Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Кубинский национальный балет

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Кубинский национальный балет

КУБИ́НСКИЙ НАЦИОНÁЛЬНЫЙ БАЛÉТ, Национальный балет Кубы (Ballet Nacional de Cuba), первая проф. кубин. труппа. Организован в 1948 под назв. Балет Алисии Алонсо (с 1955 – Балет Кубы; с 1959 – совр. назв.). Основатели – Алисия (прима-балерина), Фернандо (генеральный директор) и Альберто (худ. рук.) Алонсо. С 70-х гг. общее руководство осуществляет Алисия Алонсо.

В репертуар труппы входили: "Жизель" (1948), "Коппелия" (1948), "Тщетная предосторожность" (1952), "Лебединое озеро" (1954, впервые целиком поставлен на амер. континенте, в ред. М. Скипинг); постановки М. М. Фокина – "Сильфиды" (1948), "Петрушка" (1948), "Видение розы" (1949), "Умирающий лебедь" (1949); Дж. Баланчина – "Аполлон Мусагет" (1948); Альберто Алонсо – "Ромео и Джульетта" (1956), а также постановки на муз. кубин. композиторов – "Негритянский праздник" Рольдана (1951), "Кубинские эстампы" Лекуоны (1953), "Сон-горо косонго" Герреро (1953) и др. В труппе были гл. обр. солисты, приглашённые из др. стран: И. Юшкевич, Р. Фернандес, Ч. Диксон (США), В. Альварес (Уругвай), К. Перейра и М. Грэхем (Аргентина) и др.

Новый этап в работе труппы начался после Революции 1959. Балет стал государственным, ему было предоставлено постоянное помещение. В сер. 60-х гг. ведущее положение в коллективе занимали М. Пла, X. Мендес, Л. Араухо, А. Бош, М. Мартинес, Р. Родригес (Аргентина) и сов. танцовщик A. M. Плисецкий (работал в 1963–73).

В кон. 60-х и в 70-е гг. выдвинулись и успешно выступают – Марта и Мирта Гарсия, М. Э. Льоренте, О. Гонсалес, К. Мартинес, Р. Суарес, X. Эскивель, Л. Карреньо, А. Уильямс Дииго, Ф. Сальгадо, Ф. Хонес, П. Море и другие. Над созданием отечеств. репертуара работают балетм. А. Мендес, И. Тенорио, X. Лефебр, Г. Эррера, а также X. Парес (Пуэрто-Рико), П. Бунстер (Чили). Наряду с классикой ("Спящая красавица", 1974, балетм. Алисия Алонсо) и хореографич. произв. совр. зарубежного балетного т-ра ("Веберн. Опус № 5", балетм. М. Бежар, "На заре человечества" на муз. П. Крестона, балетм. Б. Макдо-нальд, "Этюды и прелюды" Вила Лобоса, балетм. Р. Пти, "Кровавая свадьба" де Диего, балетм. А. Гадес, 1978) всё большее место занимают оригинальные балеты, созданные на Кубе. Идут интенсивные поиски собственного выразит. языка, основой к-рого остаётся классич. школа, обогащенная фольклором, достижениями танца модерн и поисками совр. авангарда.

Среди пост.: вариации на классич. темы – "Первый концерт" на муз. Прокофьева (1971, балетм. Плисецкий), "Па-де-труа" на муз. Маури (1976, балетм. А. Мендес), "Пери" (1976, балетм. А. Мендес); на фольклорные темы – "Глухие" Бланко (1967, балетм. Альберто Алонсо, на тексты Г. Гильена и О. Уртадо), "Река и лес" Герреро (1973, балетм. А. Мендес), "Куклы" Эгю (1978, балетм. А. Мендес); эксперименты в стиле авангарда – "Бах x 11 = 4 х А" на муз. "Мессы си минор" Баха (1970, балетм. X. Парес); "Спряжение" (1970, муз. коллаж И. Гальвеса, посв. памяти Че Гевары), "Диоген в бочке" (1971, муз. коллаж Гальвеса, посв. проблемам совр. молодёжи), "Вьетнам: урок" Брауэра (1973) – все балетм. Альберто Алонсо; "Царь Эдип" (1970, муз. коллаж), "Саломея" на муз. Р. Штрауса (1975), "Йагрума" Фариньяса (1975, балет посв. освободит. борьбе на Кубе) – все балетм. X. Лефебр; "Ритмы" Рольдана (1973, балетм. И. Тенорио) – первая попытка создать произведение, соединяющее технику танца модерн с кубин. ритмами; "Генезис" Ноно (балетм. Алисия Алонсо).

На синтезе классики, совр. авангарда и фольклора созданы спектакли: "Кармен-сюита" (1967, балетм. Альберто Алонсо), "Сесилия Вальдес" на муз. Роига (1975, балетм. Г. Эррера), "Дом Бернарды Альбы" Барросы (1975, балетм. Тенорио), "Редкая птица" на муз. Генделя – Марчелло (1978, балетм. А. Мендес). Труппа часто гастролирует за рубежом (в СССР – 1960–61, 1964–1965, 1969, 1972, 1979).

В 1950 для подготовки кадров при коллективе создана балетная школа (рук. Ф. Алонсо; с 1962 – одно из отделений нац. школы иск-в "Кубанакан").

Лит.: Пожарнов В., Национальный балет Кубы, "Т", 1972, № 11, с. 177–81; Чернова Н., На путях к трагедии, там же, 1973, № 7, с. 137–42; "Cuba en el ballet", 1973; Maynard О., Alicia Alonso and Ballet nacional de Cuba, "Dance magazine", 1978, p. 50–58.

H. B. Шишкова.

"Редкая птица" на муз. Генделя - Марчелло. Национальный балет Кубы. Балетм. А. Мендес

"Царь Эдип" музыкальный коллаж. Национальный балет Кубы. Балетм. Х. Лефебр

Кубинский национальный балет

"Редкая птица" на муз. Генделя - Марчелло. Национальный балет Кубы. Балетм. А. Мендес

Кубинский национальный балет

"Царь Эдип" музыкальный коллаж. Национальный балет Кубы. Балетм. Х. Лефебр

В начало энциклопедии