Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Режиссерская энциклопедия. Кино США.
Ритчи, Майкл

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э

Ритчи, Майкл

Ритчи, Майкл (Ritchie, Michael)

Режиссер, продюсер, актер. Родился 28 ноября 1938 года в г. Уокеша (штат Висконсин). Окончил Гарвардский университет по специальности: история, литература.

Учился вместе с Артуром Копицем, впоследствии известным драматургом, став первым постановщиком его дебютной и самой знаменитой пьесы "О папа, бедный папа, мама повесила тебя в шкаф и мне так грустно". После окончания учебы работал на телевидении, став режиссером таких известных сериалов, как "Человек из университета" (1964) и "Аутсайдер" (1967).

Его дебютом в кино стал фильм "Горнолыжник" (1969), где Роберт Редфорд играл амбициозного богача, присоединившегося к американской олимпийской команде, тренировавшейся в Европе. Но зрителей привлек не сюжет, а съемки головокружительных лыжных состязаний, снятых 16 мм ручной камерой, и психологически тонко разработанный характер героя - человека одновременно и обаятельного, и несимпатичного. Спорт, как игровая стихия, вообще манил этого постановщика. В 70-е годы он не раз возвращался к показу человеческих страстей, связанных о разными его видами. В комедиях "Медведи, приносящие плохие новости" (1976) материалом был бейсбол, а в "Полужестком" (1977) - футбол.

По-настояшему же прославился Ритчи лишь одной картиной - "Кандидат" (1972), где главную роль опять сыграл Редфорд. Мысль о ней возникла еще в 1968-м, во время телевизионной дискуссии между Ричардом Никсоном и Гербертом Хэмфри, баллотировавшимися на пост президента США. Она напоминала хорошо отрепетированный спектакль, где у каждого - своя роль. Режиссеру и актеру захотелось показать американцам другую дилемму: молодого, неопытного, идеалистически настроенного политика. Таким и стал в этом фильме симпатичный адвокат Билл Маккой. Ситуация в литературе и кинематографе далеко не новая. У Герберта Кита Честертона есть рассказ на эту тему - "Белая ворона" (в цикле "Человек, который слишком много знал"). Однако если англичанин в показе своего героя ироничен, и полон скепсиса, то Маккой серьезен и полон пафоса. В отличие от Хорна Фишера он поворачивает дело так, что ситуация, схожая во многих деталях, оборачивается для него победным финалом. Преодолев оказанное на него политическое давление. Билл благодаря своей неординарности и самостоятельности проходит в сенат. Но "Кандидат" был силен не столько этой пропагандистской, утопической стороной, сколько критикой самой американской избирательной системы. Сценарий Джереми Ларнера получил "Оскара", а Ритчи - репутацию острого сатирика. До такой высоты, правда, он больше никогда не поднялся и к политике вновь не обращался.

Сатирическое же дарование этот режиссер проявлял еще не раз. Ощущалось оно и в полудокументальной мозаичной картине "Улыбка" (1975) - серии скетчей о конкурсе на звание "Мисс Америка" в маленьком калифорнийском городке - смешно показавшей местные нравы и обычаи. И в "Острове" (1980) - по одноименному роману Питера Бенчли - пародийном триллере о журналисте, попавшем в плен к карибским дикарям - потомкам пиратов XVII века. И в "Выживших" (1983) - черной комедии о двух работниках бензоколонки, спасающихся от наемного убийцы в заснеженных горах Вермонта.

Особенно же отчетливо его талант сатирика сказался в двух экранизациях детективных романов Грегори Мак-Дональда "Флетч" (1985) и "Флетч жив" (1989). В первом - журналист Эрвин Флетчер (Чеви Чейз) расследует дело о наркотиках в Лос-Анджелесе, во втором, написанном специально для кино по мотивам предыдущего характера, герой получает в наследство дом в Луизиане, что дает возможность режиссеру позволить себе и насмешку над традициями старого Юга, особенно над ку-клукс-кланом, дать сатиру на церковь, затронуть проблемы экологии. Во "Флетче" ему удалось сохранить и закадровый текст, и смешные диалоги, и даже фамилии персонажей, напоминающие о знаменитых людях (Стравинский, Никсон, Диккенс и т.д.). Оба фильма сделаны в хорошем темпе, с непременными гонками автомобилей и мотоциклов.

Попытка сатирически показать волнующие публику проблемы ощущалась и в "Золотом ребенке" (1986) - детективной комедии, где герой (Эдди Мерфи) ищет новое воплощение Будды, отправляясь для этого в далекий Тибет. Тут и восточная экзотика, и мистика, и буддизм, но все настолько поверхностно, что критика разнесла картину в пух и прах.

Девяностые годы оказались еще менее удачными. Ритчи снова вернулся к спорту: "Рудничный городок" (1992) - рассказ о боксерском тотализаторе, "Скаут" (1994) - о бейсболе, с бесконечным показом различных матчей и всевозможных спортивных знаменитостей. Снял даже типично "рождественскую" сказку "Простое желание" (1977). Все это уже походило на судорожные попытки удержаться на плаву. Все чаще и чаще режиссер работает на телевидении и не только в качестве постановщика, но и актера.

Несмотря на постигшие его в последние годы неудачи, Ритчи остается довольно редким для Голливуда примером яркого сатирического дарования, которое за невозможностью выбирать значительные объекты для своего приложения постепенно измельчало и стало использоваться режиссером для "стрельбы из пушки по воробьям".

Е. Карцева

Фильмография:

• т/ф "Человек из университета" (Мал from U.N.C.L.E.), 1964;

• т/ф "Большая долина" (The Big Valley), 1965;

• т/ф "Аутсайдер" (The Outsider), 1967;

• т/ф "Звук гнева" (The Sound of Anger), 1968;

• "Горнолыжник" (Downhill Racer), 1969;

• "Первая рана" (Prime Cut), "Кандидат" (The Candidate). 1972;

• "Улыбка" (Smile), 1975;

• "Медведи, приносящие плохие новости" (The Bad News Bears), 1976;

• "Полужесткий" (Semi-Tough), 1977;

• "Почти идеальный роман" (An Almost Perfect Affair), 1979;

• "Божественное безумие" (Divine Madness), "Остров" (The Island), 1980;

• "Выжившие" (The Survivors), 1983;

• "Флетч" (Fletch), 1985;

• "Золотой ребенок" (The Golden Child), "Дикие кошки" (Wildcats), 1986;

• "Поездка в экипаже" (The Coach Trip), 1988;

• "Флетч жив" (Retch lives), 1989;

• "Рудничный городок" (Diggstown), 1992;

• т/ф "Подлинные приключения предполагаемой техасской мамочки-убийцы" (Positively True Adventnres of the Alleged Texas Murdering Mom), 1993;

• "Полицейские и Грабительсоны" (Cops and Robbersons), "Скаут" (The Scout), 1994;

• "Фантастики" (The Fantasticks), 1995;

• т/ф "Комфорт, Техас" (Comfort, Texas), "Простое желание" (A Simple Wish), 1997.

Библиография: Карцева E. Голливуд: контрасты 70-х. М.. 1987; Митрофанов С. Флетч жив //Коммерсантъ. 1991. N 5.

В начало энциклопедии