Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
РАДУГА (СССР)

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РАДУГА (СССР)

«РАДУГА», СССР, Киевская киностудия, 1943, ч/б, 91 мин. Драма по одноименной повести Ванды Василевской.

«Не смей трогать бога! Он не твой, а наш!» - возмутились крестьяне предателем-старостой, перед тем как предать нечестивца праведному суду. «Не суди и не судим будешь», - еще не слышанная заповедь в этом захваченном фашистами селе, никчемная для народа, идущего через ледяную пустыню страха и мщения. Манна небесная - белые купола красноармейцев-парашютистов - далеко впереди. И пока вся надежда на радугу в зимнем небе.

«Радуга - доброе предзнаменование», повторяли реальные люди реальным январем 1943 года по всей оккупированной России и Украине. Радуга сияла зыбким светом, ледяными каплями слез. В фильме изморозь на голых, выбеленных ступнях висельников откликалась на радужное семицветие, лед въедался в пятки трупа, лежащего у проруби. Красноармейцев запрещено было хоронить, и старая Федосья каждый день украдкой приходила сюда проведать убитое дитя (актриса Е. Тяпкина во время съемок получила похоронку на своего сына). Зиму, заиндевелось воздуха, бескрайние снежные пустоши и холмы снимали на киностудии жаркого Ашхабада. Кадры оператора Б. Монастырского дышали холодом замороженных душ. Режиссер М. Донской спрашивал своих самых маленьких исполнителей: «Что ты будешь делать, если придет фашист?» - но появление актера в немецкой форме застало детей врасплох перед камерой. Ужасом и плачем. Перед режиссером стояла задача создать антифашистский плакат. Но клише без полутонов оборачивалось реальностью, когда повседневностью становились нечеловеческие жестокость и боль. Кадры «Радуги» не были преувеличением для свидетелей и жертв, но превышали грань дозволенного в искусстве. Натурализм становился у Донского эстетикой, а эстетика выводила на новый уровень обобщений: плакат оказывался иконой. И когда кто-то на экране поднимал руку в крестном знамении, колючая проволока становилась терновым венцом, а сарай, где была заперта немцами партизанка, вернувшаяся в деревню рожать, - яслями в ожидании волхвов. Но волхвы не приходили. Они смотрели сквозь продушины окон, как Богоматерь вели на крест, не дожидаясь появления Сына: Олену в одной рубашке, с выпирающим огромным животом, гнали по дороге, и снова на голых ступнях искрился снег, обласканный лунным светом. На высокий холм она взбиралась с младенцем на руках, когда на снегу проступили стигматы оттепели и у проруби оттаяло тело старухиного сына. А другой ребенок, мальчик, посланный матерью на помощь Олене, раскинув руки, уже повис на колючей проволоке. И младшие дети вместе с матерью утаптывали землю на его могиле, вырытой в сенях, словно танцевали обрядовый танец из времен поклонения радуге.

Никто не воскресал на Руси из мертвых. Но круговорот природы шел своим чередом, и проснувшийся от дрмы Ярило был подтверждением народной ярости. «Опаленный ненавистью и любовью», мир вдохнул полной грудью морозный воздух над Бабьим Яром. Язычество, сопряженное с христианством, выглядело разгадкой таинственной большевистской души. Президент Рузвельт в благодарственной телеграмме Марку Донскому сообщал «Понял все почти без перевода». Критик, в будущем режиссер, Де Сантис писал с ясностью политического воззвания: «Это шедевр, какие редко встречаются!». Фильм получил Сталинскую премию первой степени (1944, удостоены режиссер М. Донской, актрисы Н. Ужвий, Н. Алисова), высший приз ассоциации кинокритиков США (1944).

В ролях: Наталия Ужвий (см. УЖВИЙ Наталия Михайловна), Нина Алисова (см. АЛИСОВА Нина Ульяновна), Елена Тяпкина (см. ТЯПКИНА Елена Алексеевна), Валентина Ивашева (см. ИВАШЕВА Валентина Семеновна), Антон Дунайский (см. ДУНАЙСКИЙ Антон Васильевич), Анна Лисянская (см. ЛИСЯНСКАЯ Анна Григорьевна), Ганс Клеринг (см. КЛЕРИНГ Ганс), Владимир Чобур (см. ЧОБУР Владимир Иванович), Николай Братерский (см. БРАТЕРСКИЙ Николай Феликсович), Нина Ли (см. ЛИ Нина Алексеевна), Витя Виноградов, Алик Летичевский, Эмма Перельштейн, Вова Пономарев.

Режиссер: Марк Донской (см. ДОНСКОЙ Марк Семенович). Автор сценария: Ванда Василевская (см. ВАСИЛЕВСКАЯ Ванда Львовна). Оператор: Борис Монастырский (см. МОНАСТЫРСКИЙ Борис Савельевич). Художник-постановщик: Валентина Хмелева (см. ХМЕЛЕВА Валентина Ивановна). Композитор: Лев Шварц (см. ШВАРЦ Лев Александрович). Звукорежиссер: Александр Бабий (см. БАБИЙ Александр).

В начало энциклопедии