Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Режиссерская энциклопедия. Кино США.
Бирсфорд, Брюс

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э

Бирсфорд, Брюс

Бирсфорд, Брюс (Beresford, Bruce)

Австралийский и американский кинорежиссер, сценарист, продюсер. Родился 16 августа 1940 года в Сиднее (Австралия). Окончил философский факультет Сиднейского университета.

Прежде чем прийти в игровой кинематограф, Брюс Бирсфорд несколько лет работал на любительской киностудии, снял несколько короткометражных лент на средства Британского кино института, и лишь затем, когда почувствовал, что полученные знания и опыт позволяют ему попробовать силы в игровом кино, рискнул предложить свои услуги одной из сиднейских студий. Но уже дебют - комедия "Приключения Барри Маккензи" (1972) - заставила прессу и зрителей говорить о появлении нового талантливого режиссера. Забавные похождения Барри Маккензи, типичного среднего австралийца, или "осей", как они сами себя называют, весельчака и остроумца, любителя выпить и приударить за хорошенькими женщинами, была сделана Бирсфордом легко и изящно. Не претендуя на особые глубины, лента, тем не менее показывала жизнь австралийского общества, такой какая она есть, со всеми ее смешными и грустными сторонами. Вторая серия "Барри Маккензи гнет свое" (1974), "Бок о бок" (1975), "Вечеринка преподавателей" (1976), "Правонарушитель Морант" (1979) лишь укрепили мнение публики о Брюсе, как самобытном режиссере, в творчестве которого ощущался особый национальный колорит. Вскоре Бирсфорд становятся одним из признанных лидеров кино Зеленого континента.

Однако будучи ярким и талантливым представителем "новой австралийской волны", сделавшим хорошую карьеру у себя на родине, Брюс Бирсфорд, подобно многим своим коллегам и единомышленникам, предпочел покинуть Австралию и обосноваться в Америке, стране, которая давала художнику гораздо больше возможностей для реализации своих замыслов. И надо признать, что на американской почве Бирсфорд не потерял своей яркой индивидуальности и вскоре занял достаточно прочные позиции в режиссуре.

Работая в самых разных жанрах, начиная от костюмно-исторических лент ("Царь Давид", 1985) и кончая криминальными драмами ("Ее алиби", 1989, "Молчаливое падение", 1994) Брюс Бирсфорд отдает все же предпочтение серьезным психологическим фильмам. Попытка проникнуть во внутренний мир человека, понять мотивы его поступков, объяснить и простить слабости - именно это прежде всего интересует Бирсфорда. Он из тех режиссеров, кто любит и сострадает своим героям. Потому столь и запоминаются его картины - "Милости Господни" (1983), "Преступления сердца" (1986), "Шофер мисс Дейзи" (1989) - добрые и человечные.

"Милости Господни" - дебют Бирсфорда в США-принес своему создателю славу, а исполнителю главной роли - Роберту Дювалу - "Оскара" за лучшую мужскую роль года История спившегося музыканта, который возвращается к жизни благодаря бескорыстной и самоотверженной любви и вере в него женщины, была рассказана Бирсфордом достаточно жестко и реалистично. И это отсутствие излишней сентиментальности и мелодраматичности также во многом способствовало успеху картины у зрителя.

Отточенность диалогов, пристальное вглядывание в лица героев, внимание к деталям быта характерны для его творчества. Но главным объектом исследования для режиссера всегда остается сам человек, особенно если он обладает сложным и противоречивым характером и прожил нелегкую жизнь. Таковы к примеру, герои, пожалуй, самой известной ленты Бирсфорда - "Шофер мисс Дейзи", экранизации пьесы Альфреда Ури. История взаимоотношений героини и ее умудренного жизненным опытом лукавого и бесконечно обаятельного чернокожего шофера, благодаря великолепной игре актеров (Джессика Тенди и Морган Фримен), таланту и безупречному вкусу режиссера, получилась удивительно тонкой и человечной. И вновь высшие награды Академии киноискусства - "Оскары" - за лучший фильм и за лучшую женскую роль. И то, что автор апеллирует к лучшим человеческим качествам, воспевает такие понятая, как бескорыстие, доброта, ответственность и порядочность, сострадание и дружба, демонстрирует его приверженность к традиционным, но никогда не меркнущим моральным ценностям. Однако, надо отдать Бирефорду должное - делает он это ненавязчиво, элегантно и без излишней дидактичности.

Режиссер не боится ставить острые вопросы, на которые не так-то легко найти ответ,- например, нужно ли казнить человека, за долгие годы проведенные в тюрьме раскаявшегося в своем преступлении? ("Последний танец", 1995).

Отрицая легкие пути в искусстве, Бирсфорд относится к тем художникам, кто делает добротные и серьезные фильмы, при просмотре которых, зрители не только отдыхают и развлекаются, но и размышляют.

И. Звегинцева

Фильмография:

в Австралии:

• "Приключения Борри Маккензи" (The Adventures of Barry Mckenzie), 1972;

• "Барри Маккензи гнет свое" (Barry Mckenzie Holds His Own), 1974;

• "Бок о бок" (Side by Side), 1975;

• "Вечеринка преподавателей" (Don's Party), 1976;

• "Обретая мудрость" (The Getting of Wisdom), 1977;

• "Голубой плавник" (Blue Fin), "Денежные воротилы" (Money Movers), 1978;

• "Правонарушитель Морант" (Breaker Morant), "Клуб/Игроки" (The Club/Players), 1980;

• "Крепость" (Fortress), "Подростковый блюз" (Puberty Blues), 1981;

в США:

• "Милости Господни" (Tender Mercies), 1983;

• "Царь Давид" (King David), 1985;

• "Преступления сердца" (Gimes of the Heart), "Обитатели трущоб" (The Fringe Dwellers), 1986;

• "Ария" (Aria), 1987;

• "Шофер мисс Дейзи" (Driving Miss Daisy), "Ее алиби" (Her Alibi), 1989;

• "Черная мантия" (Black Robe), "Мистер Джонсок" (Mister Johnson), 1991;

• "Богатые любовью" (Rich in Love), 1993;

• "Хороший человек в Африке" (A Good Man in Africa), "Молчаливое падение" (Silent Fall), 1994;

• "Последний танец" (Last Dance), 1995;

• "Райская дорога" (Paradise Road), 1997;

• "Двойной просчет" (Double Jeopardy), 1999.

Библиография: Звегинцева И. Назад в будущее или вперед в прошлое. //На перекрестках кино. М. 1992; Кичин В. Медвежий бол возпе Берлинского зоопарка. //Экран. 1991. N 8; Thisard P. Les Favelas de L" Antipode. //Positif. 1987. N. 314; Oplustil K. Beresford. //Film(Ger). 1990.N.4..

В начало энциклопедии