Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Режиссерская энциклопедия. Кино США.
Миллер, Джордж

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э

Миллер, Джордж

Миллер, Джордж (Miller, George)

Австралийский и американский режиссер и продюсер, Родился в 1945 году в Брисбейне (Квинсленд), Австралия. Получил образование в университете Нового Южного Уэльса (медицинский факультет).

В американском кинематографе сегодня плодотворно трудятся два режиссера, чьи имена и фамилии полностью идентичны. Правда, один Джордж Миллер из Шотландии, другой из Австралии, что, впрочем, никак не мешает критикам и журналистам постоянно их путать. В результате в ряде справочников и энциклопедии по кино, фильмы одного приписываются другому, и потому сразу же оговоримся, что данная статья относится к творчеству "австралийского" Миллера.

В кинематограф он пришел поздно. Окончив медицинский факультет университета в Южном Уэльсе, Джордж достаточно быстро стал преуспевающим врачом-практиком, но искусство экрана манило его и потому параллельно с работой на поприще медицины он получил второе высшее образование, на сей раз на режиссерском факультете Мельбурнского университета, и накопив необходимую сумму денег для первой постановки, вместе со своими единомышленниками - продюсером Байроном Кеннеди и актером Мелом Гибсоном снял малобюджетный фантастический боевик "Безумный Макс" (1979). Ошеломляющий успех фильма на первых порах обескуражил даже самих создателей - картина не только принесла доход и имела великолепный прокат в Австралии, но получила широкий международный резонанс. История приключений бывшего полицейского, в числе немногих уцелевшего после термоядерной войны, но по прежнему стойко соблюдающего букву закона, по настоящему увлекла зрителей. Макс, в великолепном исполнении Мела Гибсона, сохранивший в хаосе безумия, охватившего растерянных обывателей, железную волю и стремление восстановить справедшявость, по сути оставался излюбленным персонажем многочисленных приключенческих лент, героем-одиночкой, которого легче убить, чем заставить поступиться принципами. Трудно сказать, что же так подкупало в ленте; особых изысков в области формы или содержания там не было, сюжет достаточно тривиален и предсказуем, но факт остается фактом - "Безумный Макс" принес своим авторам мировое признание, приглашение работать в Голливуде и деньги для продолжения сериала.

Впрочем, перед отъездом в Новый Свет, Миллер в качестве прощального подарка родине поставил еще одну картину, очень светлую и нежную ленту о взрослении паренька, который пережив ряд опасных приключений и нелегких испытаний, становится мужчиной и обретает любовь. "Человек со Снежной реки", романтический вестерн, остался одним из лучших австралийских фильмов этого периода.

Вторая и третья ленты о борьбе Макса с новыми противниками, сделанные уже в Штатах, также имели значительный прокатный успех. Гибсон стал звездой американского кино, А Миллер признанным мастером приключенческого жанра.

Следующее значительное достижение режиссера связано с картиной "Иствикские ведьмы" (1987) - изящной, полной иронии и юмора ленты о сложных и запутанных отношениях самого Дьявола и трех очаровательных женщин-ведьм.

Блистательный актерский состав (Джек Николсон в роли Дьявола и три его пассии в исполнении Шер, Мишель Пфайфер и Сьюзен Сарэндон) великолепно разыграл предлагаемую ситуации в полном соответствии с авторским замыслом. И здесь нельзя не отдать должное Миллеру: экранизация книга Джона Апдайка, где прием мистической гиперболизации использован для показа быта и нравов американского провинциального городка, в которой столь органично сочетались черный юмор и лирика, требовала от постановщика многих качеств. Но Миллер сумел миновать все "подводные камни" и лента "Иствикские ведьмы" стала лучшей в его режиссерской карьере.

Впрочем, и последующие фильмы: "Аморальное поведение" (снятый им вновь в Австралии) и "Лекарство для Лоренцо" (оба -1992 года) отличает завидный профессионализм и умение автора сопереживать героям. Первая картина - психологическая драма, в которой в очередной раз доказывалось преимущество счастливой семейной идиллии: один раз уступив искушению, профессор университета жестоко поплатился за "аморальное поведение" - ему грозит суд за "изнасилование студентки". Вторая лента, сделанная в чисто американском "жизнеутверждающем" ключе, убеждала, что для настоящей любви нет ничего невозможного: даже неизлечимая болезнь ребе нка отступает перед не й.

Джордж Миллер вполне комфортно чувствует себя в американском кино. Он - профессионал, прекрасно понимающий, что ждут от него зрители. Кстати это проявляется и в его продюсерской деятельности, которой он в последнее время уделяет все больше внимания: субсидирование съемок фильма "Бейб" - трогательной ленты о сообразительном и очаровательном поросенке - принесло Миллеру солидные дивиденды.

И. Звегинцева

Фильмография:

• "Безумный Макс" (Mod Мах), 1979;

• "Безумный Макс 2./Странствующий воин" (Mad Мах 2/The Road Warrior), 1981;

• "Человек со Снежной реки" (The Man from Snowy River), 1982;

• "Зона сумерек. Кинокартина." (Twilight Zone-The Movie), 1983;

• "Безумный Макс под куполом Грома" (Mad Max Beyond Thunderdome), 1985;

• "Рождественский гость" (The Christmas Visitor), 1986;

• "Иствикские ведьмы" (The Witches of Eastwick), 1987;

• "Лес Паттерсон спасает мир" (Les Patterson Saves The World), 1988;

• "Бесконечная история 2" (The Neverending Story 2), 1989;

• "Аморальное поведение" (Gross Misconduct), 1992;

• "Лекарство для Лоренцо" (Lorenzo's Oil), "За холмом" (Over the Hill), 1993.

Библиография: Шепотинник П. Соблазн-87. Белградский ФЕСТ-88. Наблюдения //Искусство кино. 1988. N 10; Капралов Г. Махе, Текс и иноллонетяне. //Правда. 1986,3 августа; Михалкович В. Экзерсисы под мухой. //Экран. 1992. N 4; Михалкович В. Кино или телевидение, или о несходстве сходного. //Киноведческие записки. 1 995. N 26.

В начало энциклопедии