Приглашаем посетить сайт
Дмитрык, Эдвард
Дмитрык, Эдвард (Dmytryk, Edward)
Режиссёр, продюсер. Родился 4 сентября 1908 г. в г. Гранд Форкс (Канада) в семье украинских иммигрантов. Окончил Калифорнийский технологический институт.
Один из печально знаменитой "Голливудской десятки", чья творческая судьба была сломана тюремным заключением "за неуважение к Конгрессу" во время "Суда над Голливудом", организованным Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности в период маккартизма в США.
Кино Эдвард полюбил с детства, после того, как семья переехала в Калифорнию. Уже в 15 лег он начал работать посыльным в Голливуде, потом ассистентом, на практике осваивая различные стадии создания фильма. В 1935-м сам поставил "Ястреб", но внимание на себя обратил лишь восемь лет спустя картиной "Дети Гитлера". Это была мелодрама о жизни немецкой семьи в Германии в период прихода к власти фашизма. Не обладая большими художественными достоинствами, она пользовалась успехом хотя бы потому, что не изображала нацистов круглыми идиотами, как это было принято в американском кино периода второй мировой войны.
Успех и слава пришли к режиссеру лишь в 1947-м, когда появился его фильм "Перекрестный огонь". Первая же сцена картины свидетельствовала о неординарной визуальной стилистике ее создателей. Небольшая комната, освещенная тусклым светом ночника, причудливо колышашиеся тени на стене. Трое жестоко, насмерть, бьют одного и уходя, оставляют неподвижное мертвое тело, Все остальное действие этого социального детектива - попытка раскрыть не только кто убил, но и почему. В финале выясняется, что инициатором преступления был скрытый психопат (Роберт Райен), ярый антисемит, ненавидевший демобилизованного ветерана войны лишь за его еврейское происхождение. Подробно показывая места, где развертывается действие: ночной кинотеатр, низкопробный бар, военную гостиницу - и все это в глухое ночное время, "Перекрестный огонь" явно нес на себе следы влияния итальянского неореализма.
1947-й - год наивысшего триумфа Дмитрыка - оказался и переломным для его творческой карьеры. По доносу режиссера Сэма Вуда он был вызван в октябре на заседание Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, ссылаясь на Пятую поправку к Конституции США, отказался отвечать на заданные ему вопросы о коммунистических взглядах и принадлежности к компартии, после чего был посажен в тюрьму за неуважение к Конгрессу. Освободившись, немедленно уехал в Англию, где поставил три картины, в том числе и социальную - "Даждь нам днесь", во многом отражавшую его раздумья того периода. Это -экранизация романа П. Ди Донато "Христос и каменщики" - об итальянских иммигрантах в Нью-Йорке периода кризиса 1929 года. Оправдывая штрейхбрейхера, предавшего своих товарищей, эта лента во многом свидетельствовала о тех мыслях по поводу собственной судьбы, которые одолевали режиссера. Положение изгнанника его не удовлетворяло. Да и перед глазами были примеры коллег, оказавшихся не столь принципиальными, и продолжавшими процветать в Голливуде. И когда в 1951-м Дмитрыка вновь вызвали на заседание все той же Комиссии, он не выдержал и дал показания против нескольких кинематографистов. Его тотчас же вычеркнули из "черного списка" и предоставили работу в американском кино. Но теперь сломался он сам. Этот высокий красивый человек с обаятельной улыбкой перестал уважать себя и дело, которым занимался.
Уже первый же, поставленный после этого фильм - "Снайпер" (1952) - особенно проигрывал по сравнению с "Перекрестным огнем". Это снова была картина об убийце-психопате, на этот раз убивавшем блондинок, но она была полностью лишена не только малейшего социального подтекста, но и какоголибо визуального мастерства. А "Молодые львы" (1958) вообще стали примером самых расхожих штампов массовой продукции. В одноименном романе Ирвинга Шоу, переведенном и на русский язык, одного из героев - Ноя - убивали в последние минуты войны. Его убийца - немей - сам пал при этом от пули другого американца. В этой гибели двух враждующих солдат в самый канун мира был особый трагизм. В фильме же погибал лишь ариец, а "джи-ай" живым и невредимым возвращался в Нью-Йорк, где его радостно встречали жена и малышкадочь.
