Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Режиссерская энциклопедия. Кино США.
Хоукс, Говард

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э

Хоукс, Говард

Хоукс, Говард (Hawks, Howard)

Режиссер, сценарист, продюсер. Родился 30 мая 1896 г. в Гошене (штат Индиана), умер 26 декабря 1977 г. Изучал инженерное дело в Корнелском университете.

Был летчиком в первую мировую войну, а в 1919 г. пришел в кинематограф, где работал сначала реквизитором, потом монтажером, сценаристом, ассистентом режиссера и, наконец, постановщиком. Сделал семь немых фильмов для фирмы "Фокс", из которых наибольшим успехом пользовалась "Девушка в каждом порту" (1928) - комедия о двух разбитных моряках, предающихся развлечениям на суше. Уже здесь наметилась важная для творчества Хоукса тема дружбы мужчин, преодолевающей все испытания. Однако подлинный успех пришел к этому режиссеру лишь в звуковой период и обрел он его в "фильмах мужского действия" - гангстерских, военных и вестернах.

Первым из них стал "Лицо со шрамом" (1932), в основу которого положена деятельность печально знаменитого Аль Капоне. Актер Пол Муни блестяще показал на экране возвышение и падение чикагского мафиози Тони Камонте - отнюдь не однозначного негодяя, а хитрого, ловкого, быстро приспосабливавшегося к меняющимся обстоятельствам человека, выбравшего в жизни не ту стезю. Картина отличалась изобретательностью визуальной стилистики: тень крадущегося человека с револьвером в руке стала классической, а насвистываемая им ария из "Лючии ди Ламмермур" Доницетти "Что может остановить меня в такой момент?" создавала впечатляющий контрапункт изображения и звука.

В 30-е годы Хоукс ставил также целую вереницу фильмов о войне и авиации, во многом используя свой опыт. Это и "Утренний патруль" (1930) - мрачная драма о подразделении летчиков, которых преследует смерть. И "Дорога к славе" (1936) - пронзительный рассказ об ужасах окопной жизни в первую мировую, по праву считающийся одним из лучших антивоенных фильмов в американском кино. И "Только у ангелов есть крылья" (1939) - картина о смельчаках, начавших доставку воздушной почты в Латинскую Америку на заре этого дела. И "Сержант Йорк" (1941, пр. "Оскар") - биография героя первой мировой войны, поставленная в назидание солдатам надвигающейся второй. Во всех этих лентах Хоукс не только варьировал уже упоминавшуюся тему крепкой мужской дружбы, но и отстаивал необходимость профессионализма и присутствия духа перед лицом каждодневной опасности и угрозы смерти.

Третья значительная линия в творчестве Хоукса - вестерны. Наиболее известны из них - два: "Красная река" (1947) и "Рио Браво" (1959). Первый - эпическое повествование о психологическом поединке между богатым скотоводом (Джон Уэйн) и его ггоиекшьш сыном (Монтгомери Клифт), в котором столкнулись жестокость, грубость и доброта, человечность. Эта дуэль разыгралась на фоне бескрайних просторов Америки, по которым гонят огромное стадо из Техаса в Канзас. Фильм отличался удивительной красотой натурных съемок.

В "Рио Браво", снятом уже в эпоху "нового вестерна", когда вовсю шел пересмотр на экране былых идеалов, режиссер, сохранив прежнего, пусть постаревшего, героя и исконную гуманистическую тему, превратил всех остальных персонажей жанра из масок в живых людей. Картину отличала тревожная тональность повествования, сдержанность по отношению к главному действующему лицу, окруженному теперь уже не столько восклицательными, сколько вопросительными знаками, концентрация мрачных подробностей и обстоятельств жизни.

Через все творчество Хоукса проходит его интерес к постановкам так называемых "подкрученных" комедий, зачинателем которых он стал. У него было весьма специфическое чувство юмора и в таких его лентах, как "Двадцатое столетие" (1934), "Воспитание Бэби" (1938), "Его девушка - Пятница" (1940), "Шар огня" (1942), "Я был военной невестой мужского рода" (1949), "Обезьяньи проделки" ("Пустое дело", 1952) персонажи вели себя не так как принято (действие чаще всего развертывалось в высшем обществе, где подобная эксцентричность была более позволительна) и их диалоги были также весьма нетрадиционны. Необычные, временами просто абсурдные и от этого еще более смешные, эти ленты и сегодня смотрятся так же хорошо, как и во время их выхода в свет.

Особняком стоит в творчестве Хоукса "черный" детективный фильм "Глубокий сон" (1946) вольная экранизация одноименного романа Реймонда Чандлера. Сценаристы, среди которых был и Уильям Фолкнер, полностью отказались от "потока сознания" главного героя, закадрового голоса, причудливости ракурсов и игры света и тени. Контрасты здесь иного рода и, прежде всего, между натурой и интерьерами. Лос-Анджелес, где, как известно, почти все дни - солнечные, показан под проливным дождем или клубящимся туманом - темный, порочный город, где зло подстерегает людей на каждом шагу. Интерьеры же домов, наоборот, светлы и изящно скомпонованы.

