Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Режиссерская энциклопедия. Кино США.
Споттисвуд, Роджер

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э

Споттисвуд, Роджер

Споттисвуд, Роджер (Spottiswoode, Roger)

Режиссер, сценарист, продюсер, монтажер. Родился в Англии в 1947 г. (по другим сведениям: в 1945, 1943 гг.)

Работал монтажером в отделе документальных фильмов британского телевидения, скоро став настолько хорошим специалистом в этом деле, что в начале 70-х Сэм Пекинпа пригласил его для монтажа трех своих художественных фильмов: "Соломенные псы" (1971), "Побег" (1972), "Пэт Гаррет и Билли Кид" (1973). Однако прошло еще долгих семь лет, прежде чем Роджер смог дебютировать в режиссуре.

Первую постановку ему удалось получить в Канаде, фильм назывался "Поезд ужаса" (1980) и рассказывал о ночном костюмированном бале на колесах (студенческая община зафрахтовала целый состав для празднования окончания учеба), на котором без приглашения появился обиженный студент, жаждущий мести. Удачно найденное изобразительное решение (игра света и тени, всполохи огней, красочность нарядов), изобретательный драматургический прием: убийца все время преображается, надевая маскарадные обличья своих жертв, постоянно поддерживаемая атмосфера саспенса - сразу же выделили эту картину из других "ужастиков".

В следующем году появилось "Преследование Д.Б. Купера" - авантюрная комедия, основанная на реальном материале: человек, носивший это имя, в 1972 году захватил самолет, был арестован, потом выпущен до суда под залог в 200 тысяч долларов, после чего бесследно исчез. Споттисвуд был третьим режиссером этой картины (первые два - Роберт Маллиган и Джон Франке нхеймер), материал уже был в основном снят, он лишь смонтировал его и наспех переделал финал, что качество ленты не улучшило.

Сам Роджер своим истинным кинематографическим дебютом считал "Под огнем" (1983) - политическую драму с ориентацией далекой от политкорректное™, бытовавшей в то время в США по отношению к революции в Никарагуа, свергнувшей диктатора С ом осу. Уже само начало этой, знакомой и нашему зрителю, ленты: медленно бредущие под пулеметными очередями с вертолетов слоны - воспринималось как олицетворение того бессмысленного военного ужаса, что творили Соединенные Штаты сначала во Вьетнаме, а потом и в Латинской Америке. Осознание этого заставило американского фотокорреспондента (Ник Нолт) встать на сторону никарагуанских патриотов, а его соотечественнику - талантливому тележурналисту (Джин Хэкмен) стоило жизни.

"Увлекательной драмой ангажированности, продажной ментальности и мучительной иронии истории" назвал этот фильм английский журнал "Сайт энд Саунд". Нетрадиционная трактовка подлинных событий, прекрасное трио актеров (политика органично переплеталась здесь с романтической любовной историей, женщину играла Джоанна Кэссиди), выразительная музыка Джерри Голдсмита (ее даже выдвигали на "Оскара") - все это сразу же сделало Споттисвуда режиссером голливудского "мейнстрима" - ведущего потока фильмов.

Теперь он ставил фильмы массовой продукции: в основном комедии и детективы. Среди первых: "Лучшее из времен" (1986) с Робином Уильямсом - о футболе, "Американские воздушные силы" (1990) с Мелом Гибсоном и Робертом Дауни мл. - о забавных приключениях двух пилотов США в Лаосе во время войны во Вьетнаме; "Стой! Или моя мамочка будет стрелять!" (1992) с Сихшвестром Сталлоне - о полицейском, к которому приезжает любящая командовать мать, сразу же впутавшаяся в расследование, проводимое сыном и в его роман с начальницей.

Среди вторых: "Тернер и Хуч" (1989) с Томом Хэнксом - о том, как герой-детектив пытается выяснить личность преступника у единственного свидетеля - собаки; "Стреляй наповал" (1988, другое название: "Смертельное преследование") - о выслеживании полицейским (Сидни Пуатье) опасного маньяка в горах северо-запада США; "Ожог третьей степени" (1989). Последняя картина - история в духе Реймонда Чандлера о доверчивом мужчине и коварной женщине, пытающейся подставить его в качестве убийцы ее мужа - дает наглядное представление о стилистике этого режиссера. Динамичный - ничего лишнего - монтаж (сказывается прежняя профессия!), использование одних и тех же мизансцен в поворотные моменты развития сюжета, сочетание цвета с черно-белыми фотографиями, неожиданно останавливающими действие - все это свидетельствует об умелом применении кинематографических выразительных средств.

То же и в документальном фильме "Время течет быстро, пока вы живы" (1990) - монологе актера Пола Линке о борьбе его жены с раком груди. Снятый почти без монтажных перебивок, рвущий душу рассказ, органично сочетавший печаль и юмор, в сущности, повествует о торжестве жизни. Мужественной борьбе со смертью посвящен и художественный телевизионный фильм "И оркестр играл" (1993) - о начале борьбы со СПИДом в США, отмеченный прекрасной актерской работой Ричарда Гира в роли хореографа, заболевшего этой неизлечимой болезнью.

В 3997 году, после нескольких лет работы для малого экрана, Споттисвуд вновь вернулся в "большой" кинематограф, поставив очередной - восемнадцатый - фильм о Джеймсе Бонде "Завтра никогда не умирает". И хотя он затрагивал модную сейчас тему всесилия средств массовой коммуникации, ничего принципиально нового в "бондиану" он не внес.

Роджер Споттисвуд - типичный пример способного и неординарного человека, которого необходимость держаться на плаву и ставить фильмы, заставляла претворять в жизнь кассовые проекты, стоявшие гораздо ниже его возможностей. В результате за несколькими исключениями его творчество редко поднималось над уровнем рядовой американской массовой кинопродукции, хотя свойственные ему юмор и симпатия к людям очень их украшали.

Е. Карцева

Фильмография:

• "Поезд ужаса" (Terror Train), 1960;

• "Преследование Д.Б. Купера" (The Ри rsu it of D. В .Cooper), 1981;

• т/ф "Ренегаты" (The Renegades), 1982;

• "Под огнем" (Under Fire), 1983;

• "Лучшее из времен" (The Best of Times), 1986;

• т/ф "Последний невинный человек" (The Last innocent Man), 1987;

• Стреляй наповал" (Shoot to Kill), 1988;

• т/ф "Ожог третьей степени" (Third Degree Burn), "Тернер и Хуч" (Титег and Hooch), 1989;

• "Американские воздушные силы" (Air America), 1990;

• "Стой" Или моя мамочка будет стрелять!" (Slop! Or My Mom will Shoot), 1992;

• т/ф "И оркестр играл" (And the Band Played On), 1993;

• "Месмер" (Mesmer), 1994;

• т/ф "Хиросима" (Hiroshima), 1995;

• т/ф "Принс стрит" (Prince Street), т/ф "Убийство в прямом зфире" (Murder Live!), "Завтра никогда не умирает" (Tomorrow Never Dies), 1997.

Библиография: Фесуненко И. Под огнем и в огне //Искусство кино. 1986. N 6; Карцева Е. Голливуд: шрихи к портрету //Сб. На планете кино: Зарубежный кинематограф 80-х. М., 1989; Цыркун Н, На кого вы работаете, Джеймс Бонд //Искусство кино. 1998. N 4.

В начало энциклопедии