Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика
Маульберч

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Маульберч

Маульберч, Франц Антон (Maulbertsch, Franz Anton) 1724, Лангенарген, у Боденского озера - 1796, Вена. Австрийский живописец, рисовальщик, гравер. Учился у отца, провинциального живописца А. Маульберча. С 1739 учился в Вене, в Академии художеств, у К. Фристера и Я. ван Шуппена. Работал во многих городах Чехии, Словакии, Венгрии, Вене, Дрездене, Инсбруке (1775-1776). С 1759 - член венской Академии художеств, с 1770 - профессор. С 1789 - профессор берлинской Академии. Писал алтарные образы, станковые картины аллегорического и светского содержания, исполнил большое количество монументальных росписей. В станковых произведениях часто ставил вместо подписи свой авторский знак - изображение веток тутового дерева. Начал работать в Лангенаргене, где в сер. 1740-х исполнял алтарные образы для церквей. Ранние самостоятельно документированные произведения относятся к 1748-1749. О сложившейся манере Маульберча как мастера барокко свидетельствуют росписи церкви Св. Михаила в Вене (1748-1749), алтарные образы Поклонение волхвов (Бодензее, Музей), Св. Непомук, раздающий милостыню (1748-1749, Бремен, Кунстхалле), Обрезание Христа (1748-1749, Будапешт, Музей изобразительных искусств), полотно Жертвоприношение Ифигении (1750, Варшава, Нац. галерея). Диагональное построение композиции в вертикально удлиненном пространстве картин, темный фон, на котором светом резко выделены фигуры главных персонажей, эскизный экспрессивный мазок вносят драматические ноты в эти работы художника. Великолепный дар Маульберча как художника-декоратора, его интерес к колориту венецианских мастеров проявился в полотнах Юдифь с головой Олоферна (1750-е, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Сусанна и старцы (ок. 1750, Вена, Галерея австрийской живописи). В широкой, динамичной манере написаны обычно и эскизы, и порой по свободе кисти и легкости рисунка они превосходят законченные композиции (Крещение евнуха апостолом Филиппом, ок. 1750, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Поисками более строгой, упорядоченной композиции отмечены алтарные образы Св. родня (1752-1753, Вена, Галерея австрийской живописи) и Елизарий и Ревекка (1752-1753, Брно, Музей искусств), в которых проявились также богатая фантазия художника, его умение передавать переживания героев, превращать библейский сюжет в волшебную сказку. Без интереса к достоверной передаче среды и пленэра исполнены редкие в творчестве Маульберча картины на современные сюжеты (В мастерской художника, 1753-1754, Лоуренс, Музей университета штата Канзас, США; Концерт на открытом воздухе, 1753-1754, Балтимор, Музей искусств). Для его ранних монументальных росписей характерны светлый яркий колорит, иллюзорное перспективное пространство, небольшие, свободно парящие в нем фигуры (Сцены из жизни Христа, 1757-1758, Шюмег, приходская церковь; Сцены из истории чешского епископата, Кромержиж, Епископский замок). В поздних фресках обилие аллегорических и исторических персонажей, изображение сцен в пейзаже или включение их в виде небольших картин в неоклассический архитектурный декор, частое обращение к технике гризайли свидетельствуют о влиянии неоклассицизма (росписи дворца Хофбург, Вена; фрески Придворной капеллы на библейские сюжеты, 1773, Дьер, собор; алтарные картины и фрески на сюжеты из Священного Писания, 1775-1776, Инсбрук; аллегорические сцены, прославляющие богатства Тироля. Вена, Хофбург; аллегорические сцены в библиотеке монастыря премострантов, прославляющие науки, 1794, Прага, Страгов). Столь же перегружены фигурами поздние станковые полотна на мифологические (Прометей с Пандорой и Фаэтоном, ок. 1788, Мюнхен, частное собрание), исторические (Кориолан в Риме, 1790-1793, Штутгарт, Гос. художественная галерея) и аллегорические сюжеты (Аллегория Галиции, 1792, Вена, Галерея австрийской живописи). В алтарных образах 1760-1770-х контрасты света и тени выявлены менее драматично, более тонко и разнообразно разработаны тональные градации цветов. Фигуры святых утрачивают прежнюю зыбкость и утрированную удлиненность пропорций, обретают большую конкретность. Неожиданно в позднем творчестве художника звучат названия полотен Кукольник (1785, Нюрнберг, Германский нац. музей) и Солдатская сцена (1785-1786, Вена, Галерея австрийской живописи), в гротескной форме воспроизводящие сцены из современной народной жизни. Творчество Маульберча, крупнейшего мастера австрийского барокко, последовательно отразило изменения, происходившие в европейской культуре XVIII столетия.

Лит.: Либман М. Я. Немецкая живопись в музеях Советского Союза. М., 1972; Щербачева М. И. Эскиз Маульберча в Эрмитаже // Сообщения Гос. Эрмитажа. М., 1956. Вып. 10; Никулин Н. Н. Немецкая и австрийская живопись XVI-XVIII веков в Эрмитаже. Л., 1989; Garas K. Franz Anton Maulbertsch. Budapest, 1960.

Е. Федотова

В начало энциклопедии