Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕЛ"-"ЛИН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕЛ"-"ЛИН")

ЛЕЛУШ КЛОД

Лелу́ш Клод (Lelouch) (р. 30.10.1937), французский режиссёр, продюсер. Начинал как кинолюбитель, работал в документальном кино и в рекламе. В художественном кино с 1960 (фильм «Человеческая сущность»). Этот и его следующий фильм «Девушка и ружья» (1965) посвящены проблемам молодёжи. В этих фильмах Лелуш пользовался ручной камерой, ультрачувствительными эмульсиями, отказался от павильонных съёмок, добивался спонтанности актёрской игры. Фильм «Мужчина и женщина» (1966, главная премия международного кинофестиваля в Канне, премия «Оскар» и ряд других премий) принёс Лелушу широкую известность. Своим успехом эта лента во многом обязана исполнителям главных ролей (Ж. Л. Трентиньяну и А. Эме), элегантности и изяществу внешней формы, музыке композитора Ф. Лея. Однако начиная с этой картины коммерческий успех фильмов стал для Лелуша самоцелью. В творчестве режиссёра достаточно чётко выделяются несколько направлений: мелодраматически-любовный жанр («Жить, чтобы жить», 1967; «Человек, который мне нравится», 1969), фильм-памфлет («Жизнь, любовь, смерть», 1969), детектив («Хулиган», 1970, премия «“Давид” Донателло»), приключенческий фильм («Смик, смак, смок», 1971; «Приключение это приключение», 1972). Постепенно кинематограф Лелуша всё больше превращается в бизнес. Лелуш не имеет чёткой политической ориентации, однако, как это часто бывает, конформизм в искусстве в какой-то момент приводит его к реакционности. Так проявляется дух мизантропии и индивидуализма в фильме «Брак» (1975). Тенденциозная картина Движения Сопротивления во Франции изображена в фильме «Добрый и злые» (1976). В 1983 снял фильм «Эдит и Марсель». Лелуш — владелец крупного зрелищного комплекса.

Другие фильмы:

«С новым годом!» (1973), «Вся жизнь» (1974), «Кот и мышь» (1975), «Если бы пришлось начать всё сначала» (1976), «Другой мужчина, другой шанс» (1977), «Робер и Робер» (1978), «Поборемся» (1979), «Одни и другие» (1981).

ЛЕМБЕРГ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

Ле́мберг Александр Григорьевич (22.10.1898—9.6.1974), советский оператор. В кино с 1914, с 1916 оператор игровых фильмов (работал под руководством отца — Г. М. Лемберга). В 1917 снимал боевые действия русских войск на фронте. Принимал участие в съёмках В. И. Ленина в 1918—22. Его фронтовая хроника Гражданской войны вошла в фильмы «Оборона Царицына» и «XI армия» (1919) и др. В 1919—20 участвовал в рейсах агитпарохода и агитпоезда. Съёмки Лемберга были использованы в первом советском киножурнале «Кинонеделя» (1918—19), затем в «Кино-Правде» (1922—25). Снимал похороны В. И. Ленина. Лемберг входил в группу «киноков». Участвовал в работе над фильмом «Шестая часть мира» (1926). В 1938—41 и с 1946 оператор и фотокорреспондент на Выставке достижений Народный хозяйства СССР.

Другие фильмы:

«Машинист Ухтомский» (1926), «Солистка его величества» (1927) — оба художественные; «Золотые берега» (1930, режиссёр-оператор), «Беломорстрой рапортует» (1933, режиссёр-оператор).

ЛЕМБЕРГ ГРИГОРИЙ МОИСЕЕВИЧ

Ле́мберг Григорий Моисеевич (1873—30.7.1945), советский оператор. Работал фотографом. В 1911—17 снял свыше 30 художественных фильмов, среди них — «Золото, слезы и смех» (1915), «Жена» (1916), «Вы жертвою пали в борьбе роковой» (1917) и др. Снимал события Февральской революции в Петрограде. В 1920 заведующий киносекцией отдела агитпоездов и агитпароходов ВЦИК. С 1923 работал в «Госкино» («Культкино»), снимал научно-популярные фильмы, среди которых «Семья и труд», «Детский туберкулёз», «Страничка газеты “Правда”».

Другие фильмы:

«Жизнь, как она есть» (1925); художественные фильмы — «Избушка на Байкале» (1926), «На рельсах» (1927).

ЛЕММОН ДЖЭК

Ле́ммон Джэк (Lemmon) (р. 8.2.1925), американский актёр, режиссёр. Учился в Гарвардском университете. Работал в театре и на телевидении. С первых же ролей в кино (фильмы «Это должно было случиться с вами», 1954, «Мистер Робертс», 1955, премия «Оскар», «От этого не убежишь», 1956, и др.) стал одним из популярных актёров Голливуда. В фильмах «Некоторые любят погорячее» (1959, в советском прокате «В джазе только девушки»), «Квартира» (1960), «Нежная Ирма» (1963), «Аванти!» (1972), «Первая полоса» (1974) — все режиссёра Б. Уайлдера, «Чествование» (1980, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1982) и др. умело сочетал комические и драматические элементы. Снялся также в фильмах: «Дни вина и роз» (1963, премия международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне), «Спасите тигра» (1973, премия «Оскар»), «Китайский синдром» (1979, премия международного кинофестиваля в Канне), «Пропавший без вести» (1981, премия международного кинофестиваля в Канне, 1982). В 1971 поставил фильм «Котч». В 1980 получил премию «“Давид” Донателло».

ЛЕНАРТОВИЧ СТАНИСЛАВ

Ленарто́вич Станислав (Lenartowicz) (р. 7.2.1921), польский режиссёр. Окончил Вроцлавский университет (1948) и Высшую школу театра и кино в Лодзи (1953). Ставил научно-популярные фильмы, главным образом об искусстве. Дебют в художественном кино — новелла о велосипедистах в фильме «Три старта» (1955). Среди фильмов: «Зимние сумерки» (1957), «Дневник пани Ганки» (1963), «Джузеппе в Варшаве» (1964, в советском прокате «Итальянец в Варшаве»), «Это я убил» (1975), «Через год, через день, через миг» (1976).

