Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Энциклопедия кино (2010)
РОГОЖКИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РОГОЖКИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

РОГОЖКИН Александр Владимирович (р. 3 октября 1949, Ленинград), российский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ.

В 1971-1972 годах Александр Рогожкин работал художником на Ленинградском телевидении. Высшее образование он получил в 1972 году на историческом факультете Ленинградского университета по специальности историк-искусствовед. Затем, до 1977 года Рогожкин работал художником-декоратором на киностудии «Ленфильм». Параллельно работе он учился на художественно-графическом факультете Ленинградского педагогического института имени Герцена. В 1982 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С. Герасимова) и начал работать режиссером и сценаристом.

Режиссерский дебют Рогожкина состоялся в 1985 году. Первым его фильмом была традиционная советская военная драма «Ради нескольких строчек». Позднее он снял кинокомедию «Мисс миллионерша» (1988). Но в полной мере дарование Рогожкина развернулось в перестроечные годы. Фильм «Караул» (1989) поднял тему о насилия в армии. Снятый в жесткой черно-белой манере, «Караул» оказался одним из самых впечатляющих перестроечных фильмов. Но рамки публицистического жанра тесны для режиссера, в этом фильме он доводит натурализм сцен до той степени, когда он переходит в гротеск.

Даже на фоне перестроечной чернухи, резкостью тона и патологической жестокостью сцен выделялся фильм «Чекист» (1991). На протяжении всего фильма в чекистском подвале методично, одну за другой, раздевали донага и расстреливали группы мужчин и женщин: жуткая сцена каждый раз повторялась почти буквально. Рогожкин не просто изображал насилие, но и втягивал зрителя в атмосферу красного террора. Тема взаимосвязи палача и жертвы стала центральной в жесткой экранизации Рогожкиным рассказа Виктора Ерофеева «Жизнь с идиотом» (1993). Образ дегенерата, удобряющего квартиру испражнениями, а затем превращающего ее в кровавую баню неожиданно приобретает карикатурные черты.

Склонность Рогожкина к юмору в полной мере реализовалась в комедии «Особенности национальной охоты». Этот фильм открыл критике нового Александра Рогожкина и принес ему общенациональную известность. Сделанный в рамках комедии положений, фильм вышучивал русский национальный характер. Выразительные комедийные маски, среди которых выделялся генерал Михалыч в исполнении Александра Булдакова, реплики героев фильма стали частью современного русского фольклора.

«Особенности национальной охоты» породили целый ряд фильмов, эксплуатирующих удачно найденную тему и героев. Но ни один из сиквелов («Особенности национальной рыбалки», «Особенности национальной охоты в зимний период», «Операция «С Новым Годом») не дотягивал до уровня предшественника, ни по разработке сюжетной линии, ни по уровню юмора. В 1999 году появились даже эротические «Особенности национальной бани», к которым сам Рогожкин не имел отношения.

В 1998 году режиссер вновь обратился к армейской теме в фильме «Блокпост», посвященного вооруженному противостоянию на Кавказе. Меньше десятка солдат срочной службы и прапорщик дежурят на пустынной дороге. Действие фильма развивается в двух направлениях: сонное сосуществование мирного населения и совершенно не агрессивных солдат и - постоянно нагнетаемая атмосфера ужаса, которая странно уживается со стихией солдатского юмора. В этой картине нет боев. Стрельба возникает немотивированно, из-за случайности, в которой некого винить. И все происходит на фоне умиротворяющей природы, которую прекрасно снял оператор Андрей Жегалов. Картина насыщена жизнью, в которой ирония перемешана с трагедией, любовь с пулями, наркотики с предательством, а смерть - с красивыми пейзажами.

Незаурядным творческим достижением режиссера стал и фильм «Кукушка» (2002). Его действие происходит в 1944 году на дальнем финском хуторе, где встретились финский и советский солдат. Оба смертника, бежавшие от по-военному скорой расправы, с трудом находят понимание и согласие друг с другом. Этот фильм был тепло принят и критикой, и зрителями, завоевал ряд кинопризов, в том числе приз «Серебряный Георгий» за режиссуру на Московском кинофестивале 2002 года.

1980 И будем жить (см. И БУДЕМ ЖИТЬ) автор сценария

1982 Праздник фонарей (см. ПРАЗДНИК ФОНАРЕЙ) актер

1985 Ради нескольких строчек (см. РАДИ НЕСКОЛЬКИХ СТРОЧЕК) режиссер

1986 Золотая пуговица (см. ЗОЛОТАЯ ПУГОВИЦА) режиссер

1988 Мисс миллионерша (см. МИСС МИЛЛИОНЕРША) режиссер

1989 Караул (см. КАРАУЛ) режиссер

1991 Третья планета (см. ТРЕТЬЯ ПЛАНЕТА) режиссер, автор сценария

1991 Чекист (см. ЧЕКИСТ) режиссер

1993 Акт (см. АКТ) режиссер, автор сценария

1993 Жизнь с идиотом (см. ЖИЗНЬ С ИДИОТОМ) режиссер, автор сценария

1995 Особенности национальной охоты (см. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОХОТЫ) режиссер, автор сценария

1996 Операция «С Новым годом» (см. ОПЕРАЦИЯ «С НОВЫМ ГОДОМ») режиссер, автор сценария, монтаж

1997 Улицы разбитых фонарей (см. УЛИЦЫ РАЗБИТЫХ ФОНАРЕЙ). режиссер, автор сценария

1998 Блокпост (см. БЛОКПОСТ) режиссер, автор сценария

1998 Особенности национальной рыбалки (см. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЫБАЛКИ) автор сценария, режиссер

1999 Болдинская осень (см. БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ) режиссер, автор сценария

2000 Особенности национальной охоты в зимний период (см. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОХОТЫ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД) режиссер, автор сценария

2000 Убойная сила (см. УБОЙНАЯ СИЛА) режиссер, автор сценария

2000 Убойная сила-2 (см. УБОЙНАЯ СИЛА-2) режиссер

2000 Улицы разбитых фонарей. Менты-3 (см. УЛИЦЫ РАЗБИТЫХ ФОНАРЕЙ. МЕНТЫ-3 (сериал)). - автор сценария

2002 Кукушка (см. КУКУШКА) - режиссер, автор сценария

В начало энциклопедии