Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ

«ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ», СССР, киностудия им. А. Довженко, 1964, цв., 97 мин.

Кинопоэма.

По одноименной повести М. Коцюбинского.

Первый шедевр знаменитого режиссера Сергея Параджанова. Картина начинается как вариация на тему Ромео и Джульетты из Карпатских предгорий. Два гуцульских рода - Палийчуки и Гутенюки издавна враждуют между собой. У Ивана Палийчука кто-то из противного рода убил отца, а юноша полюбил Маричку Гутенюк. «Печальная повесть» имеет у Параджанова продолжение: смертный удел достается лишь гуцульской Джульетте, а Ромео продолжает влачить незавидное существование. Режиссера скорей интересовала не сама «печальная повесть», а происходящее «потом» - когда «повесть» себя исчерпала.

«Тени забытых предков» - экранизация книги украинского писателя М. Коцюбинского, «последнего в Российской империи революционного демократа» и друга Максима Горького. Непосредственным толчком к созданию книги послужил увиденный писателем погребальный обряд гуцулов - с неистовыми танцами, с использованием тела покойника в качестве ритуального манекена. У Параджанова вся инфернальность сконцентрирована в деревенском колдуне, от рук которого Иван в конце концов погибает. После смерти возлюбленной мир для героя померк, он женится на диковатой, загадочной Палагне. Той чужд чудоковатый муж - Палагна изменяет ему с колдуном. Она - темная ипостась героини, заменившая подле Ивана светлую Маричку. Палагна вместе со знахарем - та отдушина, через которую злые, инфернальные силы проникают в деревенский мирок. Параджановский Иван движим тоской по идеалу. Чем сильней его тоска, тем активней кружат возле героя темные силы. У Шекспира невелик срок между кончиной главных героев, у Параджанова он огромен. В этот срок уложилось сознание недостижимости идеала в этом - земном - мире и неприятия устремленности к нему этим - земным - миром. Уникальность Параджанова предопределена не столько сюжетной основой «Теней...», сколько языком картины. Такого буйства красок, такой выразительности и пластичности визуального ряда, такой исконности народного быта отечественный кинематограф еще не знал. Фильм принес Параджанову всемирную славу. Поразительно - режиссер-армянин создал кинематографический памятник гуцульской культуре.

В ролях: Иван Миколайчук (см. МИКОЛАЙЧУК Иван Васильевич), Лариса Кадочникова (см. КАДОЧНИКОВА Лариса Валентиновна), Татьяна Бестаева (см. БЕСТАЕВА Татьяна Владимировна), Спартак Багашвили (см. БАГАШВИЛИ Спартак Леванович), Николай Гринько (см. ГРИНЬКО Николай Григорьевич), Леонид Енгибаров (см. ЕНГИБАРОВ Леонид Георгиевич), Нина Алисова (см. АЛИСОВА Нина Ульяновна), Александр Гай (см. ГАЙ Александр Дмитриевич), Неонила Гнеповская (см. ГНЕПОВСКАЯ Неонила Федоровна), А. Райданов.

Режиссер: Сергей Параджанов (см. ПАРАДЖАНОВ Сергей Иосифович).

Авторы сценария: Сергей Параджанов (см. ПАРАДЖАНОВ Сергей Иосифович), Иван Чендей (см. ЧЕНДЕЙ Иван Михайлович).

Оператор: Юрий Ильенко (см. ИЛЬЕНКО Юрий Герасимович).

Художники-постановщики: Георгий Якутович (см. ЯКУТОВИЧ Георгий Вячеславович), Михаил Раковский (см. РАКОВСКИЙ Михаил Павлович).

Композитор: Мирослав Скорик (см. СКОРИК Мирослав Михайлович).

Звукорежиссер: София Сергиенко (см. СЕРГИЕНКО София).

Государственная премия Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко (1991, удостоены С.Параджанов (посмертно), оператор Ю.Ильенко, актриса Л.Кадочникова, художник Г.Якутович); Премия Британской киноакадемии (1966); Кубок I ФФ в Риме-65; Вторая премия за лучшую постановку, специальная премия Ассоциации аргентинских кинокритиков за цветную фотографию и съемочные эффекты МКФ в Мар-дель-Плато-65; "Золотая медаль» I МКФ в Салониках-66; Специальная премия жюри ВКФ-66 в Киеве и др.

В начало энциклопедии