Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Ленинградское хореографическое училище

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Ленинградское хореографическое училище

ЛЕНИНГРÁДСКОЕ ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ УЧИ́ЛИЩЕ (Ленинградское ордена Трудового Красного Знамени хореографическое училище им. А. Я. Вагановой), одно из старейших специальных учебных заведений страны по подготовке кадров артистов балета и ансамблей. Осн. в Петербурге в 1738 по инициативе франц. балетмейстера и преподавателя танца Ж. Б. Ланде как Танцевальная школа. С 1779 преобразовано в Театральную школу, объединившую балетные, драматич., живописные и муз. классы. В нач. 19 в. переименовано в Петерб. театральное уч-ще. Первыми преподавателями танца были иностр. мастера – Ж. Б. Ланде, Ф. Хильфердинг, Дж. Канциани и другие. Первый выпуск состоялся в 1742. Педагогом и балетмейстером, определившим развитие рус. нац. балетной школы, стал И. И. Вальберх (руководил преподаванием с 1794). Его ученики: А. И. Тукманова, Колосова, И. М. Аблец и другие. В 1-й четв. 19 в. балетное образование достигло высокого проф. уровня благодаря деятельности Ш. Дидло (преподавал в уч-ще, с перерывом, 21 год). Он добивался от своих учеников не только совершенной техники, но и актерской выразительности. Среди его учеников А. И. Истомина, Е. А. Телешова, А. П. Глушковский. К 1-й пол. 19 в. складывается рус. исполнительская манера, получившая признание за границей после выступлений Е. А. Санковской, Е. И. Андреяновой, М. Н. Муравьёвой. Большое влияние на рус. балетную школу оказало романтич. иск-во М. Тальони и Ж. Перро. Однако определяющее воздействие на формирование исполнительского стиля рус. танцовщиков оказала балетмейстерско-педагогич. деятельность М. И. Петипа. Под его руководством в уч-ще сформировался сильный педагогич. коллектив. Х. П. Иогансон, П. А. Гердт, позднее – Н. Г. Легат, Е. О. Вазем, О. И. Преображенская и другие. стали носителями традиций академич. классич. танца. В нач. 20 в. уч-ще подверглось новым веяниям, вызванным балетмейстерскими реформами М. М. Фокина (преподавал с 1904). Расцвет рус. исполнительского иск-ва нашёл выражение в творчестве А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского, O. A. Спесивцевой и другие.

После Великой Окт. социалистич. революции в 1918 уч-ще было реорганизовано в Петрогр. театральное балетное уч-ще с новой программой обучения. Расширился круг не только специальных, но и общеобразовательных дисциплин. Среди педагогов – А. Н. Монахов, Л. С. Леонтьев, В. А. Семёнов, В. И. Пономарев, М. Ф. Романова, Е. П. Снеткова. В 1921 началась педагогич. деятельность А. Я. Вагановой. Под ее руководством проводилась систематизация обучения, вышли первые методич. пособия – "Основы классического танца" Вагановой (1934), "Основы характерного танца" A. B. Ширяева, А. И. Бочарова, A. B. Лопухова (1939), "Бальный танец" Н. П. Ивановского (1940). В сов. время уч-ще выпустило выдающихся впоследствии мастеров балетного т-ра. Среди них: М. Т. Семёнова, Г. С. Уланова, Н. М. Дудинская, Т. М. Вечеслова, Ф. И. Балабина, А. Н. Ермолаев, О. Г. Иордан, В. М. Чабукиани, К. M. Сергеев, Ф. В. Лопухов, В. И. Вайнонен, Л. М. Лавровский, Р. В. Захаров, Л. В. Якобсон, Н. Л. Зубковский, А. Я. Шелест, О. Н. Моисеева, Ю. Н. Григорович, А. Е. Осипенко, И. А. Колпакова, Н. В. Тимофеева, С. В. Викулов, H. A. Долгушин.

В 1934 при Л. х. у. открылись педагогич. (рук. Ваганова), в 1937 балетмейстерское (рук. Ф. В. Лопухов) отделения. С целью подготовки высокопрофессиональных кадров артистов балета для республик страны в 1934 было организовано также нац. отделение. В годы Великой Отечеств. войны уч-ще было эвакуировано в Пермь. В 1957 уч-щу присвоено имя А. Я. Вагановой. В 1961 – звание академического. В Л. х. у. преподавали И. Д. Бельский, Н. П. Ивановский, C. Ш. Каплан, А. И. Пушкин, Н. М. Стуколкина, Б. В. Шавров, В. И. Шелков и другие. Обучение в училище ведется (1979) на след. отделениях: основное (8 лет), экспериментальное (6 лет), народно-характерное (5 лет), педагогическое (2 года). Худ. рук. – K. M. Сергеев. Ведущие педагоги: Е. В. Ширипина, Л. М. Тюнтина, Н. М. Дудинская, Ф. И. Балабина, И. Б. Зубковская, Б. Я. Брегвадзе, И. Г. Генслер, Г. П. Конищев, H. H. Серебренников, Т. И. Шмырова.

Лит.: Всеволодский (Гернгросс) В., История театрального образования в России, т. 1 (XVII и XVIII вв.), [СПБ], 1913; Борисоглебский M., (сост.), Материалы из истории русского балета, т. 1–2, [Л.], 1938–39, Пантюхова Л., Ленинградское государственное хореографическое училище, Л.–M., 1948; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в., Л.–М., 1958; её же, Русский балетный театр второй половины XIX в., Л.–М., 1963; её же, Русский балетный театр начала XX в., [ч.] 1–2, [Л., 1971–72]; Деген А., Ступников И., Мастера танца, Л., 1974.

О. И. Маевская.

В начало энциклопедии