Сочинения:

В русском переводе: Организация времени и пространства в произведении киноискусства, в сборнике: Вопросы киноискусства, М., 1957.

ЛЕНИ ПАУЛЬ

Ле́ни Пауль (Leni) (8.7.1885—2.9.1929), немецкий режиссёр, художник. Учился в берлинской Академии изящных искусств. Был актёром, художником, режиссёром в «Немецком театре» М. Рейнхардта. Как художник кино дебютировал в фильме «Кошачья тропа» (1913). Сотрудничал с режиссёрами Дж. Маем («Бронированный склеп», «Истина побеждает»), Р. Освальдом («Леди Гамильтон»), А. Робизоном («Манон Леско»). В 1916 поставил первый фильм «Дневник доктора Харта». В изобразительном решении фильмов «Чёрный ход» (1921, с Л. Йеснером) и «Кабинет восковых фигур» (1924) наиболее полно проявились особенности немецкого киноэкспрессионизма. С 1927 Лени работал в Голливуде, где поставил фильмы: «Кот и канарейка» (1927), «Человек, который смеётся» (по В. Гюго) и «Китайский попугай» (1928), «Последнее предупреждение» (1929)и др.

Литература:

Kurtz R., Expressionismus und Film, В., 1926;

Eisner L. H., Dämonische Leinwand, Wiesbaden-Biebrich, 1955;

Kracauer S., Von Caligari bis Hitler, Hamb., 1958.

ЛЕНИН И КИНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕНИНГРАДСКАЯ КИНОСТУДИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ФИЛЬМОВ

ЛЕНИНГРА`ДСКАЯ КИНОСТУ`ДИЯ НАУ`ЧНО-ПОПУЛЯ`РНЫХ ФИ`ЛЬМОВ

ЛЕНИНГРАДСКАЯ КИНОСТУДИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ФИЛЬМОВ (Леннаучфильм), осн. в 1933 на базе отдела "Культурфильм" и Воен. в сектора к/ф-ки "Роскино" (ныне "Ленфильм"). В годы Великой Отечеств. войны и во время блокады Ленинграда к/ст снимала уникальные материалы о жизни прифронтового города и боевые действия на Ленингр. и Волховском фронтах, вошедшие в Летопись Великой Отечеств. войны. Студия выпустила более в 4000 науч.-популяр., уч. и др. ф., многие из к-рых отмечены на Вкф и Мкф. Среди работ студии: "Вселенная" (1951, реж. П. В. Клушанцев, оп. А. А. Климов), "Звёзды служат людям" (1955, реж. В. Н. Николаи, оп. Н. Д. Васильев), "У порога сознания" (1957, реж. Г. А. Бруссе, оп. Б. П. Геннингс), "Русский народный оркестр" (1959, реж. В. В. Мельников, oп. M. А. Гальпер), "В глубины живого" (1966, реж. М. М. Клигман, оп. Б. В. Лебедев), "Разговор с товарищем Лениным" (1966, реж. Б. Ю. Волкович, оп. Лебедев), "Великий обличитель" (1971, реж. Н. А. Левицкий), "Сигналы Т из микромира" (1974, реж. В. А. Чигинский, оп. Б. В. Балашов), "Была бы X жива Россия" (1975, реж. В. И. Никифорова, оп. В. Б. Степанов), "Над раскрытым томом Ленина" (1975, реж. Клигман, оп. Степанов), "Дорогами НТР" (1976, реж. В. Ф. Когай, оп. Е. М. Голубев), "Оазис в Ледовитом океане" (1977, реж.-оп. Л. М. Волков), "Человек и робот" (1980, реж. Волков, оп. Голубев), "На ком земля держится" (1981, реж. В. Е. Аксёнов). Ряд ф. студии отмечен Гос. пр. СССР и РСФСР.

Студия имеет комплекс помещений и оборудования, обеспечивающий выпуск до 140 ф. в год, павильона. Съёмочный процесс обеспечивают производств. цехи: декоративно-технич. сооружений, светотехники, звукотехники, мультипликации, обработки цв. и чёрно-белой пленки, комбинир. съёмок, съёмочной техники. Орд. "Знак Почёта" (1983).

ЛЕНИНГРАДСКАЯ СТУДИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

Ленингра́дская сту́дия документа́льных фи́льмов (ЛСДФ), одна из крупнейших документальных студий страны. Начала свою деятельность в 1918 в составе Петроградского кинокомитета, затем — отдел хроники при кинофабрике «Севзапкино». В 1932 преобразована в Ленинградскую студию кинохроники (на базе Ленинградской кинофабрики «Союзкино»; с 1968 — современное название). На студии были поставлены фильмы, многие из которых удостоены премий международных и Всесоюзных кинофестивалей. Среди работ студии: «Ленинград в борьбе» (1942, план и монтаж Р. Л. Кармена, Н. Г. Комаревцева, В. М. Соловцова, Е. Ю. Учителя), «Русский характер» (1957, сценарист И. М. Котенко, режиссёр Е. Ю. Учитель), «Подвиг Ленинграда» (1959, сценаристы И. М. Котенко, Учитель, В. М. Соловцов), «Их было 39» (1963, сценарист Я. Филиппова, режиссёр Л. С. Черенцов, оператор О. В. Лучинин), «Время, которое всегда с нами» (1965, сценарист Б. Т. Добродеев, режиссёр С. Д. Аранович, операторы А. К. Ксенофонтов, Ю. М. Лебедев), «Взгляните на лицо» (1966, сценарист С. А. Соловьёв, режиссёра П. С. Коган, оператор П. М. Мостовой), «Военной музыки оркестр» (1968, сценаристы и режиссёры П. С. Коган, П. М. Мостовой, оператор Мостовой), «Бригада» (1971, сценарист М. Н. Серебренников, режиссёр Н. Н. Воронин, оператор М. В. Масс), «Сын партии» (1975, сценарист А. В. Богомолов, режиссёры Л. С. Черенцов, Н. Н. Снегина, операторы В. С. Бурцев, В. Е. Селицкий, Б. А. Титов), «Марафон» (1975, сценарист В. Л. Викторов, режиссёр И. С. Трахтенгерц, оператор В. Г. Донец), «Илья Эренбург» (1976, сценарист Добродеев, режиссёр Л. И. Станукинас, операторы Ю. Г. Занин, Лебедев) и «Девятая высота» (сценарист Добродеев, режиссёры И. П. Калинина, М. С. Литвяков, операторы Ю. Н. Александров, Масс) — оба 1976, «Ищу соперника» (1978, сценарист В. С. Четкарёв, режиссёр Боронин, оператор Э. Ф. Шинкаренко), «Девять дней и вся жизнь» (1979, сценарист Добродеев, режиссёра Ю. Г. Занин, операторы С. Р. Иванюхин, Лебедев), «Мы не сдаёмся, мы идём...» (1982, сценаристы Добродеев, Н. В. Шишлин, режиссёр Литвяков, оператор Ю. П. Николаев). Ряд фильмов студии отмечен Государственными премиями СССР и РСФСР. ЛСДФ оснащена современной киноаппаратурой; имеются цеха съёмочной техники, обработки плёнки, звуко- и светотехники, тонателье, энерго-осветительный, мультипликационный цеха, а также 9 оборудованных монтажных помещений. Студия выпускает: ежегодно — 40 документальных, технико-пропагандистских и научно-популярных фильмов; ежемесячно — 9—10 киножурналов «Ленинградская кинохроника», «Наш край», «Панорама», «Северные зори», «Советская Карелия», до 20 сюжетов для центрального журнала «Новости дня», до 50 названий разных видов кинорекламы (с 1972). Орден Трудового Красного Знамени (1982).

