Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
РЕНЕ АЛЕН

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РЕНЕ АЛЕН

РЕНЕ (Resnais) Ален (р. 03 июня 1922), французский кинорежиссер. Лидер философского направления в авторском кино Франции.

Родился в городе Ван на северо-западе страны. Закончив среднюю школу, на рубеже 40-х годов переезжает в Париж. После двух лет учебы на актерских курсах поступает в киношколу ИДЕК, где получает профессию монтажера. С детства интересуясь кинематографом, в 14 лет снимает свой первый любительский фильм «Фантомас»; в 1946 делает еще два несохранившихся неигровых фильма. Путь в кинорежиссуре начинает с документальных картин, посвященных судьбам художников и их творчеству: «Ван Гог» (1948, приз за лучший документальный фильм на МКФ в Венеции, премия «Оскар», 1950), «Гоген» (1950). Внимание общественности обратил на себя пронизанный страстным антивоенным пафосом фильм о шедевре П. Пикассо «Герника» (1950, совместно с Р. Эссансом; Гран-при МКФ в Пунта дель Эсте, 1952); антиколониалистская тональность ленты о негритянской скульптуре «Статуи тоже умирают» (1953, совместно с К. Маркером; премия Жана Виго, 1954) привела к цензурным преследованиям. Широкий международный резонанс получил снятый по сценарию Ж. Кейроля фильм о концлагере Дахау «Ночь и туман» (1955, премия Жана Виго, 1956). В 50-е годы, осуществляя постановки еще нескольких документальных лент (наиболее примечательная из них - «Вся память мира», 1956, посвященная сокровищам Национальной библиотеки Франции), Рене сближается с «группой тридцати», сплотившей прогрессивных кинематографистов в борьбе за радикальное обновление национального кино; творческое ядро этой группы впоследствии приобрело известность по именем «новой волны», в русле которой на рубеже 60-х годов стало восприниматься и творчество Рене - создателя игровых фильмов.

Не разделяя экстремистских взглядов ряда деятелей этого направления, режиссер был солидарен с идеологами «новой волны» в главном: в понимании кино как уникального зеркала реальности, как «правды двадцать четыре раза в секунду» по выражению Годара. Принципиальное своеобразие его собственного творчества определялось глубиной философского видения действительности, роднившей произведения Рене с поисками литературного авангарда Франции этой поры: прозой Ж. -П. Сартра и А. Камю, экзистенциальными этюдами М. Дюрас и С. де Бовуар, так называемым «новым романом» А. Роб-Грие и др. Основным содержанием фильмов режиссера на протяжении всего его пути неизменно остается человеческое сознание, сложность, противоречивость, парадоксальность его природы, причудливые механизмы памяти. Его герои - плоть от плоти своего трагического времени, будь то француженка из послевоенного Невера и японец, чудом избежавший ядерной бомбардировки Хиросимы - в дебюте режиссера на ниве игрового кино «Хиросима, моя любовь» (1959, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне), мужчина и женщина из аристократического круга, год назад якобы встретившиеся на некоем курорте в Мариенбаде - в его следующей ленте « В прошлом году в Мариенбаде» (1961, по одноименному роману А. Роб-Грие; Гран-при МКФ в Венеции), стареющая женщина из Булони и молодой француз, терзаемый призраками кровавых злодеяний колониальных войск в Алжире («Мюриэль, или Время возвращения», 1963; премия критики МКФ в Венеции, 1963), испанский подпольщик, день за днем продолжающий рисковать жизнью в борьбе с франкистским режимом по заданиям коммунистического центра в эмиграции - центра, вожди которого, кажется, утратили реальное представление о настроениях народных масс на горячо любимой ими родине («Война окончена», 1966; премия ФИПРЕССИ МКФ в Канне).

В последующих фильмах отягощающее существование персонажей неизбывное бремя совести будет приводить их на грань небытия, а сами ленты - превращаться в разновидность несколько рассудочной игры со временем («Люблю тебя, люблю», 1968; «Провидение», 1977; снят в Великобритании по сценарию Д. Мерсера; премия «Сезар»), однако, озабоченность художника проблемами добра и зла, войны и мира, нравственности и аморализма остается внутренне присущим ему знаком («Мой американский дядюшка», 1980, премия ФИПРЕССИ и специальный приз МКФ в Канне; «Жизнь - роман», 1983; «Любить до смерти», 1984). К несомненным заслугам режиссера можно отнести мастерскую «театрализацию» экранных форм («Мело», 1986, по пьесе А. Бернштейна), а также изящные иронические этюды о нравах своих соотечественников и современных американцев в фильмах «Я хочу домой» (1989) и «Курить/Не курить» (1993).

