Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
СТАРЕВИЧ ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СТАРЕВИЧ ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СТАРЕВИЧ Владислав Александрович (08.08.1882, Ковно - 1965), русский режиссер и оператор, основоположник русского анимационного кино.

Первым фильмом, снятым Старевичем, была документальная лента «На Немане», посвященная памятникам и пейзажам Литвы; вторая и третья картины - «Жизнь стрекозы» и «Скарабеи» - рассказывали о насекомых. После этого Старевич решил снять такой фильм о насекомых, в котором он сам управлял бы их движениями. 26 марта 1912 года в Москве состоялась премьера первого русского кукольного фильма «Прекрасная Люканида» (фирма А. Ханжонкова). Он отвечал всем требованиям, предъявлявшимся в те годы к мелодраме; единственное отличие - все роли исполняли насекомые. Не только изобретательность и мастерство, но и сатирический талант проявился также в следующей работе Старевича «Месть кинематографического оператора» (1912), которая пародировала штампы кинематографа. Старевич умел быть смешным и язвительным, однако и нежным, что особенно заметно в трогательной финальной сцене «Прекрасной Люканиды», когда влюбленные, взлетев в воздух вместе с облаками взорвавшегося замка, опускаются в цветок розы, который открывает им свои лепестки.

В том же 1912 году Старевич делает первый кукольный русский фильм для детей - «Рождество обитателей леса». Дед Мороз приглашает на елку самых мелких жителей леса - лягушек, жуков, кузнечиков. Он раздает им подарки, потом все вместе играют в снежки, катаются на коньках и на лыжах. А на рассвете Дед Мороз возвращается в детскую, на свое место на рождественской елке.

Фильм «Стрекоза и Муравей» (1913) вызвал всеобщий восторг; было сделано и продано 140 копий, что для того времени даже для полнометражного игрового фильма было рекордом популярности. Старевич с такой тщательностью делал своих кукол и так виртуозно с ними работал, что многие зрители верили, будто перед ними на экране двигаются настоящие дрессированные насекомые. В лентах «Ночь перед Рождеством» (1913) и «Петух и Пегас» (1914) Старевич использовал графическую мультипликацию. С конца 1913 года режиссер начал снимать игровые ленты (обещанная ему студия для кукольных фильмов не была готова вовремя).

Старевич экранизировал Н. В. Гоголя («Страшная месть», 1913; «Портрет», 1914), А. С. Пушкина («Руслан и Людмила», 1915), М. Ю. Лермонтова («Тамань», 1916), а также польскую классику; ставил мелодрамы, комедии, фарсы, фантастические истории и агитационные фильмы. Всего режиссер снял около пятидесяти игровых картин. «Страшная месть» по Гоголю (1913) получила первую в истории русского кино золотую медаль на фестивале в Милане. В просветительском фильме «Пьянство и его последствия» (1913) он соединил в одном кадре кукольную мультипликацию и актера (Иван Мозжухин). Старевич стал автором методики съемки движущейся камерой, трюковых и комбинированных съемок.

В 1919 году Старевич покинул советскую Россию, обосновался в Париже и вернулся к объемной мультипликации. За фильм «Голос соловья» (1923) режиссер удостоился в Америке золотой медали. «Голос соловья» - поэтическая сказка: запертый в клетке соловей мало-помалу теряет голос. Хозяйка соловья, маленькая девочка, пожалела его и выпустила на свободу. В благодарность он подарил ей свой голос, и теперь соловьи поют лишь по ночам, когда все дети спят. В 1930 году Старевич снял первый свой звуковой фильм «Маленький парад» по «Стойкому оловянному солдатику» Андерсена, а в 1931 году - одну из самых выдающихся своих лент, первый полнометражный кукольный фильм «Рейнеке Лис». Многие проекты Старевича из-за недостатка средств так и остались неосуществленными. Остался неразгаданным и секрет материала, из которых Старевич делал удивительно живых кукол. Помогала ему в работе только дочь Ирена - это позволяло и сохранить единство стиля, и экономить деньги. Старевич умер в бедности, всеми забытый.

1912 ВЕСЕЛЫЕ СЦЕНКИ ИЗ ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ режиссер, оператор, художник, автор сценария

1912 МЕСТЬ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА художник, автор сценария, оператор, режиссер

1912 ПРЕКРАСНАЯ ЛЮКАНИДА («Война усачей и рогачей») художник, оператор, режиссер, автор сценария

1912 ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛУНУ оператор, художник, режиссер, автор сценария

1912 РОЖДЕСТВО ОБИТАТЕЛЕЙ ЛЕСА («Сон куклы», «Святочные чудеса в решете») (см. РОЖДЕСТВО ОБИТАТЕЛЕЙ ЛЕСА ("Сон куклы", "Святочные чудеса в решете")) автор сценария, оператор, художник, режиссер

1912 АВИАЦИОННАЯ НЕДЕЛЯ НАСЕКОМЫХ режиссер, оператор

1913 ЧЕТЫРЕ ЧЕРТА режиссер, оператор

1913 ГОРЕ САРРЫ оператор

1913 ДОМИК В КОЛОМНЕ художник, оператор

1918 КАЛИОСТРО («Лжемасоны») оператор, режиссер

1918 МАСОНЫ («Вольные каменщики») режиссер

1919 ДЕВЬИ ГОРЫ («Легенда об антихристе») оператор

В начало энциклопедии