ЛЕНИНГРАДСКАЯ СТУДИЯ КИНОХРОНИКИ

Ленингра́дская сту́дия кинохро́ники, см. Ленинградская студия документальных фильмов.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ КИНОИНЖЕНЕРОВ

Ленингра́дский институ́т киноинжене́ров (ЛИКИ), высшее техническое учебное заведение по подготовке кадров для кинематографии и смежных областей науки и техники, использующих кинотехнические процессы. Основан в 1919 в Петрограде как Высший институт фотографии и фототехники, с 1924 — Государственный кинотехникум, с 1930 — современное название. Учебную и научную работу в институте вели В. И. Срезневский, А. Ф. Шорин, П. И. Лукирский, С. Я. Соколов, С. О. Максимович, Д. И. Лещенко, В. И. Волынкин, Д. С. Волосов, Ю. Н. Гороховский, И. Б. Блюмберг. Профилирующие кафедры возглавляют М. В. Антипин, О. Ф. Гребенников, С. Г. Бабушкин, В. В. Бабкин, К. Г. Ершов, Ю. М. Ишуткин, А. В. Редько, С. С. Савичев. Преподавательскую работу ведут профессора В. А. Бургов, И. С. Голод, П. М. Завлин, В. А. Кныш, К. С. Ляликов, А. М. Мелик-Степанян, С. М. Проворнов. Непрерывное развитие кинотехники требует от института подготовки специалистов различного профиля: звукооператоров, инженеров по записи и воспроизведению звука, кинотелевизионной технике, химиков-технологов по производству и обработке светочувствительных материалов и магнитных лент, инженеров по проектированию и технологии производства киноаппаратуры. В составе института (1980): факультеты — электротехнический, механический, химико-технологический; очное и заочное отделения (в том числе Московский общетехнический факультет); аспирантура; курсы повышения квалификации работников кино- и химической промышленности; 8 профилирующих и 11 общих кафедр, оснащённых современным оборудованием. ЛИКИ ведёт большую работу в области научных и технических проблем современной кинематографии, связан со многими научными институтами и предприятиями, в первую очередь с НИКФИ (Москва). Издаются «Труды ЛИКИ». За 1919—79 институт подготовил около 10 тыс. специалистов.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРА, МУЗЫКИ И КИНЕМАТОГРАФИИ

Ленингра́дский институ́т теа́тра, му́зыки и кинематогра́фии (ЛГИТМиК), основан в 1918 как Школа актёрского мастерства. С 1922 — Институт сценических искусств, с 1926 — Театральный техникум, с 1936 — Центральное театральное училище, с 1939 — Ленинградский государственный театральный институт, с 1962 — современное название. В институте работали: А. К. Глазунов, Б. В. Асафьев, А. В. Оссовский, А. А. Гвоздев, А. И. Пиотровский, К. Н. Державин, Н. М. Иезуитов, Л. С. Вивьен, В. Э. Мейерхольд, Н. В. Петров, В. Н. Соловьёв, Н. П. Акимов, В. В. Меркурьев, В. Н. Всеволодский-Гернгросс, С. С. Данилов, Е. И. Тиме, С. С. Мокульский, Л. Ф. Макарьев, А. З. Юфит, Б. В. Зон, Е. С. Добин, Я. К. Маркулан и др.

Институт состоит из 2 отделов. В составе учебного отдела: факультеты — драматического искусства, театроведческий, театрально-постановочный; национальные актёрские студии; аспирантура, 16 кафедр; научно-исследовательские отделы: секторы театра, источниковедения, кино.

Основные направления исследовательской работы сектора кино: киноискусство и современная художественная культура; тенденции развития современного кино и история кино; проблемы документального, научно-популярного кино и телевидения. В институте подготовлен ряд киноисследований, в том числе: Б. Лихачёв — «Кино в России (1896—1926)», ч. 1, 1927; «Из истории “Ленфильма”» (в. 1—4, 1968—75); «Вопросы истории и теории кино» (в. 1—4, 1973—78), ряд монографий по истории и теории кино. Для студентов драматического и театроведческого факультетов читаются спецкурсы: «Актуальные проблемы современного киноискусства», «Специфика телевидения, экономика и организация кино и телевидения», «Актёр драматического театра и кино». На отделении «Режиссура телевидения» (заочная форма обучения) преподаются: введение в киноискусство, специфика телевидения, планирование и организация телевидения и другие специальные дисциплины. В институте имеются учебный театр, 2 библиотеки (свыше 300 тыс. единиц хранения). В ЛГИТМиКе обучается около 1200 студентов, работает около 300 преподавателей и научных сотрудников, в том числе Г. А. Товстоногов, И. П. Владимиров, Р. С. Агамирзян, В. С. Андрушкевич, А. А. Музиль, М. М. Королёв, А. Я. Альтшуллер, А. А. Гозенпуд, Д. И. Золотницкий, В. М. Красовская, Г. А. Лапкина, Л. Н. Раабен и др. За годы существования институт подготовил свыше 4 тыс. специалистов, в том числе 29 актёрских групп для национальных театров.

