Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ

«ЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ» (Falsche Bewegung) ФРГ, 1974, 102 мин.

Экзистенциальная драма.

Название программно для творчества Вима Вендерса. Оно даже повторяется - в начале и в конце фильма, чтобы метафизически подчеркнуть: герой проделал круг и понял, что его бегство от себя, лихорадочные попытки изменить жизнь - всего лишь ложное движение. Картина снята по мотивам романа «Годы ученичества Вильгельма Мейстера» Гeте, а сценарий написан австрийцем Петером Хандке, талантливым представителем «новой» германоязычной литературы. В ленте ощутимо также и иное «немецкое» влияние - замечательный образ далеко открывающихся просторов Северного Рейна вызывает в памяти строчки Гейне. Но наряду с этим режиссер переосмысливает традиции «кинематографа некоммуникабельности» Микеланджело Антониони, творчески воспринимает мотив дороги, путешествия, беспечного и бесцельного странствия в его американском варианте road movie. Темп и ритм картины намеренно замедлены, заторможены, рождают действительное ощущение движения на холостом ходу или бега на месте. В предыдущей ленте Вендерса «Алиса в городах» городские виды за окнами машины стремительно сменялись в стиле американизированных французов из «новой волны» - Жан-Люка Годара, Франсуа Трюффо, Луи Маля. В фильме «Ложное движение» долгие проезды камеры Робби Мюллера могут напомнить знаменитые трэвеллинги Саша Вьерни из ранних произведений Алена Рене.

Правда, их смысл совершенно другой: Вим Вендерс не стремится проникнуть в глубь мятущегося сознания своего героя, который ищет утраченную гармонию с собой и миром. Скорее, режиссер пытается вывести его вовне, вписать в окружающую действительность (одна из новаторских сцен - длительное следование камеры за персонажами, гуляющими по-над Рейном). Из созерцания изменчивой реальности (тут сказывается увлечение Вендерса японским кино, прежде всего лентами Ясудзиро Одзу) герой должен вынести желание самоусовершенствования, становления собственной души. Поэтому не случайно в финале он направляет любительскую кинокамеру на самого себя: годы ученичества и странствий кончились - пришла пора самопознания, постижения истины в себе и бытии. В то же время режиссер в своей трактовке романа Гeте спорит с ироническим выпадом Годара в финале фильма «Китаянка» против романтического образа Мейстера. Роль Миньон великолепно сыграла четырнадцатилетняя Настасья Накшиньски (еще под своей настоящей фамилией), будущая «звезда» Настасья Кински. Она снимется у Вендерса еще дважды в других его работах о человеческом комплексе «ложного движения», между прочим, созданных почти с равным промежутком в 9-10 лет - «Париж, Техас» (1984) и «Так далеко, так близко» (1993).

Сергей Кудрявцев

В ролях: Рюдигер Фоглер, Ханна Шигулла (см. ШИГУЛЛА Ханна), Ханс Кристиан Блех, Настасья Накшиньски (см. КИНСКИ Настасья), Иван Десни, Петер Керн.

Режиссер Вим Вендерс (см. ВЕНДЕРС Вим).

В начало энциклопедии