Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 5, "СМИ"-"СОТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "СМИ"-"СОТ")

СМИРНОВ БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ

Смирно́в Борис Александрович (26.10.1908—19.12.1982), советский актёр. Народный артист СССР (1963). Член КПСС с 1958. В 1925—29 учился в Ленинградском институте сценических искусств. В 1929—50 играл в Ленинградских театрах, в 1950—55 — в Московском театре им. Пушкина. С 1955 — во МХАТе. Работа в театре над образами людей, обладающих высокими нравственными идеалами, подготовила Смирнова к исполнению роли В. И. Ленина на сцене и в кино. В фильмах «Коммунист», «Лично известен», «Балтийская слава» — все 1958, «Аппассионата» (1963, телефильм), «Именем революции» (1964) актёр сумел передать напряжённость ленинской мысли, идейную целеустремлённость и пламенную непримиримость вождя революции. Снялся также в фильме «Война и мир» (1966—1967, князь Василий). Ленинская премия (1959).

Литература:

Туровская М., В роли Ленина Б. Смирнов, «Театр», 1959, № 7.

СМИРНОВА ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА

СМИРНО`ВА Лидия Николаевна

(р. 13.2.1915)

сов. актриса. Нар. арт. СССР (1974). Чл. КПСС с 1952. В 1938 окончила Моск. гор. Театр. уч-ще. С 1945 в Театре-студии киноактёра. Лирич. талант проявила в ролях молодых современниц. Её дебют в кино - Шурочка в ф. реж. В. В. Корш-Саблина "Моя любовь" (1940) о заводской молодёжи, о дружбе и любви. Значит, работой С. стала также роль Вари в ф. "Парень из нашего города" (1942). Среди ролей: Варя Маркина ("Морской батальон", 1946), Илга ("Сыновья", 1946), Смайда ("У них есть Родина", 1950, Гос. пр. СССР, 1951), Юлия ("Трое вышли из леса") и Женя Буслаева ("Большая жизнь", 2-я сер.) - обе 1958. В ролях партизанки Феньки ("Она защищает Родину", 1943, реж. Ф. М. Эрмлер), Марьи ("Крутые Горки", 1956) проявилась другая сторона дарования С.- нар. характерность. Бытовой правдой, комедийным темпераментом проникнуто её исполнение ролей Нонны Павловны ("Сестры", 1957, т/ф, в прокате "Две жизни"), Дуськи ("Деревенский детектив", 1969, т/ф - "Анискин и Фантомас", 1974, и "И снова Анискин", 1978), чертами эксцентрики, гротеска - роли Свахи ("Женитьба Бальзаминова", 1965), Марии Александровны ("Дядюшкин сон", 1967). Удача актрисы - роль Пелагеи в т/ф "Гнёзда" (1966, в прокате "Заблудший"). Сыграла роль Евдокии в ф. "Возвращение сына" (1979). В 1982 снялась в ф. "Карнавал".

Др. ф.: "Случай в вулкане", "Новый дом", "Донецкие шахтёры", "Серебристая пыль", "Об этом забывать нельзя", "Телеграмма" (т/ф), "Мичман Панин", "Яша Топорков", "Это случилось в милиции", "Тишина", "Именем революции", "Секретарь обкома", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён", "Дача", "Рудин", "Предчувствие любви".

Литература: Актёры сов. кино, в. 5, М., 1969; Иванова В. Л.Смирнова, М., 1972.

СМИРНОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА

Смирно́ва Мария Николаевна (р. 1.4.1905), советский сценарист. Член КПСС с 1954. В 1927 окончила ГТК. Дебютировала сценарием фильма «Её путь» (по повести Д. Никитина «Марина», 1929, с Д. Познанским) о росте сознания женщины под влиянием революционных событий. Автор сценариев фильма «Айна» (1931), документальных фильмов «Гигант» (1932), «Лес» (1933), «Сектанты» (1934). В 1937 написала сценарий «Бабы», посвящённый трудовым будням приволжского рыболовецкого колхоза (1-я премия на Всесоюзном конкурсе за лучший сценарий, постановка 1940). Крупнейшая работа Смирновой — сценарий фильма «Сельская учительница» (1947, режиссёр М. С. Донской, Государственная премия СССР, 1948). Охватывая события с дореволюционного времени до Великой Отечественной войны, фильм рассказывал о кровной связи передовой интеллигенции со своим народом. Среди её значительных сценариев: «Повесть о настоящем человеке» (по Б. Н. Полевому, 1948), «Сельский врач» (1952), «Полюшко-поле» (1957). Основные темы творчества Смирновой — становление характера человека, гражданский долг, трудовой подвиг. Герои её произведений — обыкновенные, внешне непримечательные люди, обладающие духовной красотой, большой нравственной силой. Автор сценария (с X. А. Аббасом) советско-индийского фильма «Хождение за три моря» (1958). Ей принадлежат сценарии фильмов «Повесть о первой любви» (1957), «Под одной крышей» (по Г. Леберехту, 1963) и др.

Сочинения:

Киносценарии, М., 1952;

Кинодраматург и современность, в сборнике: Вопросы кинодраматургии, в. 3, М., 1959;

Здравствуй, Кин! Слово о Марецкой, «Искусство кино», 1979, № 12.

СМОКТУНОВСКИЙ ИННОКЕНТИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Смоктуно́вский Иннокентий Михайлович (р. 28.3.1925), советский актёр. Народный артист СССР (1974). Учился в студии Красноярского театра. На сцене с 1946. В 1957—60 в Ленинградском БДТ. С 1976 в МХАТе. Начал сниматься в кино с 1957, вскоре став одним из наиболее интересных и перспективных артистов, в чьих работах ярко запечатлелись общие тенденции советского кино 1960-х гг. — гражданский пафос, тема личной ответственности человека за его время. Оригинальность, нервная утончённость артистической манеры Смоктуновского способствовали созданию таких разноплановых образов, как мужественный геолог Сабинин («Неотправленное письмо», 1960) и «отрицательный» Пал Палыч («Ночной гость», 1959), Моцарт (экранизация оперы «Моцарт и Сальери», 1962) и бесхарактерный шалопай Геннадий («Високосный год», 1962). Большой удачей Смоктуновского стала роль физика Куликова в фильме М. И. Ромма «Девять дней одного года» (1962), исполненная интеллектуального обаяния, человечности, мягкой иронии. Свойственная артисту напряжённая духовность, приверженность теме нравственных исканий, самопознания человека помогли Смоктуновскому дать на экране современную по звучанию и убедительную трактовку шекспировского Гамлета в одноименном фильме Г. М. Козинцева (1964, Ленинская премия, 1965) — героя, непримиримого к фальши растленного мира, обладающего обострённым чувством справедливости, открытого добру и свету. Вариантом бескомпромиссной, чистой человеческой души стал эксцентрический комедийный образ «честного» автомобильного вора Деточкина в фильме «Берегись автомобиля» (1966). Ещё одна из немногих комедийных работ Смоктуновского — сыгранная с изящной иронией роль Генри в фильме «Как он лгал её мужу» (1956). Созданиям Смоктуновского в 70-е гг. присущи глубинное исследование характеров, крупная лепка и богатая нюансировка неповторимых человеческих портретов как реальных исторических лиц (П. И. Чайковский в фильме «Чайковский», 1970, премия международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне; иркутский губернатор Цейдлер в фильме «Звезда пленительного счастья», 1975), так и персонажей русской классики (Порфирий Петрович в фильме «Преступление и наказание», 1970, Государственная премия РСФСР, 1971; Войницкий в фильме «Дядя Ваня», 1971; Сальери и Барон в фильме «Маленькие трагедии», 1980; Маргаритов в телефильме «Поздняя любовь», 1983). Анализ современных характеров в их психологической сложности и противоречиях продолжен в фильмах «Дочки-матери» (1974, Вадим), «В четверг и больше никогда» (1978, Иван Модестович), «Барьер» (1979, НРБ, Манев).