«ЛЕНФИЛЬМ»

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕО ЖАН ПЬЕР

Лео́ Жан Пьер (Léaud) (р. 5.5.1944), французский актёр. В 14 лет дебютировал в роли Антуана Дуанеля в фильме режиссёра Ф. Трюффо «Четыреста ударов» (1959). Этому герою, взрослевшему с течением времени, посвящены другие фильмы Трюффо: новелла в фильме «Любовь в 20 лет» (1962), «Украденные поцелуи» (1968), «Семейный очаг» (1970), «Сбежавшая любовь» (1979). Снялся в фильмах Трюффо «Две англичанки и “Континент”» (1971), «Американская ночь» (1973), а также в фильмах режиссёров: Ж. Л. Годара — «Мужское — женское» (1966, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине), «Китаянка», «Сделано в США» и «Уикэнд» (все 1967), «Весёлое знание» (1968); П. П. Пазолини — «Свинарник» (1969); Б. Бертолуччи — «Последнее танго в Париже» (1972).

ЛЕОНЕ СЕРДЖО

Лео́не Серджо (Leone) (р. 3.1.1929, по другим данным, 1921), итальянский режиссёр. С середины 40-х гг. работал ассистентом режиссёра У. Уайлера, Р. Уайза, Ф. Циннемана и др. Писал сценарии псевдоисторических фильмов и фильмов на мифологические сюжеты. Как режиссёр завершил съёмки фильма «Последние дни Помпеи» режиссёра М. Боннара (1959). В 1961 поставил фильм «Колосс Родосский». В 1962 закончил за Р. Олдрича фильм «Содом и Гоморра». Известность получил как «отец» итальянского вестерна. Снятый им под псевдонимом Б. Робертсона фильм «За пригоршню долларов» (1964) имел неожиданно широкий финансовый успех и положил начало целому «направлению» в итальянском кино 60-х гг. Все ситуации, трюки, приёмы в фильмах Леоне «За несколько лишних долларов» (1965), «Хороший, плохой, злой» (1966), «Однажды на Дальнем Западе» (1968) и «Опусти голову» (1971) заимствованы из американского вестерна, но режиссёр сумел выработать собственный «стиль», нашедший в Италии многих подражателей, — мрачный, ложно многозначительный, насыщенный жестокостью. Вестерны Леоне сделаны на высоком профессиональном уровне, в них снимались известные итальянские актёры под английскими псевдонимами, выразительную музыку к ним писал популярный композитор Э. Морриконе.«Спагетти-вестерны», как их прозвали, и их успех — характерное явление буржуазной «массовой культуры». В 1984 поставил фильм «Однажды в Америке» (США).

ЛЕОНИДОВ БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ

Леони́дов Борис Леонидович (4.1.1892—23.6.1958), советский сценарист. Был газетным фельетонистом. В 1919 написал сценарии агитфильмов «Мир — хижинам, война — дворцам» (с Л. В. Никулиным) и «На помощь красному Харькову». В 1924по сценарию Леонидова был поставлен фильм «Красные партизаны». Работал на кинофабрике «Госкино», с 1925 —в худсовете 3-й Госкинофабрики. Активно участвовал в деятельности Ассоциации революционной кинематографии (АРК), в 1925 организовал сценарную мастерскую АРК и руководил ею. Был сторонником остросюжетной драматургии. Событиям Гражданской войны посвятил сценарии приключенческого фильма «Золотой запас» (1925), агитфильма «В красном кольце» (1926), кинодрамы «В последний час» (1928). Историко-революционная тематика лежит в основе сценариев: «Бухта смерти» (по рассказу «В бухте “Отрада”» А. С. Новикова-Прибоя, 1926), «Сорок первый» (1927, с Б. А. Лавренёвым, по его повести), «Леон Кутюрье» (по «Рассказу о простой вещи» Лавренёва, 1927, с В. П. Касьяновым). Написал сценарии на современные темы: «Катька — Бумажный Ранет» 1926, с М. В. Борисоглебским), «Дом в сугробах» (по рассказу «Пещера» Е. Замятина, 1928), «Парижский сапожник» 1928, с Н. Н. Никитиным), «Её право» 1931); по произведениям классической литературы — «Еврейское счастье» (по рассказам Шолом-Алейхема, 1925, с Г. З. Гричер-Чериковером и И. Тенеромо), «Катерина Измайлова» (по «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова, 1927).

Литература:

Б. Л. Леонидов, «Киножурнал АРК», 1925, № 10.

ЛЕОНИДОВ ЛЕОНИД МИРОНОВИЧ

Леони́дов Леонид Миронович (3.6.1873—6.8.1941), советский актёр. Народный артист СССР (1936). Профессор (1939). Учился в Московском театральном училище. На сцене с 1896. С 1903 в МХТ. Первая роль в кино — Шпион в детективном фильме «Ток любви» 1918). Актёр большого трагедийного дарования, Леонидов воплощал на экране противоречивые характеры, образы людей ильных страстей. Играл Ивана Грозного («Крылья холопа», 1926), профессора Кочубея («В город входить нельзя», 1929). Лучшая роль в кино — ростовщик Гобсек («Гобсек», 1937). Снимался в фильмах: «Железная пята» (Уиксон), «Царевич Алексей» (Пётр I), «Хлеб» (Владелец булочной), «Его превосходительство» (губернатор фон Валь и Раввин), «Просперити» (Вернон Роске), «Марионетки» (Держащий нити).

Литература:

Любимов Н., Былое лето. Из воспоминаний зрителя, М., 1982.

