Приглашаем посетить сайт
ПУДОВКИН ВСЕВОЛОД ИЛЛАРИОНОВИЧ
ПУДОВКИН Всеволод Илларионович (28.02.1893, Пенза - 30.06.1953, Дубулты, Латвия), режиссер, актер, сценарист, художник. Народный артист СССР (1948), лауреат Сталинских премий (1941, 1947, 1951).
В 1914 окончил отделение естественных наук физико-математического факультета МГУ. Участвовал в первой мировой войне: был в плену. С 1919 - химик московского завода «Фосген № 1» и студент мастерской В. Гардина в Госкиношколе. Будучи студентом, Пудовкин начал принимать участие в создании фильмов. Как актер он снимался с 1920, в том числе в картине Гардина «Серп и молот» (1921), на которой был и сорежиссером. Вместе с Гардиным поставил пропагандистский фильм «Голод. Голод. Голод» (1921), написал сценарий ленты «Слесарь и канцлер» (1923, по пьесе А. В. Луначарского). В 1922-1925 учился в мастерской Л. Кулешова, в фильмах которого «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) и «Луч смерти» (1925) исполнял острохарактерные роли, был соавтором сценариев и художником.
Самостоятельную режиссерскую работу Пудовкин начал в 1925 на студии «Межрабпом-Русь» эксцентрической короткометражкой «Шахматная горячка» (1925, совместно с Н. Г. Шпиковским) и научно-популярной лентой «Механика головного мозга» (1926). Вершиной творчества Пудовкина стали его фильмы второй половины 1920-х годов: «Мать» (1926, по М. Горькому), «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингис-хана» (1928, в международном прокате - «Буря над Азией»), которые образовали трилогию о революционных переменах в начале 20 в. Отличие Пудовкина от других мастеров монтажно-поэтического кинематографа 1920-х годов заключается в индивидуализированном (а не только типажном) показе героев на экране, внимательной работе с актерами, дотошной проработке деталей в кадре. Вместе с оператором А. Д. Головней Пудовкин добивался изобразительно выверенного кинематографического эффекта. Актерская работа Пудовкина в экранизации «Живого трупа», осуществленной в 1929 Ф. А. Оцепом, демонстрирует высокий уровень проникновения в психологию Федора Протасова, по собственной воле выключившего себя из жизни.
Попытка Пудовкина применить методы монтажного кинематографа для исследования психологического состояния человека в фильме «Простой случай» (1932, сценарий А. Г. Ржешевского) привела к неоднозначному художественному результату. Картина стала странным симбиозом экспериментаторских наворотов и заурядной истории измены в семье красного командира. Режиссер подвергся резкой критике, в том числе за упорное следование устаревшей стилистике немого кино, поэтому срочно был вынужден сделать идеологически и эстетически правильную картину «Дезертир» (1933) о революционной борьбе рабочего класса Германии.
Пудовкин с трудом приспосабливался к требованиям повествовательного кинематографа 1930-х годов и только в 1938 создал пафосную «Победу» (1938, совместно с М. И. Доллером) о доблестных покорителях стратосферы. Большинство последующих лент Пудовкина относятся к биографическому жанру: «Минин и Пожарский» (1939, с Доллером), «Суворов» (1941, с Доллером) - за оба фильма Сталинская премия 1941 года, «Адмирал Нахимов» (1947, Сталинская премия), «Жуковский» (1950, с Д. И. Васильевым, приз Карловарского кинофестиваля; Сталинская премия за 1951 год). Особенно был удачен «Суворов» (в главной роли Н. П. Черкасов).
Антифашистская картина «Убийцы выходят на дорогу» (1942, с Ю. В. Таричем) во избежание аллюзий со сталинской диктатурой даже не была представлена на просмотр для высшего руководства и запрещена нижестоящими инстанциями. Пафосные военные драмы - новелла «Пир в Жирмунке» (с Доллером) в «Боевом киносборнике № 6» (1941) и «Во имя Родины» (1943, с Васильевым, по пьесе «Русские люди» К. М. Симонова, Пудовкин сыграл также роль немецкого офицера), как и послевоенные социальные киноповести («Три встречи», 1948, выпуск - 1950, с С. И. Юткевичем и А. Л. Птушко) и «Возвращение Василия Бортникова» (1953, по роману «Жатва» Г. Е. Николаевой), не лишены тенденциозности искусства сталинской эпохи, хотя и отличаются характерным для Пудовкина интересом к людским судьбам. На протяжении почти всей своей творческой жизни Пудовкин не прекращал актерской деятельности. Его последней значительной ролью стал Юродивый в «Иване Грозном» (1945) С. М. Эйзенштейна. Пудовкин был крупнейшим кинотеоретиком своего времени. Его книги «Кинорежиссер и киноматериал» (1926), «Киносценарии. Теория сценария» (1926), «Актер в фильме» (1934), теоретические статьи переводились на многие языки мира.
1921 СЕРП И МОЛОТ (см. СЕРП И МОЛОТ (1921)) актер, режиссер
1923 СЛЕСАРЬ И КАНЦЛЕР автор сценария
1924 НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МИСТЕРА ВЕСТА В СТРАНЕ БОЛЬШЕВИКОВ актер, художник
1925 ЛУЧ СМЕРТИ художник, автор сценария, актер
1925 ШАХМАТНАЯ ГОРЯЧКА режиссер
1926 МАТЬ (см. МАТЬ (1926)) актер, режиссер
1927 КОНЕЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА актер, режиссер
1928 ПОТОМОК ЧИНГИС-ХАНА режиссер
1929 ВЕСЕЛАЯ КАНАРЕЙКА актер
1929 ЖИВОЙ ТРУП (см. ЖИВОЙ ТРУП (1929)) актер
1929 НОВЫЙ ВАВИЛОН актер
1930 ПРОСТОЙ СЛУЧАЙ режиссер
1933 ДЕЗЕРТИР (см. ДЕЗЕРТИР (1930)) режиссер
1939 МИНИН И ПОЖАРСКИЙ режиссер
1940 СУВОРОВ режиссер
1941 ПИР В ЖИРМУНКЕ режиссер
1942 УБИЙЦЫ ВЫХОДЯТ НА ДОРОГУ режиссер, автор сценария
1943 ВО ИМЯ РОДИНЫ актер, режиссер
1943 ЮНЫЙ ФРИЦ актер
1944-1945 ИВАН ГРОЗНЫЙ актер
1946 АДМИРАЛ НАХИМОВ режиссер, актер
1948 ТРИ ВСТРЕЧИ режиссер
1950 ЖУКОВСКИЙ режиссер
1952 ВОЗВРАЩЕНИЕ ВАСИЛИЯ БОРТНИКОВА режиссер