Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ТАКСИСТ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТАКСИСТ

«ТАКСИСТ» (Taxi Driver) США, 1976, 113 мин.

Экзистенциальная драма.

После первого просмотра фильм может не понравиться, показаться слишком жестким и жестоким (интересно, что известный американский драматург Теннеси Уильямс, возглавлявший жюри Каннского кинофестиваля, которое наградило «Таксист» главной премией, все же по вынесении вердикта сетовал на рост насилия в обществе и в кино).

Шофер такси Трэвис из Нью-Йорка, бывший участник войны во Вьетнаме, тяжело приспосабливается к нормальной жизни, первоначально хочет совершить покушение во время политических выборов, а в результате устраивает «кровавую бойню» в борделе. Сценарист Пол Шредер потом признавался, что основывал свой рассказ на дневниках Артура Бремера, который чуть было не стал убийцей.

Повествование действительно поначалу не располагает к сочувствию и сопереживанию. Только со второго или даже третьего раза удается разглядеть драму одиночества и неприкаянности человека, который вынужден работать по ночам в опустевшем, холодном, «теневом», мрачном, враждебном - адском ночном Нью-Йорке. Картина Мартина Скорсезе - не триллер об убийце, обиженном красивой молодой девушкой из штаба по подготовке выборов президента и совершившем акцию возмездия за то, что существуют малолетние проститутки. Ключ к разгадке ленты - в том, как контрастен дневной и ночной облик одного и того же города, его фасад и изнанка (оператор Майкл Чэпмен постарался на славу). Композитор Бернард Херрманн, создававший тревожную атмосферу действия в фильмах Альфреда Хичкока, в своей предсмертной работе (кстати, лента посвящена именно Херрманну) противопоставил «кромешной тьме жизни» мелодии с блюзовой интонацией, все-таки внушающей надежду (это своего рода Mo Better Blues). Перед нами - своеобразный «спиричуэл» страдающей от несправедливости мира и непонимания ближних одинокой души «полуночного таксиста», нью-йоркского Орфея в аду. И, конечно, великолепная игра Роберта Де Ниро, постоянного актера, «альтер-эго» Мартина Скорсезе, позволяет увидеть истинную человеческую драму героя, который выброшен на обочину жизни и от отчаяния сам бросил вызов обществу и системе.

Следуя традициям более трезвых и горьких лент 70-х годов об «изгоях Америки», режиссер заканчивает картину об «искателе абсолюта с пистолетом «Магнум» в руках» (по выражению одного польского критика) обманчивым хэппи-эндом. Трэвис возвращается из больницы и вновь становится таксистом в ночном Нью-Йорке. Новый круг ада?

Сергей Кудрявцев

В ролях: Роберт Де Ниро (см. ДЕ НИРО Роберт), Сибил Шепард (см. ШЕПАРД Сибил), Харви Кайтел (см. КАЙТЕЛ Харви), Джоди Фостер (см. ФОСТЕР Джоди), Питер Бойл, Леонард Хэррис.

Режиссер Мартин Скорсезе (см. СКОРСЕЗЕ Мартин).

В начало энциклопедии