Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Корейский классический танец

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Корейский классический танец

КОРÉЙСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ. Зарождение танц. иск-ва в Корее связано с земледельч. празднествами и обрядовыми играми, к-рые сопровождались пением и плясками. В их основе – аллегорич. воспроизведение явлений природы и трудовых процессов. Постепенно музыка и танец выделялись в самостоят. виды иск-ва. Один из древнейших – танец в маске – тхальчхум. Особенно был популярен воинственный танец с мечом ("Пляска Хван Чхана"), в к-ром исполнитель в маске юного силлаского воина Хван Чхана изображал в танце его подвиг. Известны и другие. древние танцы – "Песня и танец Чхоёна" (кон. 9 в.), о борьбе героя со злым духом, танец в золотой маске "Тэмён", групповой танец в масках "Сокток", танец льва "Санъе" и другие. Из танца в маске в 14–15 вв. сложился нар. т-р масок – камёнгык. Ср.-век. корейские гистрионы (квандэ) сыграли важную роль в развитии устной традиции нар. т-ра. Музыканты, танцовщики и акробаты владели иск-вом слова и жеста, пения. С ними связано развитие песенного творчества пхансори, представлявшего собой в 17–18 вв. раннюю форму чхангыка – нар. муз. драмы традиционного корейского т-ра. Чхангык органически сочетает в себе элементы пения – чхан, нац. танца – паллим и специфич. манеры игры – норымсэ, к-рая представляет собой танцевально-драматич. действие.

В отличие от иск-ва многих народов Вост. Азии кор. танец не имеет системы условных жестов: его движения – непосредственное выражение эмоций исполнителя. Чувство выражается сдержанно: движения плавны, медлительны, ноги как бы с трудом отрываются от пола, взор потуплен. Кор. танец не имеет быстрой смены ритмов.

К. к. т. как вид сценич. иск-ва вобрал в себя элементы крестьянских празднеств, ритуальных обрядов, плясок квандэ. Попытки создания проф. школы К. к.т. связаны с именем танцовщицы Чхве Сынхи (Цой Сын Хи). В 1929–32 под её руководством в Сеуле работала танцевальная школа-студия, в которой собирали и изучали корейский народный и классический танцы. Первые работы этой студии – "Танец с барабанами", "Танец с мечами".

После образования КНДР в 1946 в Пхеньяне была создана студия, где впервые ставились не только танцы, но и танц. представления: в "Песне освобождения" К. к. т. сочетался с танцем современным; в 1949 был пост. первый балетный спектакль "Песнь о крепости Панъявольсон" Чхве Оксама, в 1951 – его героич. хореографич. пьеса "Мать Кореи". Образ матери, созданный в ней, вырастал в символич. образ корейской женщины, борющейся против амер. захватчиков. В годы войны студия выступала в воинских частях. С 1952 – Гос. балетная студия; пост. балеты "Сказание о крепости Садосон" Чхве Оксама (1953, сценарий и пост. Чхве Сынхи), "Под ясным небом" Чхве Оксама, Ли Сока, Ким Мунсона (1956, сценарий и пост. Чхве Сынхи). В том же году студия объединилась с ф-том хореографич. иск-ва Художеств. ин-та и выделилась в самостоят. Пхеньянское хореографич. уч-ще с отделением нац. классического и классического европейского танца (курс обучения – 9 лет). Уч-щем были пост. "Лебединое озеро" (1956), "Красное знамя" (1959, сцен. Чхве Гая, по пьесе Сон Ёна "Патриот") – первый балет об антияпонской вооружённой борьбе.

В 1948 в Пхеньяне был основан Гос. художеств. т-р (ГХТ) – ведущий муз. т-р страны. Здесь ставились совр. оперы – кагык, балеты и классическая муз. драма – чхангык. В кон. 60 – нач. 70-х гг. гл. балетмейстер театра Ю Ёнгын, балетм. Ан Сонхи. На сцене театра часто показываются балетные спектакли Пхеньянского хореографического училища. Значительным событием стала пост. балета "Сказание об озере Оннан" (1958, сцен. Чхве Сынхи, балетм. и исполнитель гл. партии Ан Сонхи). Среди др. работ т-ра: "Полевые цветы" Хван Хаккына (1954), "Сим Чхон" (1954) и "Новое отправление" Ким Ёнгю (1960, балетм. Чон Догвон и Ким Суджо), "Ке Ворхян" Ли Сека (1961, сцен. и пост. Чхве Сынхи), "Партизанская дочь" ("Дочь партизанского отряда", 1962, музыка Им Гынмёна и другие.>., сцен. Ке Минсона, балетм. Ан Сонхи), "Красный цветок с берегов Меконга" (1967). В ГХТ были предприняты попытки воссоздания спектаклей классич. муз. драмы чхангык, для этого была создана труппа "Хёмнюльдан" под руководством комп. Ан Гиока. В 1952 эта труппа образовала ядро Гос. театра нац. искусства. Театр ставит перед собой задачу изучения, сохранения и развития старинных форм нар. муз. искусства, в т. ч. и танцев в маске – тхарён и тхальчхум.

