Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
РОССИЯ, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РОССИЯ, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ

«РОССИЯ, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ», Россия, МОСФИЛЬМ, 1992, цв., 112 мин.

Документальный историко-публицистический фильм.

Публицистическая лента Станислава Говорухина открывается символическим кадром, служащим то ли камертоном, то ли заставкой. Стройная колокольня высится в кадре среди вод, почти утонув цоколем в их разливе. Вокруг шпиля, зловеще каркая, носится воронье. Содержательные мотивы заставки затем развиваются - ненавязчиво, без особого нажима. Девяностолетняя крестьянка А. И. Комлева говорит перед камерой о дореволюционных «крепких» хозяевах, которых - по выражению старухи - советская власть «начала рвать, начала щипать». Говорухин патетически вопрошает затем в комментарии: «Как можно было разграбить богатейшую страну?». Тема щиплющего и рвущего воронья укрупняется авторской речью, обретая масштаб глобальный.

В фильма контрастно соседствует две России - та, что существовала до нашествия большевиков, и та, что изгажена ими. Все симпатии автора отданы первой. Она предстает в сюитах тематически однородных снимков - групповых и одиночных; отдельные подборки посвящены купцам, земцам, учителям, врачам и др. Снимки предъявляются с гордостью и нескрываемой симпатией. Текст, сопровождающий снимки, сурово осуждает нынешних бизнесменов. Говорухин предельно беспощаден к современным дилерам и трейдерам; не в пример им, сообщает закадровый голос, люди с давних фотографий славны множеством замечательных дел: кто-то за сто лет до большевиков выдвинул проект плотины на Днепре, другие предложили и частично осуществили смелый замысел, повторенный в советские времена как БАМ. Под руководством тех людей проложена Транссибирская магистраль - проекты столь гигантских масштабов даже не снились теперешним генералам экономики. Не отставали в размахе и другие дела давних соотечественников - согласно статистике, приведенной Говорухиным, грамотность дореволюционного населения равнялась семидесяти процентам, или по выкладкам французских социологов, не без гордости процитированных режиссером, Россия вскоре должна была выйти на первое место в мире по объему производства.

Величие давних соотечественников, убежден Говорухин, проявлялось не только в экономике, строительстве, промышленности, но и просто в быту. Образцовым семьянином предстает Николай II. Державные дела у него отняты - российская государственность воплощена П. А. Столыпиным, которого автор-комментатор называет «поистине великим революционером».

Утраченная Россия предстает у Говорухина только в одном - намеренно и специально выбранном - аспекте: «олицетворенная» социальной и бытовой культурой среднего класса. Потому историки, находившие в картине множество фактических изъянов, били, в сущности, мимо цели. Они воспринимали фильм как трактат, всесторонне и полно обрисовывающий социально-экономическое положение страны в первые десятилетия века. «Героем» же фильма является не держава в целом, а российский средний класс - не столько такой, каким был, сколько такой, каким режиссеру хотелось его видеть.

Режиссер: Станислав Говорухин (см. ГОВОРУХИН Станислав Сергеевич).

Автор сценария: Станислав Говорухин (см. ГОВОРУХИН Станислав Сергеевич).

Оператор: Геннадий Энгстрем (см. ЭНГСТРЕМ Геннадий Игоревич).

Звукорежиссер: Евгений Федоров (см. ФЕДОРОВ Евгений Львович).

Продюсер: Владимир Досталь (см. ДОСТАЛЬ Владимир Николаевич).

Участие в МКФ в Таормине-92: вне конкурса.

В начало энциклопедии