Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Режиссерская энциклопедия. Кино США.
Скотт, Ридли

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э

Скотт, Ридли

Скотт, Ридли (Scott, Ridley)

Английский режиссер, продюсер, сценарист. С начала 80-х гг. работает в Америке, в основном как независимый режиссер. Родился 30 ноября 1937 г. в Саут Шилдс (Англия).Три года учился в школе искусств города Уэсг Хартлпул, затем продолжил образование в Королевском колледже искусств, где приобрел профессию дизайнера. Работал на телевидении Би-Би-Си, сначала дизайнером, затем - режиссером. Поставил несколько фильмов для популярных телесериалов "Z-cars" и "Осведомитель". В конце 60-х годов основал собственную фирму и занялся производством рекламы. В течение 10 лет снял около 3.000 рекламных роликов, получивших множество призов на различных кинофестивалях. Работа в рекламе сформировала художественный стиль Скотта, активно использующего современные технологии. Его всегда отличало пристрастие к красивому "живописному" кадру, первостепенное значение в котором, как правичо, имеет освещение. В поисках необходимых визуальных эффектов Скотт нередко сам становится к камере.

Основные черты творческого почерка этого режиссера наглядно проявились в его ранних фильмах "Чужой" и "Бегущий по лезвию бритвы". Когда Скотт приступил к съемкам "Чужого", на экраны уже вышли "Близкие контакты третьего вида" Спилберга и "Звездные воины" Лукаса, пробудившие в зрителях интерес к космической тематике. Однако европеец Скотт не желал довольствоваться лубочным изображением космоса, предлагаемым Лукасом. Его фильм "Чужой", рассказывающий о том, как на борт космического корабля проник агрессивный представитель внеземной цивилизации, был построен значительно изобретательнее, но оказался более жестоким и кровавым. Достаточно сказать, что пришелец из космоса (Чужой) по ходу действия уничтожил 8(!) космонавтов. Фильм пользовался огромным успехом и получил в 1980 г. "Оскар" за спецэффекты. Пессимистический взгляд на взаимоотношения с космическими пришельцами отразился и в фильме "Бегущий по лезвию бритвы", где действие сконцентрировано вокруг непримиримой борьбы землян с засылаемыми с других планет человекоподобными роботами (репликантами). Трюковые съемки, великолепный актерский ансамбль, впечатляющий, хотя и страшный образ будущего привлекли к фильму внимание зрителей.

Ранние картины Ридли Скотта оказали огромное влияние на формирование кинематографической моды 80-90-х годов. Три продолжения имел "Чужой". А популярный в конце 90-х гг. фантастический триллер "Люди в черном"по сути дела развивал идеи и образы "Бегущего по лезвию бритвы". Кстати, сам Скотт довольно быстро охладел к фантастике. И когда ему предложили снять вторую серию "Чужого", отказался, поставив вместо него фильм "Легенда" по сюжету Кокто "Красавица и чудовище", в котором Том Круз исполнил роль повелителя леса, побеждающего принца тьмы.

Триумфально начавшаяся карьера Скотта к концу 80-х годов вошла в обычную голливудскую колею. Он снял два полицейских фильма - "Кто-то. наблюдает за мной" и "Черный дождь". Действие первого разворачивается в богатом доме на Манхеттене. Неизвестный преступник угрожает жизни его хозяйки. Так в ее жизни появляется полицейский офицер, становящийся для нее больше чем охранником. Фильм получил благожелательные отклики прессы. Наряду с операторской работой и актерской игрой особо выделялись интерьеры дома, в котором проходили съемки. В их создании проявился богатый опыт Скотта-дизайнера. "Черный дождь" он снимал в Японии, рассказав в нем о двух американских полицейских, ввязавшихся в войну с боссами преступного мира Осаки. Фильм удачно вписался в контекст криминального жанра, ничем особым из него не выделяясь.

Ридли Скотт вновь заставил го ворить о себе в самом начале 90-х г., когда на экраны вышел "фильм дороги" "Телма и Луиза". Он был провозглашен критикой эталоном феминистского кинематографа- Это привело режиссера в немалое смущение. Ведь после "Черного дождя" на него посыпались обвинения в сексизме, приверженности насилию и кровожадности. Между тем, Скотт всегда относился к женщинам-героиням с предельным почтением. Неслучайно, в фильме "Чужой" главным персонажем является женщинаастронавт Рипли, Ей одной удается избежать гибели и вернуться на землю. Еще отчетливее эта феминистская направленность проявилась в ленте "Солдат Джейн", героиня которой Джордан О'Нил задалась целью доказать право женщин служить в спецвойсках. Фильм получился настолько жестоким, что временами провоцирует неприятие, граничащее с протестом. Впрочем, в конце концов стремление героини встать вровень с мужчинами и ради этого не побоявшейся поставить на себе суровый эксперимент вызывает понимание.

