Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Лепешинская О. В.

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Лепешинская О. В.

ЛЕПЕШИ́НСКАЯ Ольга Васильевна [р. 15(28).9.1916, Киев], сов. артистка и педагог. Нар. арт. СССР (1951). Доктор гуманитарных наук Филиппин (1974). Чл.-корр. Академии иск-в ГДР (1970). Чл. КПСС с 1943. По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог А. И. Чекрыгина), в 1933–63 в Большом т-ре. Дебютировала в партии Лизы. Л. – яркая представительница сов. балетной школы. Её творчество отразило процесс обогащения классич. балета принципами и методом социалистич. реализма. Совершенный по мастерству танец Л. содействовал демократизации балетного т-ра и вместе с тем воспитанию в балетной аудитории понимания балетного образа как синтеза музыки, танц. пластики и актёрского мастерства. Л. обладала искромётной техникой, виртуозно владела всеми средствами классического танца. Её исполнение отличалось темпераментом, эмоциональной насыщенностью, элевацией, энергичной динамикой вращений, чеканностью и ритмической чёткостью движений. В трактовку образов классич. балетов (Лиза, Китри, Аврора, Маша, Одетта – Одиллия, Сванильда) Л. вносила конкретно-жизненные черты, мотивированную драматургией смену настроений.

Органическое чувство сопричастности социалистч. эпохе позволило Л. успешно воплощать центральные партии в балетах сов. композиторов. В них Л. воплотила характерные черты людей своего времени: жизнелюбие, энергию созидания, волевую устремлённость к цели, оптимизм. Среди её лучших ролей (в скобках фамилии балетмейстеров): Суок – "Три толстяка" Оранского (1938, И. А. Моисеев), Светлана – "Светлана" Клебанова (1939, Н. М. Попко, Л. А. Поспехин, А. И. Радунский), Жанна – "Пламя Парижа" (1947; Гос. пр. СССравни 1947; В. И. Вайнонен), Tao Хоа (1949; Гос. пр. СССравни 1950; Л. М. Лавровский), Сари – "Тропою грома" (1959, K. M. Сергеев). Гуманизмом, светлым лиризмом насыщены образы Ассоль – "Алые паруса" Юровского (1943, Попко, Поспехин, Радунский), Золушки (1945; Гос. пр. СССравни 1946; Р. В. Захаров), Параши (1949, Захаров). Комедийный талант Л. ярко проявился в партиях Лизы Муромской – "Барышня-крестьянка" Асафьева (1946, Захаров) и Мирандолины (1949, Вайнонен). Первая исполнительница (с П. А. Гусевым) миниатюр Л. В. Якобсона "Охотник и птица" (1940) и "Слепая" (1941) и др. В репертуар Л. входило несколько концертных программ, с к-рыми она выступала на фронте в период Великой Отечеств. войны, а также во мн. городах СССР и другие. стран. Снималась в фильме-балете "Граф Нулин" и в фильме "Князь Игорь" (Чага в "Половецких плясках"). Участвовала в гастролях за рубежом.

С 1963 ведёт большую педагогич. работу за границей: в Римской академии танца, в оперно-балетных т-рах Будапешта, Берлина, Стокгольма, Вены, Токио и другие. Выступает по вопросам балета в печати и на телевидении. Гос. пр. СССР (1941) за выдающиеся достижения в области балетного иск-ва.

Лит.: О. В. Лепешинская, М., 1953 [Буклет]; О. В. Лепешинская, в кн.: Большой театр СССравни М., 1958; Мастера Большого театра – Народные артисты СССравни М., 1976.

Э. В. Бочарникова.

О. Лепешинская - Ассоль

О. Лепешинская - Китри

О. Лепешинская - Светлана

О. Лепешинская. Худ. А. Герасимов

Лепешинская О. В.

О. Лепешинская - Ассоль

Лепешинская О. В.

О. Лепешинская - Китри

Лепешинская О. В.

О. Лепешинская - Светлана

Лепешинская О. В.

О. Лепешинская. Худ. А. Герасимов

В начало энциклопедии