Другие фильмы:

«Шторм», «Рядом с нами», «День первый», «На одной планете», «Первый посетитель», «Исполнение желаний», «Романс о влюблённых», «Выбор цели», «Легенда о Тиле», «Степь»; телефильмы — «Дорогой бессмертия», «Первая любовь», «Фантазия», «Пиковая дама», «Кража».

Сочинения:

Время добрых надежд, М., 1979.

Литература:

Актёры советского кино, в. 2, М., 1966;

Лордкипанидзе Н., Путь к образу. С. Бондарчук и И. Смоктуновский на съемках фильма «Дядя Ваня», «Искусство кино», 1973, № 3;

Gazda J., Innokientij Smoktunowski, Warsz., 1975.

СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ АЛЕКСАНДРА ГАВРИЛОВНА

Сне́жко-Бло́цкая Александра Гавриловна (21.2.1909—29.12.1980), советский режиссёр. Училась в студии живописи при Архитектурно-строительном институте (у И. И. Рерберга) и в Центральной студии живописи и графики (у И. И. Машкова). В 1937 окончила режиссёрские курсы. С 1932 художник-оформитель киножурнала «Союзкинохроника». С 1936 ассистент режиссёра, с 1956 режиссёр киностудии «Союзмультфильм». С режиссёром В. И. Полковниковым поставила один из лучших советских графических мультфильмов «Заколдованный мальчик» (по С. Лагерлёф, 1955). Среди её фильмов: «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (по А. П. Гайдару, 1958), «Дракон» (по бирманской народной сказке, 1961), «Баранкин, будь человеком» (по Б. Медведеву, премия международного кинофестиваля в Венеции) и «Дочь Солнца» (по чукотской сказке) — оба 1963, «Рикки-Тикки-Тави» (по Р. Киплингу, 1965), «Сказка о золотом петушке» (1967), «Кот, который гулял сам по себе» (1968), «Возвращение с Олимпа» (1969), «Лабиринт» (1971), «Аргонавты» (1972), «Персей» (1973), «Прометей» (1974). Выступала также как художник-мультипликатор.

СОБОЛЕВ РОМИЛ ПАВЛОВИЧ

Со́болев Ромил Павлович (р. 6.2.1926), советский киновед. Кандидат искусствоведения (1966). Член КПСС с 1958. В 1955 окончил Московский библиотечный институт. Печатается с 1954. Автор многих работ по вопросам советского и зарубежного кино, а также сценариев мультипликационных, телевизионных и научно-популярных фильмов.

Сочинения:

Люди и фильмы русского дореволюционного кино, М., 1961;

Ю. Желябужский, М., 1963;

Ежи Кавалерович. Фильмы. Стиль. Метод, [М., 1965];

Встреча с польским кино, [М.], 1967;

Запад. Кино и молодежь, М., 1971;

Голливуд. 60-е годы. Очерки, М., 1975;

Как кино стало искусством. К., 1975;

Кино Индии. Первое знакомство, М.,1977;

А. Довженко, М., 1980.

СОБОЛЕВ ФЕЛИКС МИХАЙЛОВИЧ

Со́болев Феликс Михайлович (25.8.1931—20.4.1984), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств УССР (1970). Член КПСС с 1956. Окончил актёрский (1953) и режиссёрский (1959) факультеты Киевского института театрального искусства. С 1959 на «Киевнаучфильме». Первый фильм — «Моё отречение» (1961). Мысль о высокой ответственности каждого перед природой, человечеством характерна для лучших работ Соболева. Успех ему принесли фильмы «Нашему тренеру» (1962), «Язык животных» (1967; Ломоносовская премия, главная премия Всесоюзного кинофестиваля, 1968, и премия международного кинофестиваля в Лейпциге, 1969) и «Думают ли животные» (1970) — за оба Государственная премия СССР (1972), «Семь шагов за горизонт» (1968), «Я и другие» (1971), «Идущие в пламя» (премия международного кинофестиваля в Москве) и «Биосфера» (1973), «У истоков человечества» (1976, главная премия Всесоюзного кинофестиваля, 1977), «Дерзайте — вы талантливы» (1978), «Когда исчезают барьеры» (1980). С 1973 художественный руководитель мастерской научного кино Киевского института театрального искусства.

Среди других фильмов:

«На полях семилетки» (1960), «Задачу решит кибернетика» (1963), «Взорванный рассвет» (1965), «Институт надежд» (1974), «Киевская симфония» (1982).

СОБОЛЕВСКИЙ ПЁТР СТАНИСЛАВОВИЧ

Соболе́вский Пётр Станиславович (22.5.1904—26.7.1977), советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1965). В 1924 поступил в Ленинградскую академию художеств и киномастерскую ФЭКС (под руководством Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга). В 1931 окончил Ленинградский институт сценических искусств. Дебют в кино — главная роль матроса Ивана Шорина в фильме «Чёртово колесо» (1926). Лирико-драматическое дарование артиста раскрылось в роли поручика Суханова («С. В. Д.», 1927). Исполнил роль солдата Жана в фильме «Новый Вавилон» (1929). Среди ролей: Кент Поттер («Счастливый Кент», 1931), Русский солдат («Снайпер», 1932), Краснофлотец («Жить», 1933), Саша Савченко («Мяч и сердце», 1935), водолаз Пыльнов («Гибель “Орла”», 1941), Дружинин («Тайна двух океанов», 1957), Елецкий («Фуркат», 1959), Судовой врач («Оптимистическая трагедия», 1963), Гауптман («Сильные духом», 1967). В 1945—64 работал в Театре-студии киноактёра.

Другие фильмы:

«Одна», «Мы из Кронштадта», «Минин и Пожарский», «Секретарь райкома», «Фронт», «Небо Москвы», «Адмирал Нахимов», «Максимка», «Адмирал Ушаков», «Дуэль», «Год как жизнь».

Сочинения:

Из жизни киноактера, М., 1967.