ЛЕОНИДОВ ОЛЕГ ЛЕОНИДОВИЧ

Леони́дов Олег Леонидович (15.3.1893—17.9.1951), советский сценарист, писатель, критик. Учился в МГУ. Печатался с 1911. В кино с 1926. Работал на студии Межрабпом-Русь» (затем «Межрабпомфильм»). Первый фильм по сценарию Леонидова — «Не всё коту масленица» (1927, с И. Заречным) о борьбе сельской бедноты с кулаками в период Гражданской войны. Историко-революционной теме посвящены сценариев фильмов «Москва в Октябре» (1927), «Те, которые прозрели» (1931, с Н. А. Зархи и А. А. Филимоновым). Мотивы классовой борьбы в современной деревне отражены в сценарии «Саша» (1930, с Л. В. Кулешовым и А. С. Хохловой), борьба американских рабочих против предпринимателей — в фильме «Просперити» (1933, с Л. Глазычевым). Проблемы современности, новой морали современного общества центре фильмов «Кукла с миллионами» (с Ф. А. Оцепом) и «Человек родился» (1928), «Последняя обида» (1931). Написал сценарии фильмов: «Человек из ресторана» (по И. Шмелёву, 1927, с Я. А. Протазановым), «Белый орёл» (по рассказу «Губернатор» Л. Н. Андреева, 1928, с Я. И. Уриновым и Протазановым), «Ледяной дом» (по И. Лажечникову, 1928, с Г. Э. Гребнером и В. Б. Шкловским), «Чины и люди» (по рассказам А. П. Чехова, 1929, с Протазановым), «Дети капитана Гранта» (по Ж. Верну, 1936), «Гобсек» (по О. Бальзаку, 1937, с К. В. Эггертом), «Остров сокровищ» (по Р. Стивенсону, 1938, с В. П. Вайнштоком).

Другие фильмы:

«По щучьему велению» (1938, с Е. Тараховской, по её пьесе), мультфильмы — «Сердце храбреца» и «Таёжная сказка» (1951), «Снегурочка» (по А. Н. Островскому, 1952, с И. П. Ивановым-Вано, А. Г. Снежко-Блоцкой).

Сочинения:

Я. А. Протазанов, в сборнике: Яков Протазанов, 2 изд., М., 1957;

Сердце храбреца, в сборнике: Фильмы-сказки, [в. 2], М., 1952.

ЛЕОНОВ ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ

Лео́нов Евгений Павлович (р. 2.9.1926), советский актёр. Народный артист СССР (1978). Член КПСС с 1955. С 1948, по окончании Московской драматической студии, в Московском драматическом театре им. Станиславского, с 1968 в Театре им. Маяковского, с 1972 в Театре им. Ленинского комсомола. В кино с 1947. Проявил себя как комедийный актёр, мастерски владеющий средствами юмора, сатиры. В роли Якова Шибалка («Донская повесть», 1965, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1966) раскрылся самобытный и сильный драматический талант Леонова. Среди его ролей такого плана: Приходько («Белорусский вокзал», 1971), Потапов («Премия», 1975, Государственная премия СССР, 1976), Сарафанов («Старший сын», 1975, телефильм). Не теряя характерности и комизма, образы Леонова обрели глубину, человечность. Простодушные, наивные герои Леонова часто попадают в трудные и трагикомические ситуации, но сохраняют при этом полную естественность поведения, доброту: Травкин («Тридцать три», 1966), Володя Орешников («Зигзаг удачи», 1968) и др. Среди удач Леонова и характеры людей неоднозначных, в том числе жуликоватых: Иллюзионщик («Гори, гори, моя звезда», 1970), Король («Совсем пропащий», 1973), Коля («Афоня», 1975), Васин («Слезы капали», 1983). Снимался в фильмах: «Полосатый рейс» («Укротитель» Шулейкин), «Карусель» (Нюхин, телефильм), «Легенда о Тиле» (Ламме Гудзак), «И это всё о нём» (Следователь угрозыска, телефильм, премия Ленинского комсомола, 1978), «Женитьба» (Жевакин), «Осенний марафон» (Василий Игнатьевич, Государственная премия РСФСР, 1981); телефильмах — «Обыкновенное чудо» (Король), «Отпуск в сентябре» (Кушак), «О бедном гусаре замолвите слово» (Бубенцов) и др. Много работает по озвучиванию мультипликационных фильмов (премия Всесоюзного кинофестиваля, 1980).

Другие фильмы:

«Дело Румянцева», «Крепостная актриса», «Фокусник», «Чайковский», «Джентльмены удачи», телефильмы «Большая перемена», «Дуэнья».

Литература:

Павлова М., Боровков В., Дубровский В., Е. Леонов, [М.], 1970;

Актеры советского кино, в. 7, М., 1971;

Исмаилова Н. Х., Е. Леонов, М., 1979.

ЛЕОНТОВИЧ ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Леонто́вич Фёдор Александрович (1904-1969), советский оператор. С 1931 на Московской студии кинохроники. Снимал на Западном, Брянском, 2-м Белорусском фронтах. Его съёмки вошли в фильмы «Орловская битва», «К вопросу о перемирии с Финляндией», «В Померании», «Берлин». После войны руководитель группы подводных съёмок ЦСДФ.

ЛЕПИН АНАТОЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Ле́пин Анатолий Яковлевич (р. 17.12.1907), советский композитор. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1945). Член КПСС с 1949. Окончил Московскую консерваторию (1936, педагог А. Н. Александров). В кино с 1941 (фильм «Весенний поток»). Написал музыку более чем к 20 фильмам. Широкой популярностью пользовались песни к музыкальным кинокомедиям «Мы с вами где-то встречались», «Карнавальная ночь», а также музыка к фильмам «Здравствуй, Москва!», «Красный галстук», «Весенние голоса», «Чук и Гек», «Солдат Иван Бровкин», «Дайте жалобную книгу», «Деревенский детектив», «Истоки» и др.

