педагогич. работу; в 1945–47 директор и художеств. руководитель Моск. хореографич. уч-ща. С 1946 возглавляет кафедру хореографии в ГИТИСе (с 1951 проф.). Среди его учеников деятели сов. и зарубежного балета – Т. Р. Валамат-заде, И. В. Смирнов, В. В. Гривицкас, A. A. Лапаури, Е. Я. Чанга, Н. Г. Конюс, М. Л. Лавровский, А. Шикеро, Н. Кираджиева (Болгария), Й. Блажек, Л. Хинкова, М. Тотова (Чехословакия), В. Боккадоро (Франция) и др. Автор статей и рецензий. Печатался за рубежом.

Соч.: Искусство балетмейстера, М., 1954; Беседы о танце, [М.], 1963; Работа балетмейстера с исполнителями, М., 1967; Записки балетмейстера, М., 1976; Слово о танце, М., 1977.

Лит.: Большой театр, [M.], 1958, с. 325–28.

Е. В. Бочарникова.

"Золушка". Балетм. Р. Захаров

"Кавказский пленник". Балетм. Р. Захаров

Захаров Р. В.

"Золушка". Балетм. Р. Захаров

Захаров Р. В.

"Кавказский пленник". Балетм. Р. Захаров

В начало энциклопедии