СОБОЦИНЬСКИЙ ВИТОЛЬД

Собоци́ньский Витольд (Sobociński) (р. 15.10.1929), польский оператор. В 1957 окончил Высшую школу театра, кино и телевидения в Лодзи. В 1956—59 работал на телевидении, затем (до 1964) на киностудии «Чолувка». Оператор более 30 документальных и научно-популярных фильмов. Дебют в художественном кино — фильм «Дансинг в ставке Гитлера» (1968). Снял фильмы: «Всё на продажу» (1969), «Польский альбом» (1970), «Легенда» (с СССР) и «Семейная жизнь» (1971), «Свадьба» (1973), «Земля обетованная» (1975, с В. Дыбовским и Э. Клосиньским), «Смерть президента» (1977, с Е. Лукашевичем).

Другие фильмы:

«Третья часть ночи» (1972), «Санаторий под клепсидрой» (1973), «На небе и на земле» (1974), «Моя любовь, моя война» (1975), «Теневая полоса» (1976, с Великобританией), «Один на один» (1977, в советском прокате «Случайность»).

СОВЕТСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

«СОВЕТСКИЙ ЭКРАН»

«Сове́тский экра́н», двухнедельный иллюстрированный журнал. Орган Госкино СССР и СК СССР. Основан в Москве в 1925. В 30-е гг. издавался под разными названиями (перерыв в 1941—56). Регулярно выходит с января 1957. Рассчитан на массового читателя. В журнале печатаются статьи по теории киноискусства, рецензии на фильмы, творческие портреты актёров, режиссёров, операторов и др. Тираж (1984) около 1900 тыс. экземпляров.

«СОВИНТЕРФЕСТ»

«Совинтерфе́ст», дирекция международных кинофестивалей и выставок Госкино СССР. Создана в 1976 в Москве для осуществления организационно-творческой, финансово-хозяйственной и тематической работы по проведению международных кинофестивалей, недель и премьер иностранных фильмов в СССР (25—30 ежегодно), а также международных специализированных выставок за рубежом. В задачи «Совинтерфеста» входит подготовка международных кинофестивалей в Москве и Ташкенте: приглашение зарубежных кинематографистов, отбор и демонстрация фильмов, обеспечение условий для работы и отдыха участников и гостей фестивалей. В период проведения фестивалей «Совинтерфест» составляет ядро Генеральной дирекции, организует работу Секретариата, службы кинопрограмм, распорядительной дирекции и др. Поддерживает контакты с устроителями других международных кинофестивалей, обмениваясь с ними информацией о новых фильмах. Одна из важнейших задач «Совинтерфеста» — информационно-пропагандистская работа средствами кино в рамках советских национальных и международных выставок и ярмарок за рубежом. С этой целью «Совинтерфест» организует отбор фильмов и их дублирование на иностранные языки, а также техническое обеспечение кинофикации советских павильонов, кинозалов и экспозиций.

«СОВИНФИЛЬМ»

«Совинфи́льм», всесоюзное объединение в системе Госкино СССР. Осуществляет связи с киноорганизациями и фирмами зарубежных стран по производству совместных кинофильмов, оказанию и получению производственно-творческих услуг. В содружестве с кинематографиями социалистических стран «Совинфильм» на договорной основе постоянно осуществляет силами советских киностудий производство художественных, документальных, научно-популярных и мультипликационных фильмов. Обеспечивает производство совместных картин и оказание услуг киноорганизациям капиталистических и развивающихся стран. Располагая мощностями и творческим потенциалом всех советских киностудий, выполняет различные заказы зарубежных партнёров на территории СССР, организует работу советских съёмочных групп в зарубежных странах.

«СОВЭКСПОРТФИЛЬМ»

«Совэкспортфи́льм», всесоюзное объединение, осуществляющее экспорт и импорт фильмов. Создано в 1945 в Москве на базе «Инторгкино» (основано в 1930). «Совэкспортфильм» — крупнейший мировой экспортёр цветных и чёрно-белых полнометражных, короткометражных, хроникально-документальных, научно-популярных и мультипликационных фильмов производства всех 39 киностудий СССР. Объединение изготовляет рекламные фильмы, цветные и чёрно-белые негативы, слайды, художественные и фотомонтажные плакаты, фотокомплекты, пресс-буки и художественные буклеты на иностранных языках, а также каталоги фильмов, выпускаемых в СССР. Монопольно импортирует полнометражные, художественные и короткометражные фильмы для проката в СССР. Деятельность за рубежом «Совэкспортфильм» осуществляет через своих представителей, которые имеются во многих странах мира, или ведёт переговоры непосредственно с иностранными кинофирмами и телевизионными компаниями. Обсуждает с иностранными фирмами вопросы, связанные с совместной постановкой, с определением зон и форм проката будущих фильмов. Выпускает ежемесячный иллюстрированный рекламный журнал «Советский фильм» (на русском, английском, французском, немецком, испанском, арабском языках), который распространяется более чем в 120 странах. В журнале печатаются статьи, рецензии на фильмы, творческие портреты мастеров кино, интервью и высказывания кинематографистов о своей работе, освещается работа советских студий, даются очерки по истории советского кино и др.

СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ КИНЕМАТОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОКОЛОВ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ

Соколо́в Алексей Георгиевич (р. 7.2.1934), советский режиссёр. Кандидат искусствоведения (1975). С 1963, по окончании ВГИКа, в научно-популярном кино. Фильмы: «Встреча с далёким земляком» (1969) и «Синие атакуют планету» (1970) — за оба Ломоносовская премия, 1971, «Чудо темноты» (1974), «Поступь грядущего» (1975), «Не ведая страха» (1980), «Формула успеха» (1981) и др. С 1967 преподаёт во ВГИКе.

Сочинения:

Монтаж изображения, М., 1981.

СОКОЛОВ ВИКТОР ФЁДОРОВИЧ

Соколо́в Виктор Фёдорович (р. 21.11.1928), советский режиссёр, сценарист. С 1947, по окончании ГИТИСа, актёр Московского театра им. Маяковского. С 1960, по окончании ВГИКа (мастерская С. А. Герасимова), на киностудии «Ленфильм». Дебютировал в 1961 фильмом «До будущей весны». В 1966 поставил фильм «Друзья и годы» (по Л. Г. Зорину, 1966) — кинороман, в котором раскрываются психологические портреты трёх героев и исследуются их взаимоотношения на протяжении десятилетий. Фильм «Здесь наш дом» (1974) поднимал на экране производственную проблематику. Поставил телефильм «Моя жизнь» (по А. П. Чехову, с Г. Никулиным, 1972, сценарий Соколова), отмеченный глубиной и своеобразием интерпретации классического произведения, фильм-монолог «Я — актриса» (1981), посвящённый жизни В. Ф. Комиссаржевской.

Другие фильмы:

«Когда разводят мосты» (1963), «День солнца и дождя» (1968), «Голубой лёд» (1969), «Дожить до рассвета» (по В. В. Быкову, 1977, с М. И. Ершовым, сценарий Соколова), «Родителей не выбирают» (1983).