Дом книготорговца Гейгера об ставлен в причудливо восточном стиле. Тут Хоукс блестяще использовал сформировавшиеся в годы войны антиориенталисткие настроения американцев, ибо в их сознании восток ассоциировался не только с недавним противником - Японией, но и со всем необъяснимым, таинственным, извращенным. На этом фоне сложные отношения сыщика Филипа Марло (Хамфри Богарт) и красавицы-богачки Вивиан Стернвуд (Лорен Бокол) приобретают особую значительность и загадочность. (Надо сказать, что годом раньше эта пара появилась в другом фильме Хоукса "Иметь и не иметь" - по Хемингуэю, - но там особого успеха не имела).

Как и большинство его героев, Хоукс сам был профессионалом высшего класса, обладавшим собственной системой этических ценностей, где мужество и чувство собственного достоинства были неотъемлемыми компонентами. Он принимал самое деятельное участие в разработке сценариев почти всех своих картин, ставя мастерство повествования на первое место. И хотя визуальная стилистика не была главным предметом его забот - режиссер старался избегать вычурных ракурсов, монтажных эффектов, чрезмерной подвижности камеры, делая картины, в основном, на средних планах, удобных для зрителей, сидящих в креслах, - изобразительное решение многих поставленных им фильмов стало хрестоматийным. (У него работали лучшие операторы Голливуда: Грегг Толенд, Ли Гармс, Джеймс Уонг Хау, Тони Гаудио и др.) Хоукса прежде всего интересовал рассказ на экране и здесь он был подлинным мастером, умело создавая атмосферу и настроение, отличаясь неброской иронией и почти экзистенциальной страстью к показу людей в чрезвычайных обстоятельствах, которые они, в конце концов, преодолевают. Его фильмы по праву считаются мужскими и появляются там только те женщины, которые подобно героиням Лорен Бокол, придерживаются тех же жизненных правил, что и мужчины. Они, как и сам режиссер, тонко улавливали дух времени и старались ему соответствовать.

Е. Карцева

Фильмография:

• "Дорога к слове" (The Rood to Glory), 1926;

• "Похитители люлек" (The Cradle Snatchers), 1927;

• "Девушка в каждом порту" (A Girl in Every Port), 1923;

• "Последнее дело Трента" (Trent's Lost Cose), 1926;

• "Патруль на заре" (The Dawn Patrol), 1930;

• "Криминальный кодекс" (The Criminal Code). 1931;

• Толпа ревет" (The Crowd Roars), "Лицо со шрамом" (Scadace), 1932;

• "Сегодня мы живем" (Today We Live), 1933;

• "Двадцатый век" (Twentieth Century), 1934;

• "Борбари Кост" (Barbary Coast), "Видимость ноль" (Ceiling Zero), 1935;

• "Дорога к славе" (The Road to Glory), "Приди и получи это" (Come and Get It), 1936;

• "Воспитание Бэби" (Bringing up Baby), 1938;

• "Только у ангелов есть крылья" (Only Angels Hove Wings), 1939;

• "Его девушка Пятница" (His Girl Friday), 1940;

• "Сержант Йорк" (Sergeant York), 1941;

• "Шар огня" (Ball oi Fire), 1942;

• "Воздушные силы" (Air Force), 1943;

• "Иметь и не иметь" (То Have and Have Not), 1945;

• "Глубокий сон" (The Big Sleep), 1946;

• "Красная реко" (Red River), 1947;

• "Рождается песня" (A Song is Born), 1948;

• "Я был военной невестой мужского рода" (I was а Male War Bride), 1949;

• "Большое небо" (The Big Sky), 1952;

• "Пустое дело" (Monkey Business), "Джентльмены предпочитают блондинок" (Gentlemen Prefer Blondes), 1953;

• "Земля фараонов" (Land of Phoraons), 1955;

• "Рио Браво" (Rio Bravo), 1959;

• "Хатари" (Hatori), 1962;

• "Любимый спорт мужчины?" (Man's Favorite Sport?), 1964;

• "Красная линия 7000" (Red Line 7000), 1965;

• "Эльдорадо" (El Dorado), 1967;

• "Рио Лобо" (Rio Lobo), 1970.

Библиография: Bogdanovich P. The Cinema of Howard Hawks. N.Y. 1962; Missiaen J. Howard Hawks. Englewood Cliffs (N.J.). 1972; Mast G. Howard Hawks: Storyteller. N.Y.- 1982; McCarthy T. Phontom Howks //Film Comment. 1982. Sept.-Oct.

В начало энциклопедии