Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Бхарат натья

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Бхарат натья

БХАРÁТ НÁТЬЯ (дасиатам), одна из осн. школ (стилей) инд. классич. танца. Возникла в Юж. Индии во 2 в. до н. э. на основе нар. танц. иск-ва. Различные варианты Б. н. существуют в Андхре, Майсуре, Мадрасе и другие. местностях. Каждый из них имеет свои особенности, наиболее чистой формой считается мадрасская. На родине Б. н., в р-не Танджура, сохранились семьи потомств. знатоков танца и музыки Б. н., учителя-постановщики танц. представлений. Наиболее известна семья танцовщиков Пиллаи, иск-во к-рых следует канонам, разработанным в "Натьяшастре" (первые века н. э.). В Б. н. танцовщик жестом, мимикой и танцем раскрывает содержание песни, к-рую исполняет певец. Б. н. использует три вида танца. Нритта – танец, лишённый содержания. Он состоит из сложных ритмических комбинаций движений головы, рук, ног, шеи, глаз, бровей и другие. Нритья – сюжетный танец сочетает нритту и абхинаю (актёрскую выразительность). Натья – танц. драма, в к-рую входит нритта и нритья, дополненные элементами драмы. Б. н. характеризуют контрастные темпы исполнения. Существуют две формы представления: первая наиболее распространённая форма садир нач – соло лирич. характера (иногда две танцовщицы танцуют синхронно). Осн. участницы садир на-ча – храмовые танцовщицы –деводоси. Танц. представление длится неск. часов, имеет определённую программу, к-рая состоит из 6 самост. номеров: аларипу, джатисварам, шабдам, варнам, падам и тхиллана. Аларипу – своеобразное вступление, технически сложное. Начинается с грациозных движений головы, глаз, бровей, затем рук, ног, как бы демонстрирует изысканность убранства и изящество танцовщицы. Комбинация из быстрых движений завершает танец. Джатисварам строится на чередовании быстрых и медленных движений. Его характерная особенность – более сложная координация движений шеи, головы, рук и ног. Шабдам исполняется в сопровождении песни, посвящённой богу Кришне. Содержание песни раскрывается приёмами нритья. Варнам – гл. и наиболее трудная часть. Здесь нритта и абхиная, чередуясь, органич. сочетаются. Падам – лирич. часть программы, также использующая приём нритья. В основе лежит песня о любви Парвати к богу Шиве. Заключит. часть требует высокой техники исполнения. Темп возрастает, усложняется ритмич. рисунок. Особое значение придаётся движениям глаз, бровей, шеи.

В репертуар Б. н. входят также разл. танцы, посвященные любви Радхи и Кришны, танцы Шивы, Ганеши и другие. В Юж. Индии наиболее распространены танцы Шивы. Вторая форма представления Б. н. бхакавата мела натака – танц. драма, представляющая собой часть религиозного ритуала. Исполняется в дни праздников. Осн. участники бхагаваты – брамины, к-рые разыгрывают разл. эпизоды из "Рамаяны", "Махабхараты" и "Бхагаваты Пураны". В отличие от садир нач, состоящей из сольных номеров, здесь участвует большое количество исполнителей; в садир нач актёры изображают характеры, а в бхагавата мела натака каждое действующее лицо создаёт определ. типаж; в женских ролях выступают мужчины. Танц. драма отличается мужественностью, энергичным ритмом.

В кон. 19 – нач. 20 вв. в период англ. господства школа Б. н. пришла в упадок. В 1933, после состоявшейся в Мадрасе дискуссии о значении этого вида иск-ва, школа Б. н. возродилась. Среди исполнителей Б. н.: Баласарасвати, Рукмини Деви, Рам Гопал, к-рые внесли большой вклад в возрождение и популяризацию этого древнего иск-ва. Наиболее известны в нач. 70-х гг. Индрани Рахман, Джамини Кришнамурти.

В совр. Индии уделяется большое внимание развитию нац. иск-ва танца. Кроме осн. центра по изучению Б. н. Калакшетры (близ Мадраса), организованного Рукмини Деви, в Индии существует много гос. и частных школ, изучающих Б. н.

Лит. : Синявер Л. С., Музыка Индии, М., 1958; Pow L., "Nritta Manjar", Indian Society of Oriental art, Calcutta, 1948; Banerji P., Dance of India, 5 rev. ed., Allahabad, 1956; Anand M. R., The dancing foot, Delhi, [1957]; Cri Krsna Dac, Hamari natya parampara, Allahabad, 1957.

Д. Г. Журкина.

Жесты в бхарат натья: 1-й и 2-й ряды: 1. Брахма. 1a. Брахма. 2. Вишну. 3. Шива. 4-4a Саруя. 5. Гималаи. 3-й и 4-й ряды: 1. Дерево. 2. Женщина. 3. Мир (Вселенная). 4. Птица. 5. Павлин. 6. Звезда

Одна из поз бхарат натья

Пять основных позиций ног в бхарат натья

Бхарат натья

Жесты в бхарат натья: 1-й и 2-й ряды: 1. Брахма. 1a. Брахма. 2. Вишну. 3. Шива. 4-4a Саруя. 5. Гималаи. 3-й и 4-й ряды: 1. Дерево. 2. Женщина. 3. Мир (Вселенная). 4. Птица. 5. Павлин. 6. Звезда

Бхарат натья

Одна из поз бхарат натья

Бхарат натья

Пять основных позиций ног в бхарат натья

В начало энциклопедии