СОКОЛОВ ИППОЛИТ ВАСИЛЬЕВИЧ

СОКОЛО`В Ипполит Васильевич

(21.1.1902 - 8.12.1974)

сов. киновед. В 1925 окончил Моск. ун-т. Выступал в печати с 1922. Занимался преподават. деятельностью (с 1927).

Литература: Киносценарий, М., 1926; Как сделаны звук, фильмы, 2 изд., М., 1930; Чарли Чаплин, М., 1938; Выразительные средства кино, М., 1941; История изобретения кинематографа, М., 1960, и др.

СОКОЛОВА ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА

СОКОЛО`ВА Любовь Сергеевна

(р. 31.7.1921)

сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1977). В 1946 окончила ВГИК. В 1946 - 1951 и с 1956 в Театре-студии киноактёра. Мастер эпизодич. ролей. С большой достоверностью, теплотой исполняет роли рус. женщин: Варвара ("Повесть о настоящем человеке", 1948), Анна Ульянова ("Семья Ульяновых", 1957), Мария ("Путь к причалу", 1962), Капустина ("Рабочий посёлок", 1966), Родительница ("Доживём до понедельника", 1968), Елизавета Ивановна ("Преступление и наказание", 1970), жена Приходько ("Белорусский вокзал", 1971), Мария Степановна ("Приваловские миллионы", 1973), Стрелочница ("Белый Бим Чёрное ухо", 1977), Евдокия Самсонова ("Близкая даль", 1979), Ульяна Порфирьевна ("Надежда и опора", 1982, пр. Вкф, 1983). В 1984 снялась в ф. "Я тебя никогда не забуду".

Др. ф.: "Фома Гордеев", "Хмурое утро", "Серёжа", "Синяя тетрадь", "Я шагаю по Москве", "Тридцать три", "Гори, гори, моя звезда", "Конец Любавиных", "Повесть о человеческом сердце", "Мои дорогие", "Срочный вызов"; т/ф - "Второе дыхание", "Ирония судьбы, или С лёгким паром", "Мастер", "Два капитана".

Литература: Актеры сов. кино, в. 9, М., 1973.

СОКОЛОВСКИЙ СЕМЁН ГРИГОРЬЕВИЧ

СОКОЛО`ВСКИЙ Семён Григорьевич

(р. 25.12.1921)

сов. актёр. Нар. арт. РСФСР (1973). Учился в Моск. гор. театр. уч-ще. С 1945 в Моск. драм. т-ре (ныне Т-р на Малой Бронной). Среди ролей в кино: Гамза ("Великий воин Албании Скандербег", 1954), Нури ("Двое из одного квартала", 1957), Борис Савинков ("Чрезвычайное поручение", 1965), Петров ("Двадцать шесть бакинских комиссаров", 1966), генерал Родин ("Свет в конце тоннеля", 1974), Муратов (т/ф "Чёрный треугольник", 1981). В 1984 снялся в т/ф "Мэри Поппинс, до свидания!".

Др. ф.: "Песня первой любви", "Генерал Рахимов", "Взрыв после полуночи", "Три дня Виктора Чернышёва", "Звёзды не гаснут", "Антрацит".

СОКОЛЬСКИЙ ЛЕВ ЕВГЕНЬЕВИЧ

СОКО`ЛЬСКИЙ Лев Евгеньевич

(12.1.1910 - 10.9.1970)

сов. оператор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1969). В 1931 окончил Ленингр. кинофототехникум. С 1932 на к/ст "Ленфильм". Снял ф. "Год девятнадцатый" (1938, павильонные съёмки, с А. М. Назаровым). С 1939 работал с оп. М. Ш. Магидом, снял с ним ф.: "За тех, кто в море!" (1948), "Академик Иван Павлов" (1949, с В. В. Гордановым и Е. П. Кирпичёвым, Гос. пр. СССР, 1950), "Мусоргский" (1950, Гос. пр. СССР, 1951), "Римский-Корсаков" (1953), "Тени" (1954), "Михайло Ломоносов" (1955), "Дело Румянцева" (1956), "Дорогой мой человек" (1958), "Повесть о молодожёнах" (1960), "Когда разводят мосты" (1963), "Перед судом истории" (1965), "Первый посетитель" (1966).

Др. ф.: "Зелёная карета" (1967), док. ф. "Советская Бурят-Монголия" (1952, совм. с Др.).

СОЛАС УМБЕРТО

СО`ЛАС (Solas) Умберто

(р. 4.12.1941)

кубин. режиссёр. Участник подпольного революц. движения против режима Батисты. С 1960 работает в ИКАИКе. Сотрудничал в ж. "Cine cubano", одновременно участвовал в создании к/м лент как директор и ассист. режиссёра. Пост. ф. из серии "Народная энциклопедия". Первые игровые ф. "Мануэла" (1966) и "Лусия" (1968, гл. пр. Мкф и пр. ФИПРЕССИ в Москве, 1969) принесли ему признание. Тема интернационализма отражена в ф. "Симпареле" (1974, пр. Мкф в Сан-Себастьяне) о нар. восстании на Гаити, "Кантата о Чили" (1976, гл. пр. Мкф в Карлови-Вари и др. пр.) о стачке рабочих селитряных рудников в Чили в 1907. В 1984 пост. ф. "Амада". Др. ф.: "Один день в ноябре" (1972), "Сесилия" (по С. Вильяверде, 1982); док.- "Родиться в Ленинграде" (1977), "Вифредо Лам" (1979).

СОЛНЦЕВА ЮЛИЯ ИППОЛИТОВНА

СО`ЛНЦЕВА Юлия Ипполитовна

(р. 7.8.1901)

сов. актриса, режиссёр. Нар. арт. СССР (1981). В 1922 окончила Гос. ин-т муз. драмы. Первая работа в кино - гл. роль в ф. "Аэлита" (по А. Н. Толстому, 1924). Затем сыграла Зину Весенину в комедии "Папиросница из Моссель-прома" (1924), дочь Опанаса в "Земле" (1930) и др. С 1930 работала со своим мужем реж. А. П. Довженко как ассистент ("Земля" и "Иван", 1932, "Аэроград", 1935) и сорежиссёр ("Щорс", 1939). В 1940 сняла док. ф. "Буковина - земля украинская", участвовала в работе над док. фильмами Довженко "Освобождение", а в годы Великой Отечеств. войны - над ф. "Битва за нашу Советскую Украину" (1943) и "Победа на Правобережной Украине" (1945). С. была сорежиссёром Довженко в ф. "Мичурин" (1949, Гос. пр. СССР). Сняла ф.-спектакль "Егор Булычов и другие" (по М. Горькому, 1953), а также к/м фельетон "Ревизоры поневоле" (1955). Значит. работы С.- фильмы, пост. по сц. Довженко: "Поэма о море" (1958, особый почётный диплом Вкф, 1959, и др. пр.), "Повесть пламенных лет" (1961, пр. Мкф в Канне), ф.-воспоминание "Зачарованная Десна" (1964, спец. пр. Мкф в Сан-Себастьяне, 1965). В 1968 пост. ф. "Незабываемое" (по мотивам воен. рассказов Довженко), в 1971 - ф. "Золотые ворота" о творч. пути Довженко. С. сумела осуществить замыслы Довженко и показать в романтически приподнятой форме духовную красоту сов. людей, изменяющих лицо планеты, их титанич. труд.