Почти во всех провинциях КНДР были созданы стационарные музыкально-хореографич. коллективы, ставившие совр. балетные спектакли (в сочетании К. к. т. с европ.). В 1961 Художеств. т-р провинции Хамгён-Намдо пост. балет "Когда придёт рассвет". В основе спектакля, посв. антияпонской борьбе, – нар. песня "Тондоллари" и нар. танцы этой провинции. В том же году Художеств. т-р провинции Хванхэ-Пукто создал спектакль "Чо Окхи" Ли Мунына, посв. памяти землячки, ставшей нац. героиней (сцен. Пак Чихун, балетм. На Сукхи). Балет "Герои Напхальсана" Ян Гибона, пост. в 1961 Художеств. т-ром провинции Канвондо, рассказывает о подвигах воинов Нар. армии.

В 1959 основан Ансамбль песни и танца. Среди его пост. 1965–66: "Дочь Вьетнама", "Героическая земля Куба", "Трудный поход". Известность получил спектакль Ансамбля песни и танца провинции Пхёнан-Пукто "Воспоминание" (1963) – о тяжёлом прошлом кор. народа (музыка Пэк Тосона и другие.>., балетм. Ким Донгын и Хон Доктхэк).

Южная Корея. В Юж. Корее танц. искусство, как нац., так и европ., развивается в неблагоприятных условиях. До кон. 50-х гг. существовала острая борьба между разл. направлениями в хореографии. Сторонники модернизации танцев и их противники составили две организации – "Южнокор. ассоциацию танцовщиков" и "Ассоциацию танц. иск-ва". Модернизация К. к. т. стала насаждаться повсеместно. В 1959 была создана Южнокорейская хореографич. ассоциация, к-рая продолжает свою работу. С 1962 её возглавляет балетм. Сон Бом, инициатор создания в Сеуле Гос. балетной труппы (1961) и Хореографич. ин-та (1962). В репертуаре балетной труппы произв. южнокор. композиторов, в т. ч. балет "Синяя верхняя рубашка" Чхве Чхагвона (1961, сцен. Хван Хи, балетм. Чу Ри). В 1966 труппа показала 8 представлений. Частные балетные труппы, стремящиеся сохранить традиции К. к. т., чаще выступают за границей. Группа ансамбля "Самчхолли" выступала в США, там же выступала группа артистов ансамбля песни и танца "Ариран" под рук. Квон Есона. В 1962 К-том по делам культуры г. Сеула была учреждена премия в области хореографии. Среди лауреатов 1962–67: Чин Субан, Ким Бэкпон, Им Соннам, Каан Сонъён, Хан Ёнсук и Чо Тхэгвон. Большинство из них стремится к модернизации К. к. т. Однако нек-рые теоретики и практики танц. иск-ва (Ким Синок, Ли Гынсон, Мин Чхонсик, Ким Ёнсик и другие.>.) продолжают сохранять традиции К. к. т.

Лит.: Корейская балетная студия им. Цой Сын Хи. Пхеньян. Гастроли в СССравни дек.–янв., 1956–1957, М., 1956; Суриц Е., Корейский балет и его проблемы, "Т", 1957, № 4, с. 166–73; Brandon J., Guide to the theater of Asia, Honolulu, 1976.

Л. Р. Левина.

"Под ясным небом" Чхве Оксама, Ли Сока, Ким Мунсона

"Сказание о крепости Садосен" Чхве Оксама

Танец с веерами

Корейский классический танец

"Под ясным небом" Чхве Оксама, Ли Сока, Ким Мунсона

Корейский классический танец

"Сказание о крепости Садосен" Чхве Оксама

Корейский классический танец

Танец с веерами

В начало энциклопедии