Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ПРОРВА

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРОРВА

«ПРОРВА», Россия-Франция, Проект-Кампо/Паримедиа (Франция)/Ритм (Мосфильм), 1992, цв., 108 мин.

Ретро, историко-социальная мело-драма.

Драма бывшей дворянки, ставшей в 30-е годы женой сотрудника НКВД, и почти анекдотическая история о том, как для парада маршалу Буденному готовили ретивого жеребца и, в конце концов, «подсунули» проверенную кобылу. Показаны реалии жизни верхушки Госбезопасности, их обычная и «сладкая» жизнь со своими радостями, интригами, изменами и трагедиями: Россия, что прорва, которая засасывает и уничтожает. Уткнувшись в тупик депрессивно-унылой бесформенности и «чернухи», перестроечный кинематограф вдруг совершает парадоксальный поворот «назад, к Большому стилю». И.Дыховичный в «Прорве» вроде бы использует сталинский дизайн в качестве фона для ортодоксально-разоблачительного сюжета, где есть холопская энкавэдэшная элита, чистый и талантливый юноша-поэт, который кончает с собой, героиня из бывших, всеми силами души ненавидящая эту прогнившую жизнь. Но при этом режиссер строит картину как своего рода фильм-концерт, безостановочно обрушивая на зрителя каскад эстетских аттракционов тоталитарной эпохи. Марш сменяется сладким шансоном, балетный номер чечеткой, золотые скульптуры фонтана «Дружба народов» мозаичными плафонами станции метро «Маяковская». Экстатический, радостный полет к абсолютному счастью, запечатленный в образах всех искусств от архитектуры до музыки, присутствует в каждом кадре, сообщая изображению ту невероятную энергетику, которая, подобно золотому сиянию, застит драматические перипетии сюжета. Стиль одерживает здесь впечатляющую победу над идеологией, а инстинкт эстетического самосохранения кинематографа берет верх над социальной рефлексией.

В ролях: Уте Лампер, Александр Феклистов (см. ФЕКЛИСТОВ Александр Васильевич), Наталья Коляканова (см. КОЛЯКАНОВА Наталья Борисовна), Екатерина Рыжикова, Елена Антонова (см. АНТОНОВА Елена), Алексей Кортнев (см. КОРТНЕВ Алексей), Петр Зайченко (см. ЗАЙЧЕНКО Петр Петрович), Евгений Сидихин (см. СИДИХИН Евгений Владимирович), Дмитрий Дыховичный, Сергей Маковецкий (см. МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич), Александр Балуев (см. БАЛУЕВ Александр Николаевич), Игорь Угольников (см. УГОЛЬНИКОВ Игорь Станиславович), Юрий Одиноков, Андрей Николаев (см. НИКОЛАЕВ Андрей).

Режиссер: Иван Дыховичный (см. ДЫХОВИЧНЫЙ Иван Владимирович).

Авторы сценария: Надежда Кожушаная (см. КОЖУШАНАЯ Надежда Павловна), Иван Дыховичный (см. ДЫХОВИЧНЫЙ Иван Владимирович).

Оператор: Вадим Юсов (см. ЮСОВ Вадим Иванович).

Художник-постановщик: Владимир Аронин (см. АРОНИН Владимир Сахнович).

Композитор: Юрий Буцко (см. БУЦКО Юрий).

Используемая музыка: Александр Цфасман (см. ЦФАСМАН Александр Наумович), Александр Варламов, Перголези.

Исполнение песен: Алексей Кортнев (см. КОРТНЕВ Алексей), Уте Лампер.

Звукорежиссер: Екатерина Попова (см. ПОПОВА Екатерина Джоновна).

Продюсеры: Клод Резиус, Пьер Риваль, Александр Шкодо.

Призы кинопрессы за 1992 год: «За лучший фильм», «За фильм, определяющий киностиль года», «За лучшую женскую роль» (Уте Лампер); Премия «Золотой Овен» за 1992 год автору сценария (Н.Кожушаная) в номинации «Открытие года»; Приз Киноаакадемии «Ника-92» оператору (В.Юсов); Номинация на приз «Ника-92» по категориям: «Лучшая женская роль» (У.Лампер), «Лучшая режиссерская работа» (И.Дыховичный), «Лучшая музыка к фильму» (Ю.Буцко); Приз РКФ «Созвездие-93» за выдающуюся съемку исполнителей (оператор В.Юсов); Специальное упоминание (Н.Кожушаной) II МКФ женского кино в Минске-93.

В начало энциклопедии