Николай Пальцев

Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Большой специальный приз» (единогласно) за 1980 год

Премия «СЕЗАР» в номинации «Лучший фильм» за 1993 год

Премия «СЕЗАР» в номинации «Режиссер» за 1993 год

Специальный приз за творчество Берлинского кинофестиваля за 1994 год

1936 AVENTURE DE GUY, L" режиссер

1946 OUVERT POUR CAUSE D"INVENTAIRE режиссер

1946 SCHEMA D"UNE IDENTIFICATION режиссер

1947 ALCOOL TUE, L" режиссер

1947 BAGUE, LA режиссер

1947 JOURNEE NATURELLE / VISITE А MAX ERNST режиссер

1947 LAIT NESTLE, LE режиссер

1947 PORTRAIT D"HENRI GOETZ режиссер

1947 VAN GOGH режиссер

1947 VISITE A CESAR DOMELA режиссер

1947 VISITE A FELIX LABISSE режиссер

1947 VISITE A HANS HARTNUNG режиссер, оператор, монтаж

1947 VISITE A LUCIEN COUTAUD режиссер

1947 ransfo transforme l"energie du pyrium

1947 VISITE A OSCAR DOMINGUEZ режиссер

1948 CHATEAUX DE FRANCE режиссер, сценарий

1948 ean Effel (TV)

1948 JARDINS DE PARIS, LES режиссер, монтаж

1948 MALFRAY режиссер, оператор, монтаж

1948 VAN GOGH режиссер

1950 GAUGUIN режиссер, оператор, монтаж

1950 GUERNICA режиссер, оператор, монтаж

1952 SAINTropez, devoir et vacances / Saint-Tropez

1952 DEVOIRS DE VACANCES монтаж

1952 PICTURA режиссер

1953 ux frontieres de l"homme

1953 STATUES MEURENT AUSSI, LES режиссер, монтаж

1955 UNE VISITE монтаж

1955 NUIT ET BROUILLARD / NIGHT AND FOG режиссер

1956 POINTE COURTE, LA монтаж

1956 TOUTE LA MEMOIRE DU MONDE режиссер, монтаж

1957 OEIL DU MAITRE, L" монтаж

1957 MYSTERE DE L"ATELIER QUINZE, LE режиссер

1958 BROADWAY BY LIGHT монтаж

1958 CHANT DU STYRENE, LE режиссер

1959 NOVEMBRE A PARIS монтаж

1959 HIROSHIMA MON AMOUR (см. ХИРОСИМА, МОЯ ЛЮБОВЬ) режиссер

1961 ANNEE DERNIERE A MARIENBAD, L" / LAST YEAR AT MARIENBAD режиссер, сценарий

1963 MURIEL / MURIEL, OR THE TIME OF RETURN, TIME OF RETURN, THE режиссер, монтаж

1966 GUERRE EST FINIE, LA / WAR IS OVER, THE режиссер

1967 LOIN DU VIETNAM / FAR FROM VIETNAM режиссер

1968 CINETRACTS режиссер

1968 JE T"AIME, JE T"AIME режиссер, сценарий

1972 AN 01, L" (NEW YORK SCENES) режиссер

1974 STAVISKY.. режиссер

1977 PROVIDENCE режиссер

1980 MON ONCLE D"AMERIQUE режиссер

1983 VIE EST UN ROMAN, LA / LIFE IS A BED OF ROSES режиссер

1984 AMOUR A MORT, L" режиссер

1986 MELO режиссер, сценарий

1989 I WANT TO GO HOME режиссер

1991 CONTRE L"OUBLI / AGAINST OBLIVION, режиссер

1991 LEST WE FORGET режиссер

1992 GERSHWIN режиссер

1993 SMOKING/NO SMOKING режиссер

1997 ON CONNAIT LA CHANSON / SAME OLD SONG режиссер

2003 Pas sur la bouche режиссер

В начало энциклопедии