ЛЕПРООН ПЬЕР

Лепроо́н Пьер (Leprohon) (р. 3.9.1903), французский киновед. С конца 20-х гг. сотрудничает во многих периодических изданиях. Автор книг: «Немецкое кино» (1928), «Чарли, или Рождение мифа» (1935), «Кино и Гора» (1944), «Современные французские кинорежиссёры» (1957, рус. пер. 1960), «История кино» (т. 1—2, 1961—63) и др.

ЛЕРНЕР НАТАН ОЗИАСОВИЧ

ЛЕ`РНЕР Натан Озиасович

(р. 30.12.1932)

сов. художник, режиссёр. По окончании ВГИКа в 1959 на к/ст "Союзмультфильм". Участвовал в пост, м/ф "Лиса и бобёр", "Дикие лебеди", "Кот-рыболов", "Шпионские страсти" и др. С 1974 на студии "Мульттелефильм" творч. объединения "Экран". Пост. м/ф: "Приключения Мюнхгаузена" (1974, вып. 1-й), "Мукскороход" (1975), "Шиворот-навыворот" (1981), "Чертёнок № 13" (1982), "Малиновка и медведь" (1983).

ЛЕСТЕР РИЧАРД

Ле́стер Ричард (Lester) (р. 19.1.1932) англо-американский режиссёр. Родился и получил образование в США. Работал на американском телевидении, снял музыкальный телефильм в Лондоне и надолго обосновался там. В кино дебютировал короткометражной лентой «Бегущий скачущий и спокойно стоящий фильм» (1959). В творчестве Лестера в полной мере нашёл отражение господствовавший в 60-е гг. спонтанно-импульсивный «молодёжный стиль жизни», отрицавший традиционные буржуазные ценности. Для фильмов этого периода характерны импровизационность, «рваный» монтаж, рекламная броскость, сюрреалистические эффекты, сатирические выпады в адрес представителей государственной социально-политической машины. Эти черты проявились и в музыкальных фильмах с участием квартета «Битлз» («Вечер трудного дня», 1964; «На помощь», 1965) и в комедии на молодёжную тему («Сноровка... и как её приобрести», 1965, главный приз международного кинофестиваля в Канне), и в антивоенных, сатирических лентах («Как я выиграл войну», 1967; «Жилая комната», 1969). В более поздних работах Лестера начинают преобладать черты стилизаторства: «Три мушкетёра» и «Четыре мушкетёра» (1973), «Робин и Мэриан» (1976, в советском прокате «Возвращение Робина Гуда»), «Буч и Санденс — юность» и «Куба» (1979), «Супермен II» (1980), «Супермен III» (1983).

ЛЕФТИЙ АНТОНИНА ВЛАДИМИРОВНА

Ле́фтий Антонина Владимировна (р. 30.5.1945), советская актриса. Заслуженная артистка УССР (1978). В 1967 окончила ВГИК. В кино с 1965 (фильм «Входящая в море»). Героини Лефтий — характеры яркие и сильные: Мирослава («Захар Беркут», 1972), Рита Устинович («Как закалялась сталь», 1973, телефильм в прокате — 1975), Кама («Море», 1979).

Другие фильмы:

«Каменный крест», «Тревожный месяц вересень», «Гармония», «Родное дело»; телефильмы — «Тайник у Красных камней», «Расколотое небо», «Нежность к ревущему зверю».

ЛИ ВИВЬЕН

Ли Вивьен (Leigh), настоящие имя и фамилия Вивиан Мэри Хартли (Hartley) (5.11.1913—8.7.1967), английская актриса. Училась в Королевской академии драматического искусства (Лондон). В 1935 дебютировала в театре. В кино с 1934 (фильм «Дела идут на лад»). Работы Ли в фильмах «Пламя над Англией» (1936), «Янки в Оксфорде» и «Переулок Св. Мартина» (1938) свидетельствовали о поисках актрисой своей темы, стиля. Искренность исполнения, интерес к сложной психологической характеристике героинь, стремление выявить их внутренний облик вступали в этих фильмах в противоречие со стандартной драматургией и ремесленной режиссурой. В работе над образом Скарлет О’Хара в фильме «Унесённые ветром» (1939, режиссёр В. Флеминг, США, премия «Оскар») Ли проявила зрелость таланта, создала противоречивый, многоплановый и богатый оттенками характер. Здесь ясно обозначилась ведущая тема творчества Ли — трагизм столкновения человека с противоестественными условиями жизни, уродующими и растлевающими души людей. Успех картины принёс актрисе широкую известность. В 40-е гг. Ли сыграла ряд ролей, отмеченных неповторимым своеобразием её артистической индивидуальности: Майра («Мост Ватерлоо», 1940, США), Эмма («Леди Гамильтон», 1941, режиссёр А. Корда), Клеопатра («Цезарь и Клеопатра», 1946), Анна («Анна Каренина», 1948, режиссёр Ж. Дювивье). Творческая манера Ли отличалась простотой исполнения, богатством полутонов, умением донести тончайший подтекст. В роли Бланш Дюбуа в фильме «Трамвай “Желание”» (1951, режиссёр Э. Казан, США, премия «Оскар», премия международного кинофестиваля в Венеции, премия Британской академии) актриса раскрывала тему несовместимости гуманистической морали с бездушной философией мещанства. Доминирующая тема её фильмах 50—60-х гг. — жизненный крах, крушение надежд — нашла продолжение в фильме «Римская весна миссис Стоун» (1961) и в последнем фильме Ли «Корабль глупцов» (1965, режиссёр С. Крамер) — оба США.

Другие фильмы:

«Джентльменское соглашение», «Мрачное путешествие», «Буря в стакане воды», «Глубокое синее море».

Литература:

Актеры зарубежного кино, в. 8, Л., 1973;

Утилов В. А., Вивьен Ли, М., 1980;

Robyns G., Light of a star, L., 1968;

Dent A., Vivien Leigh, L., 1969;

Edwards A., Vivien Leigh. A biography, L., 1977.