В 1974 пост. ф. "Такие высокие горы", поэтич. рассказ о жизни сел. учителя, в 1980 - ф. "Мир в трёх измерениях". С. отмечена Золотой медалью им. Довженко за создание ф. на героико-патриотич. тему (1972), медалью "Золотой лев св. Марка" на Венецианской выставке книги (1975) за участие в оформлении книги-фильма "Земля". С. внесла большой вклад в подготовку и публикацию Собр. соч. Довженко.

Др. ф.: актриса - Маргарита Кутюрье ("Леон Кутюрье", по мотивам "Рассказа простой вещи" Б. А. Лавренёва, 1927), Катя, дочь смотрителя маяка ("Буря"), Роза ("Глаза, которые видели") и Эллен ("Джимми Хиггинс" по Э. Синклеру) - все 1928, Крекшина ("Две женщины", 1930).

Литература: Рассказывает Ю. Солнцева, "Сов. женщина", 1958, № 11; Живые очи таланта, "Огонек", 1961, № 50; Александр Довженко. Кинорежиссер, писатель, художник, М., 1972.

Литература: Шкловский В. Ю. Солнцева, "СЭ", 1961, № 15; Романов А., Верность. (Штрихи к портрету Ю. Солнцевой), М., 1978; Толченова Н., Ю.Солнцева, М., 1979.

СОЛОВЕЙ ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВНА

СОЛОВЕ`Й Елена Яковлевна

(р. 24.2.1947)

сов. актриса. С 1970, по окончании ВГИКа, в кино (Клариче - ф. "Король-олень"). Для иск-ва С. характерны точность формы, тонкое чувство стиля, к-рые позволяют ей играть женщин самых разл. эпох. Среди ролей: Римма ("Семь невест ефрейтора Збруева", 1971), Антонина Достигаева ("Егор Булычов и другие", 1973), Люба ("Драма из старинной жизни", 1972), Леночка ("Дети Ванюшина", 1974), Ольга Вознесенская ("Раба любви", 1976), Софья Петровна ("Неоконченная пьеса для механического пианино", 1977), Глафира ("Открытая книга", 1979, т/ф), Ольга Ильинская ("Несколько дней из жизни И. И. Обломова", 1980), Надежда Антоновна ("Бешеные деньги", 1982) и др. Снялась в ф. "Жена ушла" (1980), "Факт" (1982, пр. Мкф в Канне, 1981), "Не было печали" (1983).

Литература: Актеры сов. кино, в. 14, М., 1978; Колоярова Е., Е. Соловей, Л., 1980.

СОЛОВЦОВ ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

СОЛОВЦО`В Валерий Михайлович

(28.1.1904 - 29.11.1977)

сов. актёр, режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1964). Чл. КПСС с 1939. В 1926 окончил Ин-т экр. иск-ва в Ленинграде. Студентом начал сниматься в кино. Среди ролей: Сёмка Жгут ("Катька - Бумажный Ранет", 1926), Андрей ("Парижский" сапожник", 1928), Бухвостов ("Вратарь", 1936) и др. С 1937 режиссёр кинохроники. Пост. ф.: "Линия Маннергейма" (1940, Гос. пр. СССР, 1941), "Ленинград в борьбе" (1942, Гос. пр. СССР, 1943), "Подвиг Ленинграда" (1959, с Е. Ю. Учителем), "900 незабываемых дней" (1965). С 1967 на административной работе.

СОЛОВЬЁВ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

СОЛОВЬЁВ Анатолий Васильевич

(р. 14.3.1922)

сов. актёр. Засл. арт. РСФСР (1976). С 1949, по окончании ГИТИСа, в Моск. т-ре им. Ермоловой. С 1956 в Театре-студии киноактёра. Среди ролей в кино: Кораблёв ("Чемпион мира", 1955), Буше ("Борец и клоун", 1957), Грачёв ("ЧП - Чрезвычайное происшествие", 1959), Тимофей Горицвит ("Кровь людская - не водица", 1960), Дмитро Горицвит ("Дмитро Горицвит", 1962), Щукин ("Буря над Азией", 1965), Матвей ("По Руси", 1968), Бондарь ("Инженер Прончатов", 1973, т/ф), Захар ("Фронт без флангов", 1975), Назаров ("Спроси себя", 1976, т/ф), Белов ("По данным уголовного розыска", 1980). Др. ф.: "Море зовёт", "Год как жизнь", "Принимаю на себя"; т/ф - "Тени исчезают в полдень", "Голубка".

СОЛОВЬЁВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Соловьёв Василий Васильевич (1905-1947), советский оператор. Окончил ГТК (1927). Работал на кинофабрике «Москинохроника». В 1941 снимал на Западном фронте, с 1944 - на 1-м Белорусском фронте. Его съёмки вошли в фильмы «Наша Москва» (Государственная премия СССР, 1942), «Освобождение Советской Белоруссии», «На освобождённой Польской земле», «Берлин», «Парад победы».

СОЛОВЬЁВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

Соловьёв Василий Иванович (р. 15.1.1925), советский сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Член КПСС с 1969. В 1951 окончил ВГИК. Первые работы в кино — документальный фильм «Наши чемпионы» (1953, с В. И. Ежовым, М. С. Донским), художественный фильм «Чемпион мира» (1955, с Ежовым). Значительное произведение Соловьёва — сценарий фильма «Война и мир» (по Л. Н. Толстому, 1966—67, с С. Ф. Бондарчуком). Автор сценариев фильмов: «Человек с планеты Земля» (1959, с Ежовым) о К. Э. Циолковском, «За нами Москва» (1968, с М. С. Бегалиным) о героях-панфиловцах, а также фильмов «Человек с другой стороны» (1972, с В. Сёмичевым, З. В. Брагинским, Ю. П. Егоровым, СССР — Швеция), «Доброта» (по повести С. Ласкина «Абсолютный слух», 1978), «Василий и Василиса» (по В. Г. Распутину, 1981, при участии И. И. Поплавской). С 1965 преподавал на Высших сценарных курсах, с 1968 руководит мастерской во ВГИКе. В 1973—80 директор и главный редактор Центральной сценарной студии Госкино СССР. С1976 секретарь СК СССР.

Среди других фильмов:

«Бессонная ночь» (1960), «Конец света» (1963), «Нейтральные воды» (1969, с В. Венделовским при участии В. Беренштейна), «Если хочешь быть счастливым» (1974, с Н. Н. Губенко), «Кафе “Изотоп”» (по М. С. Колесникову, 1977, с М. К. Калатозовым), «День командира дивизии» (по А. Беку, 1983).

