Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Режиссерская энциклопедия. Кино США.
Финчер, Дэвид

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э

Финчер, Дэвид

Финчер, Дэвид (Fincher, David)

Режиссер, продюсер. Родился в 1962 г. в Калифорнии. После школы поступил учеником аниматора на студию мультипликационных фильмов, затем перешел работать к Дж. Лукасу в его фирму "Индастриал Лайт энд Мэджик". Как ассистент комбинированных съемок принимал участие в создании фильмов "Индиана Джонс и храм Судьбы"и "Возвращение Джидая". В 1986 г. организовал собственную фирму "Пропаганда" и занялся производством видеоклипов рокзвезд - Мадонны, Дж.Майкла, П. Абдул, ансамблей "Аэросмит" и "Роллинг стоунз". Всеамериканскую известность принес Финчеру ролик, призывавший к борьбе с курением. После этого его клиентами стали фирмы "Найк", "Кока-кола", "Ливайс", "Бадвайзер".

В 1991 г. по рекомендации Лукаса Финчер получил постановку фантастической ленты "Чужой 3", рассказывающей о новых приключениях астронавтки Рипли. Ее космический челнок совершает аварийную посадку на планете "Фиорина 161", превращенной в тюрьму для неисправимых преступников. Мужественная женщина оказывается между молотом и наковальней. С одной стороны - преследующее ее космическое чудовище, с другой - насильники, убийцы, религиозные фанатики. Дебютанту пришлось решать сложную задачу - найти оригинальный поворот истории Рипли и в то же время сохранить верность стилю предыдущих серий, поставленных Р. Скоттом и Дж. Кэмероном. Ему не удалось ни то, ни другое. "Чужой 3" получился сумбурным, невнятным, и даже фирменный трюк киносериала - мутация космического чудовища - был выполнен без должной убедительности. Приговор критиков звучал весьма сурово - творческий провал. Финчер почел за лучшее вернуться в рекламный бизнес. Звонок со студии"Нью-Лайн синема", последовавший три года спустя, дал ему возможность начать все сначала.

Фильм "Семь" - это рассказ о семи днях, которые отделяют пожилого полицейского от пенсии. В течение их он должен передать молодому напарнику Майлзу свои дела, в том числе и расследование нескольких преступлений, отличающихся особой изуверской жестокостью, Причем серийный убийца обставляет их таким образом, что они выглядят как наказание за тот или иной тяжкий грех (семь дней - семь грехов). Полицейские проникают в изощренную логику преступника, и в отместку тот убивает жену Майлза и их еще не родившегося ребенка.

Этот страшный сюжет, не оставляющий зрителям и лучика надежды, нашел в фильме Финчера вполне адекватное воплощение. Майлз и Трзси живут рядом с подземкой. Грохот проносящихся поездов, заставляющих содрогаться их жилище, лучи прожекторов, шарящих по комнате создают атмосферу приближающейся катастрофы. Чувство угрозы, висящее в воздухе, усиливается, когда герой выходит на улицу.

Финчер использовал свой опыт клипмейкера, чтобы заставить зрителей содрогнуться от бесчинств маньяка. Надписи, которые тот делает на стенах кровью своих жертв, являются красноречивым выражением насилия и беспредела, царящих в городе. И хотя молодому полицейскому удается избежать смерти, месть маньяка настигает и его.

Фильм "Семь" ясно обозначил стремление Финчера создать нечто большее, чем полицейский фильм. Еще сильнее это намерение проявилось в ленте "Игра". Младший брат дарит старшему, банкиру и миллионеру, полис на обслуживание в некоем рекреационном агентстве. И вскоре размеренная жизнь банкира превращается в сущий ад. Погони, преследования, слежка. Неизвестные присваивают банковский счет банкира и, одурманив сознание наркотиками, закапывают в могилу. Выбравшись из земли где-то на окраине бедного мексиканского городка, тот благодарит судьбу, что остался жив. Впрочем, все это, действительно, оказалось игрой, исполненной актерами, нанятыми младшим братом, чтобы расшевелить старшего.

Не остается сомнений, что Финчер и на этот раз хотел снять нечто большее, чем заурядный триллер, но создать оправданную логическую структуру ему не удалось. Нечто подобное произошло и с фильмом "Бойцовский клуб". Попытки современного человека динамизировать жизнь оборачиваются насилием и смещением всех моральных ориентиров.

Работая на традиционной для Голливуда территории жанрового кино, Финчер пытается внести элемент философичности в становящийся все более механистическим жанр триллера. Не все ему удается, и тем нее менее его фильмы зримо отличаются от картин других режиссеров, работающих сегодня в Голливуде.

Г. Краснова

Фильмография:

• "Чужой 3" (Alien 3), 1992;

• "Семь" (Seven), 1996;

• "Игра" (Game), 1998;

• "Бойцовский клуб" (Fight Club), 1999.

Библиография: Jones A Alien 3 //Film Review. 1992. Sept; Taubin A. The Allure of Decay//Sight SSound. 1996. Jan.

В начало энциклопедии