ЛИВАНОВ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

Лива́нов Борис Николаевич (8.5.1904—22.9.1972), советский актёр. Народный артист СССР (1948). Учился в 4-й Студии МХАТа. С 1924 во МХАТе. С того же года в кино (Мороз — «Морозко» и лётчик Гай — «Четыре и пять»). Среди ролей: Пётр Виноградов («Частная жизнь Петра Виноградова», 1935), Владимир Дубровский («Дубровский», 1936), Бочаров и комиссар Вихорев в историко-революционном фильме «Депутат Балтики» (1937) и «Балтийцы» (1938). Затем исполнил роли князя Пожарского («Минин и Пожарский», 1939, Государственная премия СССР, 1941), командира крейсера Руднева («Крейсер “Варяг”», 1947, Государственная премия СССР), Ломоносова («Михайло Ломоносов», 1955), Максима Яценко («Слепой музыкант», 1961), Седова («Степень риска», 1969), Забелина («Кремлёвские куранты», 1970). Яркий темперамент, неистощимая фантазия, эмоциональная заразительность артиста, его умение создавать сильные, масштабные характеры особенно полно проявились в роли князя Потёмкина («Адмирал Ушаков», 1953). Государственная премия СССР (1942, 1949, 1950, 1970) за театральную работу.

Другие фильмы:

«Октябрь», «Кастусь Калиновский», «Золотой клюв», «Дезертир», «Четыре визита Самуэля Вульфа», «Глинка», «Сталинградская битва», «Поэма о море», «Накануне» (советско-болгарский), «Олеко Дундич» (советско-югославский), «Капитан первого ранга», «Гибель эскадры».

Литература:

Иезуитов Н. М., Актеры МХАТ в кино, М., 1938;

Иванова Е. Г., Б. Н. Ливанов, М., 1955.

ЛИВАНОВ ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

Лива́нов Василий Борисович (р. 19.7.1935), советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1981). Окончил Театральное училище им. Щукина (1958) и Высшие режиссёра курсы (1966). Первая роль, в кино — геолог Андрей («Неотправленное письмо», 1960). Среди ролей: Пётр («Слепой музыкант», 1961), профессор Вернер («Суд сумасшедших», 1962), Дзержинский («Синяя тетрадь», 1964), Вадим Гейман («Мне было девятнадцать», 1968, ГДР, Национальная премия ГДР, 1969), Николай I («Звезда пленительного счастья», 1975), Бенедиктус («Ярославна, королева Франции», 1979), Шерлок Холмс («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1979—83, телефильм). Режиссёр и автор сценариев мультфильмов: «Самый, самый, самый, самый» (1966), «Синяя птица» (1970), «Фаэтон — сын Солнца» и «По следам Бременских музыкантов» (1973). Озвучил в мультфильмах роли Карлсона («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»), Гены («Крокодил Гена»), Удава («38 попугаев») и др. Написал сценарий мультфильмов «Жуж-жу-жу» (1967), «Бременские музыканты» (1969) и др.

Другие фильмы:

«Две жизни», «Воскресение», «Большие и маленькие», «Зелёный огонёк», «Браслет-2», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», «Степь», «Кто стучится в дверь ко мне».

Литература:

Актеры сов. кино, в. 2, М., 1966.

ЛИВАНСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

«Немой и любовь».

«Немой и любовь».

Режиссёр А. Бахри.

1971.

лива́нская кинематогра́фия. Первые фильмы на территории Ливана «Приключения Ильяса Мабрука» (1930) и «На руинах Баальбека» (1934) были поставлены итальянскими режиссёрами Пидутти и Кости. После завоевания страной в 1943 политической независимости ливанский режиссёр Али аль-Арису снял игровые картины «Цветы прекрасны» (1943) и «Звезда пустыни» (1946). После Второй мировой войны киноиндустрия в Ливане развивалась относительно быстро. К 1962 здесь имелось уже 6 киностудий, а к началу 70-х гг. ежегодно в среднем выпускалось около 20 фильмов; в основном это были мелодрамы и комедии, копировавшие египетскую коммерческую кинопродукцию. Лучший фильм этого периода - лента Ж. Насра «Куда?» (1957), рассказавшая о проблемах ливанской эмигрантов. До начала гражданской войны 1975-76 в стране насчитывалось свыше 160 кинотеатров, где демонстрировались главным образом фильмы США, Египта и стран Западной Европы. Участие государства в делах кинематографии ограничилось образованием Национального киноцентра (1964), Межарабского центра кино и телевидения (1965) и строительством новой киностудии (1967). Агрессивные действия Израиля, отсутствие политической стабильности в стране препятствуют развитию национального киноискусства. Большинство кинематографистов эмигрировали, кинопроизводство почти прекратилось, многие кинотеатры разрушены. Из лент 80-х гг. следует отметить «Убежище» (1981) и «Взрыв» (1983) режиссёра Р. Хаджара, посвященные различным сторонам ливанского кризиса.

также: Указатель фильмов по странам. Ливан

Литература:

Sadoul G., The Cinema in the Arab Countries, Beirut, 1966.

ЛИДЗАНИ КАРЛО

Лидза́ни Карло (Lizzani) (р. 3.4.1917), итальянский режиссёр, сценарист, историк кино. Учился в Экспериментальном киноцентре в Риме. В начале 40-х гг. примкнул к группе антифашистски настроенных критиков, заложивших идейно-художественные основы неореализма. В кино с 1945 как сценарист, ассистент режиссёра и актёр в фильмах А. Вергано, Дж. Де Сантиса, Р. Росселлини, А. Латтуады. В 1950 снял документальную ленту «На Юге кое-что переменилось», в 1951 — «Модена — город Красной Эмилии». Создав независимый от продюсеров кинокооператив, поставил художественный фильм «Опасно: бандиты!» (1951, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари, 1952), посвященный борьбе итальянских партизан. Антифашистский по своему звучанию, фильм подвергся цензурным преследованиям. В 1953 экранизировал роман В. Пратолини «Повесть о бедных влюблённых» (премия международного кинофестиваля в Канне, 1954, и др.). В 1955 поставил комедию «Развинченный», в 1957 вернулся в документальное кино, сняв в Китае полнометражный документальный фильм «Великая Китайская стена». Поставил остросюжетные, снятые в документальной манере антифашистские исторические фильмы «Горбун» (1961), «Золото Рима» (1961) и «Веронский процесс» (1963). Ленты «Бандиты в Милане» (1968), «Барбаджа» (1969) и др. были сделаны в жанре «полицейского» или гангстерского фильма, однако в них преобладали мотивы социальной критики и элементы социального исследования. Под псевдонимом Ли Бивер поставил несколько «вестернов по-итальянски». В 1968 экранизировал повесть Дж. Верги «Любовница Граминьи» (в главных ролях Дж. М. Волонте и С. Сандрелли, с НРБ). В русле итальянского политического кино Лидзани поставил фильм о бесславном конце дуче — «Муссолини: последний акт» (1974), как бы продолжавший фильм «Веронский процесс». В 1976 на материале газетной хроники поставил фильм «Площадь Сан-Бабила, 20 часов: бессмысленное убийство», обличавший преступления молодых итальянских неофашистов. В 1976—77 снял полнометражный документальный фильм об ангольской революции «Африка чёрная, Африка красная». В 1980 экранизировал роман И. Силоне «Фонтамара» о нищете и отсталости южноитальянской деревни в 20—30-е гг., в 1982 поставил фильм «Дом с жёлтым ковром».