СОЛОВЬЁВ ВЛАДИМИР РОМАНОВИЧ

СОЛОВЬЁВ Владимир Романович

(21.9.1909 - 10.7.1968)

сов. актёр. Нар. арт. РСФСР (1965). Чл. КПСС с 1930. В 1931 окончил театр. техникум при Моск. ТРАМе. С 1927 актёр и режиссёр этого т-ра (позднее Моск. т-р им. Ленинского комсомола). Среди ролей в кино: Андрей ("Поколение победителей", 1936), Синцов ("Ленин в 1918 году", 1939), Василь ("Мечта", 1943), Егор Свиридов ("Большая земля", 1944), Сабуров ("Дни и ночи", 1945), Нейгауз ("Константин Заслонов", 1949, Гос. пр. СССР, 1950), Ожерельев ("Испытательный срок", 1960), Афанасьев ("Товарищ Арсений", 1965). Исполнил роль М. И. Калинина в ф. "Мичурин" (1949), "Вихри враждебные" (1956), "Ровесник века" (1960). Др. ср.: "Победа", "Семья Оппенгейм", "У них есть Родина", "Первые радости" и "Необыкновенное лето", "Пролог", "Ленинградская симфония", "Где ты теперь, Максим?".

СОЛОВЬЁВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Соловьёв Сергей Александрович (р. 25.8.1944), советский режиссёр, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). В 1960—1962 на ленинградском телевидении. С 1969, по окончании ВГИКа (мастерская М. И. Ромма и А. Б. Столпера), на киностудии «Мосфильм». В 1966 написал сценарий документального фильма «Взгляните на лицо». Как режиссёр дебютировал в 1970 двумя новеллами по рассказам А. П. Чехова «От нечего делать» и «Предложение» (в фильме «Семейное счастье»). В 1971 экранизировал пьесу М. Горького «Егор Булычов и другие» (выпуск 1973). В 1972 поставил телефильм «Станционный смотритель» (по А. С. Пушкину), отличающийся высокой культурой пластических решений, тонкостью и точностью воспроизведения атмосферы прошлого. Фильм «Сто дней после детства» (1975, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, премия Ленинского комсомола и премия Всесоюзного кинофестиваля, 1976; Государственная премия СССР, 1977) посвящён поре прощания с детством, открытию молодыми героями красоты жизни под воздействием вдохновляющей силы искусства. Умело используя выразительные средства кино, Соловьёв создал в этом фильме неповторимый, поэтически осмысленный мир юности. Продолжением этой темы стали фильмы «Спасатель» (1980) и «Наследница по прямой» (1982), составившие своеобразный кинематографический триптих о воспитании в человеке духовности, о сложностях постижения юными героями прекрасного и о трудностях, которые они встречают, применяя умозрительно усвоенные ими нравственные принципы к реальным жизненным конфликтам. Фильм «Мелодии белой ночи» (1977, с Японией, при участии К. Насимура) рассказывал о романтической любви пианистки из Киото и советского композитора. В 1983 поставил фильм «Избранные» (с Колумбией).

Литература:

Юренев Р., Заботы о духовности, «Искусство кино», 1983, № 4.

СОЛОВЬЁВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

СОЛОВЬЁВ Юрий Васильевич

(р. 16.1.1933)

сов. актёр, режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1980). В 1957 окончил ВГИК, в 1967 - Высш. реж. курсы при "Лен-фильме". Среди ролей в кино: Пётр Чижов ("Чужая родня", 1956), Валега ("Солдаты", 1967), Ваня-коногон ("Олеко Дундич", 1958, СССР - СФРЮ), Муромцев ("На дорогах войны", 1959), Андрей ("Дорога уходит вдаль", I960), Клим ("Рассказы о юности", 1961), Алексей ("Последний хлеб", 1963), Коля-инвалид ("Председатель", 1964), Раненый лейтенант ("Верность", 1965), Потапов ("Пока стоят горы", 1977), Носов ("Строгая мужская жизнь", 1978), Гусев ("Маршал революции", 1978, т/ф), Рекалов ("День на размышление", 1980), Скоба ("Мы смерти смотрели в лицо", 1981), Караваев ("Взять живым", 1983, т/ф). Пост. т/ф "Взрывники" (1971), новеллу "Где ты, Любовь Дуняшева?" (в ф. "Житейское дело", 1977).

СОЛОВЬЁВА ИННА НАТАНОВНА

Соловьёва Инна Натановна, настоящая фамилия Базилевская (р. 16.11.1927), советский кинокритик, театровед. Доктор искусствоведения (1975). В 1949 окончила ГИТИС. Печатается по вопросам кино с 1960. Автор многих работ по проблемам зарубежного кинематографа.

Сочинения:

Кино Италии (1945—1960). Очерки, М., 1961;

Жан Габен, М., 1967 (с В. В. Шитовой);

Жак Беккер, [М., 1969] (составитель и автор вступительной статьи);

Четырнадцать сеансов, М., 1981 (с В. В. Шитовой).

СОЛОВЬЁВ-СЕДОЙ ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ

Соловьёв-Седо́й Василий Павлович, настоящая фамилия Соловьёв (25.4.1907—2.12.1979), советский композитор. Народный артист СССР (1967). Герой Социалистического Труда (1975). В 1936 окончил Ленинградскую консерваторию (педагог П. Б. Рязанов). Один из крупнейших мастеров советской песни. В кино с 1938 («Одиннадцатое июля»). Широкой популярностью пользуются песни, написанные к музыкальным комедиям «Небесный тихоход», «Первая перчатка», «Максим Перепелица» и др. Киномузыка Соловьёва-Седого разнообразна по жанрам, отмечена мелодической свежестью, разнообразием гармонии и ритма. Наиболее значительные работы — в фильмах «Счастливого плаванья» (с Л. А. Ходжа-Эйнатовым), «В один прекрасный день», «Донская повесть», «Виринея», «Любовь Яровая», «Шельменко-денщик», «Сладкая женщина», «Таёжная повесть» и др. Депутат ВС СССР 3—5-го созывов. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1943, 1947).

Другие фильмы:

«Девушка-джигит», «Жеребёнок», «Иван Рыбаков», «Залп “Авроры”», «Открытая книга».

СОЛОГУБОВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ

Сологу́бов Андрей Иванович (1908-1979), советский оператор. По окончании ВГИКа с 1937 на кинофабрике «Москинохроника». С 1941 оператор Южного, Северо-Кавказского, 3-го Украинского фронтов. Его съёмки вошли в «Союзкиножурнал» и фильмы «Народные мстители», «Кавказ», «Победа на Юге», «Вступление Красной Армии в Болгарию», «Будапешт», «Разгром Японии» (Государственная премия СССР, 1946). После войны на ЦСДФ. Государственная премия СССР (1947).

