Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Энциклопедия кино (2010)
САМУРАЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

САМУРАЙ

«САМУРАЙ» (Le samourai) Франция, 1967, 105 мин.

Экзистенциальный гангстерский фильм.

«Нет более глубокого одиночества, чем у самурая, кроме, может быть, одиночества тигра в джунглях». Этот завет из бусидо, кодекса чести японских самураев, предпослан ленте в качестве эпиграфа, который выражает философскую мысль, наверно, самой великой и самой трагической гангстерской картины если не во всем мировом кино, то, безусловно, во французском.

Наемный убийца Джеф Костелло должен убить за соответствующее вознаграждение некоего посетителя ночного бара. И хотя Джеф находится «под колпаком» у полиции и знает, что идет на верную смерть, он все-таки намерен исполнить заключенный контракт.

На основе такого простейшего, банальнейшего сюжета, многократно использованного в литературе и кино, Жан-Пьер Мельвиль создал подлинную сагу об экзистенциальном, тотальном одиночестве человека посреди ночного города. Его герой - как падший ангел с холодной, обжигающе ледяной красотой (не случайно в прокате ФРГ фильм имел название «Холодный ангел»). Невозмутимый и беспрекословный ангел-истребитель, исполнитель чужой воли, но вместе с тем самоотверженно кладущий свою жизнь на алтарь, приносящий себя в жертву «сын Божий», который обретет покой и духовную благодать уже в трансцендентном мире, за пределами бытия.

Знаменательно, как творчески переосмыслены режиссером типичные американские гангстерские ленты - в качестве примера критики упоминали картину 1942 года «Пистолет для наемного убийцы» Фрэнка Таттла с участием Элана Лэдда. Но сюжет внедрен в форму и конструкцию французского «поляра», а точнее, криминальной драмы об изначально предначертанном поединке человека с системой власти, аппаратом подавления и подчинения, с неким роком, неумолимо висящим над головой, словно нож гильотины (прежде всего приходят на ум произведения Анри-Жоржа Клузо). И все представлено будто в виде своеобразной медитации самурая перед совершением харакири, когда он мысленно проникает в небесные сферы, в астральный космос, где ждет вечное блаженство после смерти.

Мельвилевский наемный убийца действительно может быть воспринят и как провозвестник Апокалипсиса, Страшного Суда, где он сам должен будет предстать перед Высшим Судией и получить сполна за свои прегрешения и преступления. Гангстер Алена Делона (одна из самых лучших, точнейших, искуснейших работ, которая выражает двойственную сущность актера, разрываемого между страстью к наживе и высоким предназначением) словно заранее знает день собственной смерти и последующую судьбу. С дьявольским блеском в печально серо-голубых глазах, заученным жестом чуть поправив шляпу перед зеркалом, он отправляется на обычное убийство, которое, вероятно, следует приравнивать к библейскому проступку Каина. Что его ждет - тоска над бездной, как у Байрона, или вечное умиротворение утолившего свое одиночество самурая?!

Сергей Кудрявцев

В ролях: Ален Делон (см. ДЕЛОН Ален), Натали Делон, Кэти Розье, Франсуа Перье (см. ПЕРЬЕ Франсуа).

Режиссер Жан-Пьер Мельвиль (см. МЕЛЬВИЛЬ Жан-Пьер).

В начало энциклопедии