Другие фильмы:

«На окраине большого города» и эпизод «Любовь, за которую платят» в фильме «Любовь в городе» (1953), «Эстерина» (1959), «Конный карабинер» (1961), «Горькая жизнь» и «Челестина» (1964), новелла «Автострада под солнцем» в фильме «Нервная дрожь» («Триллинг», 1965), «Проснись и убей» и «Доллары текут рекой» (1966), «Да почиет!» («Requiescant», 1967), «Примерный Рим» (1971), «Чёрный Турин» (1972), «Клейнхоф-Отель» (1977).

Литература:

Il cinema italiano. 1895—1979, v. 1—2, Roma, 1980;

В русском переводе — Итальянское кино, М., 1956.

Г. Д. Богемский.

ЛИКИ

ЛИКИ, см. Ленинградский институт киноинженеров.

ЛИКОК РИЧАРД

Ли́кок Ричард (Leacock) (р. 18.7.1921), американский режиссёр. Родился в Великобритании. С 1938 в США. Учился в Гарвардском университете. В годы Второй мировой войны был военным фотографом в Индии, Бирме, Китае. После войны оператор фильма Р. Флаэрти «Луизианская история» (1948). Работал на телевидении. С конца 50-х гг. сотрудничал с Р. Дрю, основавшим в 1958 съёмочную группу (существовала до 1963), применявшую методы «прямого кино» — импровизационную съёмку, синхронную запись звука и т. п. Наиболее известные фильмы Ликока: «Янки нет!» и «Первичные выборы» (сорежиссёр) — оба 1960, «Эдди Сакс из Индианаполиса» (1961, об автогонщике Э. Саксе), «Неру» (1962), «Джейн» (об актрисе Дж. Фонда) и «Кризис: за обязательством президента» (сорежиссёр, о конфликте, связанном с допуском негров в университет штата Алабама) — оба 1963. Социально-критические картины Ликока вызвали недовольство телевизионной компании Эй-Би-Си и фирм, финансировавших их создание. Фильм «День счастливой матери» (1963, отмечен призами нескольких международных кинофестивалей), раскрывавший механизм рекламной кампании в связи с рождением пятерых близнецов, был показан в США лишь в приглаженном перемонтаже («Пять близнецов семьи Фишер»). В дальнейшем обратился к более традиционным формам биографических очерков («Игорь Стравинский, портрет», 1968, сорежиссёр и др.). Поставил также фильмы: «Руководители» (1969), «Королева Аполлона» (1970), «Беседа с Луизой Брукс» (1973), «Варёные яйца» (1978), «Община, достойная похвалы» (1982, с М. Силвером).

ЛИКУМС ХЕРБЕРТ КАРЛОВИЧ

Ли́кумс Херберт Карлович (29.3.1902—7.10.1980), советский художник. Народный художник Латвийской ССР (1969). Работал в театре. Дебют в кино — фильм «Райнис» (1949). С 1953 на Рижской киностудии. Участвовал в постановке фильмов: «Весенние заморозки», «Повесть о латышском стрелке», «На пороге бури», «Эдгар и Кристина», «В тени смерти», «Нападение на тайную полицию», «Эта опасная дверь на балкон» и др. Депутат ВС СССР 1-го созыва.

ЛИН ДЕЙВИД

Лин Дейвид (Lean) (р. 25.3.1908), английский режиссёр. В кино с 1928. Помощник оператора, как монтажёр участвовал в работе над фильмами «Пигмалион» (1938), «49-я параллель» (1941), «Один из наших самолётов пропал» (1942). В 1942 поставил фильм «В котором мы служим» (с Н. Коуардом, в советском прокате «Повесть об одном корабле»), показавший стремление режиссёра к достоверности и кинематографической выразительности. Эти особенности творческого метода Лина легли в основу тонкой психологической драмы «Короткая встреча» (1945). В 1946—48 экранизировал романы Ч. Диккенса «Большие ожидания» и «Оливер Твист». Фильмы «Звуковой барьер» (1952) о лётчиках, летающих на сверхзвуковых самолётах, и «Летнее время» («Летнее безумие», 1955) о романтической драме стареющей женщины не достигали художественного уровня работ 40-х гг.

В фильме «Мост через реку Квай» (по П. Булю, 1957, в главной роли режиссёр А. Гиннесс) о пленных, замученных японскими оккупантами на строительстве моста, причудливо сочетались пацифизм и милитаризм. Лента отмечена премией «Оскар». В фильме «Лоуренс Аравийский» (1962, премия «Оскар», в главной роли П. О’Тул) восхвалялась подрывная деятельность английского разведчика на Ближнем Востоке. В 1971 поставил фильм «Дочь Райна» о крестьянском восстании 1916 в Ирландии.

Другие фильмы:

«Эта счастливая семья» (1943), «Весёлое привидение» (1944), «Страстные друзья» (по Г. Уэллсу, 1949), «Мадлен» (1950), «Выбор Хобсона» (1954).

Литература:

Pratley G., The cinema of David Lean, L., 1973.

Предыдущая страница Следующая страница