СОЛОМИН ВИТАЛИЙ МЕФОДЬЕВИЧ

Соло́мин Виталий Мефодьевич (р. 12.12.1941), советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1974). С 1963, по окончании Театрального училища им. Щепкина, в Малом театре. В кино с 1963. Соломин обладает комедийным и драматическим дарованием. Созданные им характеры проникнуты юмором, обаянием. Роли: Женя («Женщины», 1966), Кирилл («Старшая сестра», 1967), Костя Лубенцов («Бабье царство») и лейтенант Грозных («Крепкий орешек») — обе 1968, Сева («Салют, Мария!», 1971), Роман Улыбин («Даурия», 1972), Кирилл («Прыжок с крыши», 1978), Рыбаков («Сдаётся квартира с ребёнком») и Николай Устюжанин («Сибириада») — обе 1979, доктор Ватсон («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1979—83, телефильм), Крот («Человек, который закрыл город», 1983).

Литература:

Закржевская Л., В. Соломин, М., 1979.

СОЛОМИН ЮРИЙ МЕФОДЬЕВИЧ

СОЛО`МИН Юрий Мефодьевич

(р. 18.6.1935)

сов. актёр. Нар. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1966. С 1957, по окончании Театрального уч-ща им. Щепкина, в Малом т-ре. Среди ролей в кино: Павел Кауров ("Бессонная ночь", 1960), Дмитрий Ульянов ("Сердце матери", 1966, "Верность матери", 1967), Геттель ("Сильные духом", 1967), Мещерский ("Весна на Одере", 1968), Трояни ("Красная палатка", 1970, сов.-итал.), Штубе ("И был вечер, и было утро") и майор Головко ("Инспектор уголовного розыска") - обе 1971, Чарльз Говард ("Четвёртый", 1973), Арсеньев ("Дерсу Узала") и Александр Владимирович Стрельцов ("Преступление") - обе 1976, Илья ("Мелодии белой ночи", сов.-япон.) и Телегин ("Хождение по мукам", т/ф) - обе 1977, Звягинцев ("Блокада", 1975 - 78), Дронов ("Крик тишины", 1982) и др. Большую популярность принесла С. роль капитана Кольцова в т/ф "Адъютант его превосходительства" (1970, в прокате - 1972, Гос. пр. РСФСР, 1971). Режиссёр и исполнитель гл. роли в т/ф "Скандальное происшествие в Брикмилле" (1981). В 1984 снялся в роли Славина в т/ф "ТАСС уполномочен заявить".

Литература: Москалева И., Ю. Соломин, М., 1974 (буклет).

СОЛОНИЦЫН АНАТОЛИЙ (ОТТО) АЛЕКСЕЕВИЧ

Солони́цын Анатолий (Отто) Алексеевич (30.8.1934—11.6.1982), советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1981). В 1960 окончил студию при Свердловском драматическом театре, выступал в этом театре. Снимался на свердловском телевидении («Дело Курта Клаузевица», 1963). В кино с 1964. Сыграл роль Андрея Рублёва в фильме «Андрей Рублёв» (1971), в котором показал высокое назначение художника в жизни, его сопричастность судьбам других людей. В роли комиссара Евстрюкова (фильм «В огне брода нет», 1968) актёр развивает тему человека, ищущего правду. Среди ролей: Семён («Анютина дорога», 1968), Мигунько («Один шанс из тысячи», 1969), Сарториус («Солярис») и Калмыков («Любить человека») — обе 1973, Сарычев («Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974), Прохожий («Зеркало», 1975), Портнов («Восхождение») и Рыбник («Легенда о Тиле») — обе 1977, Писатель («Сталкер», 1980), Достоевский («Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», 1981, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1982), Малинин («Остановился поезд», 1982). Характерные черты искусства Солоницына — сосредоточенность на внутренней жизни героев и стремление к максимальной достоверности в передаче их душевных состояний, умение показать напряжённые нравственные поиски.

Другие фильмы:

«Зарубки на память», «Последний день зимы», «Под каменным небом», «Поворот», «Из жизни отдыхающих», «Мужики!...».

Литература:

Актёры советского кино, в. 11, М., 1975.

СОЛУЯНОВ ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

Солуя́нов Павел Алексеевич (31.5.1900—30.10.1969), советский режиссёр, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1960). Член КПСС с 1918. В 1924 окончил Институт экранного искусства в Ленинграде. С 1928 в кино. Поставил фильмы:«Лицо земли» и «Город первого века» (оба 1930, сценарии Солуянова), «Июльские дни 1917» (1932). С 1933 в научно-популярном кино: фильмы «История одного машиниста» (1936) и «Истребление волков» (1937) — режиссёр и сценарист обоих фильмов, «Памятники Октября в Ленинграде» (1941, режиссёр) и др. В годы Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы. Поставил фильмы: художественный — «Сержанты» (1958); научно-популярные — «Путь к спортивному мастерству» (1950), «Знамя части» (1956), «На магистрали Москва — Байкал» (1961); «Жемчужина Подмосковья» (1964), «Газовая хроматография» (1965) и «Доброго пути, лейтенант» (1966) — все три по собственному сценарию, и др.

СОЛЬДАТИ, СОЛДАТИ, MAРИО

СОЛЬДА`ТИ, Солдати (Soldati), Maрио

(р. 17.11.1906)

итал. писатель, режиссёр. Получил лит. образование в Италии и США. С 1931 сценарист. Первый ф. "Княжна Тараканова" пост, в 1938 (с Ф. Оцепом). Большинство фильмов С.- экранизации лит. произв. или комедийные и приключенч. фильмы. Из довоен. картин наибольший успех имел ф. "Маленький старинный мирок" (по А. Фогаццаро, 1941). Пост. ф.: "Евгения Гранде" (по О. Бальзаку, 1946), "Даниэль Кортис" (по Фогаццаро, 1947), "Провинциалка" (по А. Моравиа, 1953). После падения режима Муссолини С. снял ф., в к-рых сказалось влияние неореализма: "Нищета синьора Траве" (1945) о бедственном и бесправном положении мелких чиновников, "Бегство во Францию" (1948) о наказании фаш. преступников. В комедии "О'кей, Нерон!" (1952) высмеивал оккупировавших Рим американцев. Но уже в 1955 в ф. "Женщина с реки" (с участием С. Лорен) С. отходит от принципов неореализма, сохраняя лишь его внеш. атрибуты. В 1956 С. участвовал в постановке итало-амер. ф. "Война и мир" (руководитель 2-й съёмочной группы и соавтор сц.). В 1956 пост. во Франции ф. "Под небом Прованса", представляющий новую версию фильма А. Блазетти "Четыре шага в облаках", в 1959 - сатирич. ф. "Поликарпо, банковский служащий". С 60-х гг. занимается гл. обр. лит. деятельностью.

