Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Энциклопедия кино (2010)
САБО ИШТВАН

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

САБО ИШТВАН

САБО (Szabo) Иштван (р. 18. 02. 1938), венгерский режиссер, сценарист.

По окончании средней школы работал радиорепортером. В 1956 поступил на режиссерский факультет будапештской Высшей школы театра и кино, окончил в 1961. Его дипломный короткометражный фильм «Концерт» получил международное признание (в том числе премию на МКФ в Оберхаузене-63). Затем на молодежной Студии Белы Балаша (был и среди ее основателей) снял еще две короткометражки - «Вариации на одну тему» (Variations On A Theme) и «Ты», поэтические, полные изобретательности и переменчивых настроений. В 1964 вышла первая полнометражная картина «Пора мечтаний» (Almodozasok Kora, премия на МКФ в Локарно-65) - эскизная, акварельная, лирико-исповедальная, в которой искания двадцатилетних, вступающих в самостоятельную жизнь, соотнесены с судьбами других поколений, с историей страны. Эта тема и стилистика получили развитие в лентах «Отец» (Apa, 1966, главный приз поровну на МКФ в Москве и премия в Локарно-67) и «Любовный фильм» (Szerelmesfilm, 1970). Тематическое, жанровое и стилистическое родство трех произведений объединило их в трилогию. История страны и переплетающиеся с ней судьбы отцов, их испытания явились ведущими мотивами в фильме «Улица Тюзолто, 25» (Tuzolto Utca 25, 1973, главная премия на МКФ в Локарно-74), где как в калейдоскопе перемешались образы снов и обрывки памяти. Размышления о послевоенной судьбе Венгрии обрели символически обобщенную форму в ленте-метафоре «Будапештские сказки» (Budapest Tales, 1976). В «Доверии» (Bizalom, 1979, премия на МКФ в Западном Берлине-80), камерной драме, разыгрывающейся в обстоятельствах оккупированной Венгрии 1944, Сабо вновь предстал лириком и психологом.

В 1980-е годы он создает историческую трилогию, принесшую ему мировую славу. В фильмах «Мефистофель» (Mephisto, 1981, по Клаусу Манну, премия жюри за сценарий и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне, премии «Оскар» и «Давид» Донателло»-82), «Полковник Редль» (Redl Ezredes, 1984), премия на МКФ в Канне-85) и «Хануссен» (Hanussen, 1988) анализируется сходный психологический характер: человек, снедаемый комплексами, жаждущий успеха, вступающий ради него в сделку с дьяволом, будь то правящий фашизм или агонизирующая империя. В этой трилогии Сабо уже не акварелист, предпочитающий эскизность и мягкую растушевку, а живописец с крупным, энергичным мазком, художник экспрессивно-драматической темы, мастер, демонстрирующий изысканную постановочную культуру. В начале 1990-х годов Сабо возвращается к современности. В ленте «Встреча с Венерой» (Meeting Venus, 1991) в рамках любовной истории раскрывается самочувствие восточноевропейского человека на встрече с открывшимися ему другим миром, иной культурой. В оглушительно-горькой и жесткой, как следственный протокол, картине «Милая Эмма, дорогая Бебе» (Edes Emma, Draga Bobe -vazlatok, aktok, 1992), специальная премия на МКФ в Берлине, приз «Феликс» за сценарий) исследуется духовное состояние людей в решительно поменявшейся в конце 1980-х - начале 1990-х венгерской реальности, судьба иллюзий и идеалов предшествующей эпохи в период реформ. Киноэпос «Вкус солнечного света» (Sunshine, 1999) повествует о трех поколениях еврейской семьи Зонненшайн, проблемах идентификации и адаптации европейских евреев. Наряду с игровыми фильмами Сабо снимает документальные короткометражные эссе («Сон о доме», 1971, премия на МКФ в Оберхаузене-72; «Карта города», 1977, главный приз на МКФ в Оберхаузене; и др. ), а также телевизионные ленты («Зеленая птица», 1980, «Игра в кошки-мышки», 1982). Работает в разных странах Европы. Ставит также оперные спектакли. Преподает в будапештской Высшей школе театра и кино, является одним из основателей Европейской киноакадемии.

Александр Трошин

Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Режиссер» за 1980 год

Премия «Оскар» в номинации «Иноязычный фильм» за 1981 год

Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Сценарий» за 1981 год

Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Приз жюри» за 1985 год

Специальный приз Берлинского кинофестиваля за 1992 год

Премия «Феликс» в номинации «Сценарий» за 1992 год

1961 THE CONCERT режиссер

1961 ВАРИАЦИИ НА ОДНУ ТЕМУ / VARIATIONS ON A THEME режиссер

1964 ALMODOZASOK KORA режиссер, сценарист

1966 APA режиссер, сценарист

1970 ЛЮБОВНЫЙ ФИЛЬМ / A FILM ABOUT LOVE / SZERELMESFILM режиссер, сценарист

1974 TUZOLTO UTCA 25 режиссер, сценарист

1976 БУДАПЕШТСКИЕ СКАЗКИ / BUDAPEST TALES режиссер, сценарист

1978 MAGYAROK исполнитель

1979 BIZALOM режиссер, сюжет

1980 FABIAN BALINT TALALKOZASA ISTENNEL исполнитель

1981 MEPHISTO режиссер, сценарист

1985 ПОЛКОВНИК РЕДЛЬ / REDL EZREDES режиссер, сценарист

1988 ХАНУССЕН / HANUSSEN режиссер, сценарист

1989 TUSZTORTENET исполнитель

1990 ISKOLAKERULOK исполнитель

1991 ВСТРЕЧА С ВЕНЕРОЙ / MEETING VENUS сценарий

1992 EDES EMMA, DRAGA BOBE - VAZLATOK, AKTOK режиссер, сценарий, автор идеи

1996 OFFENBACH TITKAI режиссер

1997 FRANCISKA VASARNAPJAI англ. EVERY SUNDAY исполнитель

1999 SUNSHINE режиссер, автор сюжета

2001 TAKING SIDES режиссер

2003 Being Julia режиссер

В начало энциклопедии