В вестерне "Уорлок" (1959) шериф, призванный защищать закон до самого последнего момента покрывает своего ближайшего друга, убившего аж сорок пять человек! В картине "Куда ушла любовь" (1964) подробно смакуется история убийства дочерью известной кинозвезды Ланы Тернер любовника матери - знаменитого гангстера. Все эти лен ты, как и остальные, им поставленные, пользовались неизменным коммерческим успехом, но никогда больше не привлекали внимания критиков. С середины 70-х Дмитрык фильмов уже не ставил. Написал автобиографическую книгу "Жизнь - это ад, но жить в общем-то неплохо" (1979), а также труды по кино: "О режиссуре" (1984). "Кино: теория и практика". Выступил в качестве самого себя в монтажных лентах "Суд над Голливудом" (1976) и "50 лет в режиссуре" (1986). Был женат на актрисе Джин Портер.
Е. Карцева
Фильмография:
• "Ястреб" (The Hawk), 1935;
• "Телевизионный шпион" (Television Spy), 1939;
• "Мой первый роман" (My First Romance);
• "Золотые перчатки" (Golden Gloves), 1940;
• "Дьявол командует" (The Devil Commands), 1941;
• "Контршпионаж" (Counter Espionage), 1942;
• "Дети Гитлера" (Hitler's Children), 1943;
• "Убивай, моя милая" (Murder, My Sweet), 1944;
• "Назад к Батаану" (Back to Bataan), 1945;
• "Так хорошо запомнившееся" (So Well Remembered), 1956;
• "Перекрестный огонь" (Crossfire), 1947;
• "Наваждение" ( Obsession), 1948;
• "Даждь нам днесь" (Give Us This Day), 1949;
• "Мятеж" (Mutiny), "Снайпер" (The Sniper), 1952;
• "Жонглер" (The Juggler), Израиль, 1953;
• "Сломанная пика" (The Broken Lance), "Мятеж на "Каине" (The Coine Mutiny);
• "Солдат удачи" (Soldier of Fortune);
• "Левая рука бога" (Left Hand of God);
• "Конец любовной связи" (The End of Affair), 1955;
• Тора" (The Mountain), "Округ Рейнтри" (The Raintree Country), 1957;
• "Молодые львы" (The Young Lions), 1958;
• "Уорлок" (Warlock);
• "Голубой ангел" (The Blue Angel), 1959;
• "Упирающйся святой" (The Reluctant Saint);
• "Иди по дикой стороне" (Walk on the Wild Side), 1962;
• "Корпетбеггеры" (The Carpetbaggers);
• "Куда ушла любовь" (Where Love Has Gone), 1964;
• "Мираж" (Mirage), 1965;
• "Альварес Келли" (Alvarez Kelly), 1966;
• "Анцио" (Anzio), "Шалако" (Shalako), 1968;
• "Синяя борода" (Bluebeard), 1972;
• "Человеческий фактор" (The Human Factor), 1975;
• "Он - мой брат" (He is My Brother), 1975;
в качестве самого себя появился в фильмах:
"Суд над Голливудом" (Hollywood on Trial), и "50 лет в кино" (50 Years of Action), 1986.
Сочинения: Dmylryk Е. It's a Hell of Life but Not a Bad Living. N.Y. 1979; Dmytryk E. On Directing. N.Y. 1984; Dmylryk: E. Cinema: Concept and Practice. N.Y. 1986.
Библиография: Кан Г. Прогрессивные деятели Голливуда перед судом. М. 1949; Tozzi R. Edward Dmylryk / Film in Review. 1962. Febr.