СООСААР МАРК-ТООМАС ЙОХАННЕС

Со́осаар Марк-Тоомас Йоханнес (р. 12.1.1946), советский режиссёр, оператор. Заслуженный деятель исксств Эстонской ССР (1986). В 1972 окончил ВГИК. С 1970 на эстонском телевидении, с 1978 на киностудии «Таллинфильм». Работает преимущественно в документальном кино. Снял документальные фильмы: «Соловей мой нежный» (1972), «Женщина с острова Кихну» (1973), «Тюлени» (1974), «Радости земные» (1977), «Воскресные живописцы» (1979), «Мир господина Вене» (1981), «Яан Оад» (1982); художественный фильм «Рождество в Вигала» (1981), научно-популярный фильм «Гнездо на Вилсанди» (1981).

СОРДИ АЛЬБЕРТО

Со́рди Альберто (Sordi) (р. 15.6.1919), итальянский актёр, режиссёр. В кино с 1937. Первая большая роль — в фильме «Три орлёнка» (1942). Истинную природу его дарования открыл режиссёр Ф. Феллини в фильме «Белый шейх» (1952), где Сорди сыграл напыщенного и наивного актёра-полулюбителя. В следующем фильме Феллини «Маменькины сынки» (1953) Сорди исполнил роль Альберто — мечтательного, самовлюблённого, жалкого человека. С успехом снялся в фильмах «Преступление Джованни Эпископо» (1947), «Холостяк» (1955). Постоянный мотив комических ролей Сорди — бессмысленность стремлений его героя, сочетающего в своём характере экспансивность с вялостью. Сорди сотрудничал с режиссёрами М. Моничелли и Стено (начиная с фильма «Тото и короли Рима», 1951). Значительным событием в творческой жизни Сорди явилось его участие в фильме Л. Коменчини «Все по домам» (1960), где Сорди сыграл офицера, продолжающего исполнять приказы, по существу аннулированные в условиях военного поражения. В фильмах режиссёра В. Де Сика «Страшный суд» (1961) и «Бум» (1963) Сорди создал самые интересные из своих трагикомических ролей. Значительной работой была также главная роль в фильме режиссёра Д. Ризи «Трудная жизнь» (1961, в советском прокате «Журналист из Рима»).

Снимался в фильмах: «Учитель из Виджевано» (1963, режиссёр Э. Петри), «Врач страховой кассы» (1968, режиссёр Л. Дзампа, в советском прокате «Залог успеха»), «Задержанный в ожидании суда» (1971, режиссёр Н. Лой, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1972), «Мелкий, мелкий буржуа» (1977) и «Маркиз дель Грилло» (1982) — оба режиссёра М. Моничелли. Ставил и играл в фильмах: «Лондонский туман» (1965), «Простите, Вы за или против?» (1966), «Итальянец в Америке» (1967), «Любовь моя, помоги мне» (1969), «Пока есть война, есть надежда» (1974, в советском прокате «Торговцы смертью»), «Всеобщее чувство стыда» (1976), «Я и Катерина» (1980), «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю» и «Путешествие с папой» — оба 1982. Соавтор сценариев своих фильмов (преимущественно с Р. Сонего). Специальная премия международного кинофестиваля в Москве (1983) за вклад в киноискусство.

Среди других фильмов:

актёр — «Прощай, оружие!» (США), «Большая война», «Вдовец», «Уличный регулировщик», «Эти великолепные мужчины на своих летательных машинах» (в советском прокате «Воздушные приключения»), «Всеобщий протест», «Красивый, честный эмигрант в Австралии хотел бы жениться на не состоявшей ранее в браке соотечественнице», «Игра в карты по-научному», «Пробка».

Литература:

Черненко М., Альберто Сорди, в сборнике: Комики мирового экрана, М., 1966;

Ливи Г., Альберто Сорди, [пер. с итал.], М., 1971.

СОРОКИН КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

Соро́кин Константин Николаевич (3.9.1908—17.5.1981), советский актёр. Народный артист РСФСР (1966). В 1930 окончил театральную студию Н. Н. Ходотова в Ленинграде. Работал в театрах различных городов. С 1941 в Театре-студии киноактёра. Сорокин — актёр яркого комедийного дарования, мастер эпизода. Среди ролей в кино: Парамошка («Дубровский», 1936), моторист Миша («Танкер “Дербент”», 1941), Боец-повар («Антоша Рыбкин», 1942), Задунайский («Воздушный извозчик», 1943), Гадалов («Близнецы», 1945), счетовод Полойко («Новый дом», 1947), Бухгалтер цирка («Укротительница тигров», 1955), старшина Саблин («Максим Перепелица», 1956), Митька Шило («Кочубей», 1958), дед Слива («Стряпуха», 1966), карусельщик Мефодий («Новые приключения неуловимых», 1968), Самогонщик («Опекун», 1971) и др. Исполнил психологически сложную роль Чебутыкина («Три сестры», 1965). Снимался в фильмах «Ни пуха, ни пера!» (1975), «Иван и Коломбина» (1977).

Литература:

Глаголева Н., К. Сорокин, М., 1968 (буклет).

СОСНОВСКИЙ ИММАНУИЛ ЛАЗАРЕВИЧ

Сосно́вский Иммануил Лазаревич (22.7.1926—2.12.1986), советский киновед. Кандидат искусствоведения (1974). Член КПСС с 1960. В 1952 окончил ВГИК. Печатается с 1951. Основные работы Сосновского посвящены искусству киноактёра, проблемам многонационального советского киноискусства.

Сочинения:

О. П. Жаков, М., 1951 (с М. Заком);

Народный артист СССР А. Ф. Борисов, М., 1952 (с Т. Красиной);

Вия Артмане, [М., 1969];

Кино Советской Латвии, М., 1976;

Диалог с режиссёром, М., 1981;

El cine, В. Aires, 1966.

СОТЕ КЛОД

Соте́ Клод (Sautet) (р. 23.2.1924), французский режиссёр, сценарист. Учился в Высшей школе декоративных искусств. Работал как музыкальный критик и педагог. В 1946 окончил ИДЕК. Был ассистентом режиссёра. Первая постановка — короткометражный фильм «Здравствуй, улыбка» (1955). Первый полнометражный фильм «Взвесь весь риск» (по X. Джованни, 1960) был сделан по образцам классического американского детектива. В 1965 поставил фильм «Сыграть в ящик». Удачей Соте был фильм «Мелочи жизни» (по П. Гимару, 1970), выстроенный как «поток сознания», прерывающегося воспоминаниями умирающего героя. К детективному жанру Соте возвратился в фильме «Макс и жестянщики» (1971). В фильме «Венсан, Франсуа, Поль и другие» (1974) Соте обратился к теме дружбы немолодых людей, сложности их взаимоотношений в быту, работе, любви и т. д. В 1978 в фильме «Простая история» (1980, в советском прокате «У каждого свой шанс») режиссёр затронул проблему феминизма, встав на позиции своей героини, нашедшей личное счастье в самостоятельности и независимости. Поставил психологические драмы «Сезар и Розали» (1972), «Мадо» (1976), «Плохой сын» (1980). Соавтор сценариев всех своих фильмов. Премия Л. Деллюка (1969), Большая премия французского кино (1973). В 1983 снял фильм «Гарсон!».

Предыдущая страница Следующая страница