Ридли Скотт, кажущийся не просто современным, а ультрасовременным режиссером, активно интересуется и прошлом. К 500-летию открытия Америки им был создан фильм "1492", посвященный личности легендарного Христофора Колумба. (Кстати, биография кинорежиссера начиналась с костюмного фильма "Дуэлянты", в котором нравы наполеоновской Франции раскрывались через острое противостояние двух офицеров).

Простолюдин, завоевавший симпатии самой королевы, романтик, достигший воплощения своей мечты - Христофор Колумб в фильме Скотта личность в высшей степени притягательная. Человечность - вот что привлекает в этом персонаже, жившем в эпоху великих географических открытий. Французский актер Ж. Депардье сделал все, чтобы приблизить своего героя к современным зрителям.

Тематика фильма, большое количество "морских" съемок позволили Ридли Скотту в полную меру реализовать свой живописный талант. Каждый кадр - будь то пейзаж или крупный план - исполнен необыкновенной экспрессии и красоты. Закаты, туманы, искрящаяся от солнца поверхность воды, таинственный полумрак джунглей создают атмосферу, помогающую в полную меру осознать величие "открытия" Колумба.

Отдавая предпочтение образу, "картинке", Скотт не забывает и об актерах, Это он открыл для кино Сигурни Уивер, Дэрил Ханна, Шон Янг, Бреда Питта и заставил взглянуть по-новому на творчество таких известных исполнителей, как Харви Кейтел, Майкл Дуглас, Рутгер Хауэр, Сьюзен Сарэндон, Джина Дэвис.

Ридли Скотт оказал огромное влияние на эстетику кино 80-90-х годов. Прежде всего он доказал плодотворность работы в рамках независимого, а не студийного производства. Умение находить новые повороты делают его творчество чрезвычайно разнообразным и динамичным. И тем не менее есть одно качество, которое сближает его фильмы - это пессимизм. Насилие, которое присутствует во всех его работах, обусловлено крайне пессимистическим взглядом на природу человека и его историю. По поводу фильма "1492" он сказал: "Стоит всем оглянуться назад и выучить уроки прошлого. Но мы этого не делаем. А жаль."

Г. Краснова

Фильмография:

• "Дуэлянты" (The Duellists), 1977;

• "Чужой" (Alien), 1979;

• "Бегущий по лезвию бритвы" (Blade Runner), 1982;

• "Легенде" (Legend), 1986;

• "Кто-то наблюдает за мной" (Someone to Watch Over Me), 1987;

• "Черный дождь" (Black Rain), 1989;

• "Телма и Луиза" (Thelma & Louise) 1991

• "1492", 1992;

• "Белый шквал" (White Squall), 1995;

• "Солдат Джейк" (G.I.Jane), 1997;

• "Гладиатор" (Gladiator), 1999.

Библиография: Кудрявцев С. Скотт Скотту рознь! //Видео Асе Премьер. 1993. N11; Трофимов В. Шквал в стакане воды //Экран и сцена. 1996. N 30; Горелов Д. Грудь четвертого человека //Новое время. 1997. N 51; Скотт Р. Лучший просмотровый зал - голова //Экран и сцена. 1998. N 16; Kennedy Н. Designer genius //Films. 1982. Sept; .Johnston S. The Visualist //Films & Filming. 1985. Nov; Pond S. Shot by Shot //Premiere. 1989. Oct; Akkemrann K. Block Roin//Gnemo. 1989. N12; Slate J. Oose-ups //Premiere (USA). 1990 Apr; Checketts P. He Who Dares //Screen International 1991 N 838; Arrington C.W. Lost in America //Premiere (USA). 1991. Apr; Wilmigton M. The Rain People //Film Comment. 1992. Jan Feb; Griffin N. Columbus Discovering //Premiere (USA) 1992. Oct; Solmon G. Uncertain Glory //Film Comment 1993. MayJune; Malkin M. Young Men & the Sea //Premiere. 1996. Feb; Williams LR. Body Talk //Sight & Sound. 1997. Nov.

В начало энциклопедии