Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ТЕОРЕМА

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТЕОРЕМА

«ТЕОРЕМА» (Теогеmа) Италия, 1968, 100 мин.

Философская драма.

Возможно, одна из самых противоречивых картин в истории мирового кино. Она вызвала взаимоисключающие трактовки, нападки на режиссера слева и справа, расколола представителей Ватикана на два лагеря: одни вручили Пьеру Паоло Пазолини премию экуменического жюри, другие требовали очередного процесса над кинематографистом-богохульником. В среде критиков тоже был разброд - фильм называли то шедевром, то мистификацией. Он является символической, метафизической притчей. При всей простоте сюжета и притчевой заданности характеров героев смысл не прямолинеен, а наоборот - многозначен, иногда даже не читается, остается зашифрованными. В самом названии подчеркнуто, что каждый из зрителей должен приложить немалое усилие, чтобы доказать предложенную теорему.

Лента четко делится на две половины, что связано с приездом и отъездом главного героя - чужестранца, образ которого загадочен, амбивалентен. Под внешностью ангела, вероятнее всего, скрывается дьявол во плоти. Всех членов семьи крупного промышленника из Милана охватывает странная, порой противоестественная страсть к этому незнакомцу. Она переживается как нечто фатальное, неизбежное - и вместе с тем желанное, мечтаемое. Это - порок, наваждение, болезнь. И в то же время - радость, счастье. Когда герой уезжает, никто не в силах пережить эту потерю.

Для Пазолини образ чужестранца (даже если не считать его дьяволом) - словно осуществленная метафора тайных пороков и страстей благопристойных буржуа. Нужен был толчок, катализатор, позволяющий начать реакцию. Необходима лишь критическая масса, чтобы произошел цепной распад. Когда появляется незнакомец, семья уже морально готова к деградации, а ее глава отказался от управления фабрикой и вообще намеревается ее разрушить. Это общество, по мысли режиссера, обречено на неминуемую гибель, не в состоянии больше существовать. И явление «дьявола-ангела» - это знамение, предостережение. Но абсолютно не случайно, что Пьер Паоло Пазолини оставляет возможность для возрождения, возвращения к жизни, воскрешения лишь служанке Эмилии, бывшей крестьянке, пытающейся в религиозном экстазе, в покаянии, в милосердии к нищим и исцелении больных искупить свой «грех». Новая жизнь может быть уготовлена также простым крестьянам из ее родной деревни (среди них - и мать самого Пазолини), забавному Анджелино - не Ангелу, а всего лишь ангелочку, похожему на деревенского блаженного, юродивого, устами которого глаголет истина. Именно он, как «ангел смерти», приносит весть о прибытии чужестранца. А его следующее «благовещение» определит время исчезновения «дьявола», сделавшего свое дело, выполнившего предназначенную роль.

Теорема доказана - остается только применить ее на практике, при решении задачи. Категоричность идей Пазолини, верившего в конце 60-х годов (почти как более молодые «контестаторы», бунтари 68-го года) в скорое уничтожение не принимаемой им системы, не оправдалась. Но художественная неоднозначность воссоздаваемого режиссером мира позволяет отнестись к этой картине как к одной из лучших в его творчестве.

На фестивале в Венеции премию за роль получила актриса Лаура Бетти, сыгравшая служанку Эмилию.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Теренс Стэмп, Сильвана Мангано (см. МАНГАНО Сильвана), Массимо Джиротти (см. ДЖИРОТТИ Массимо), Анн Вяземски, Лаура Бетти, Нинетто Даволи, Сусанна Пазолини.

Режиссер Пьер Паоло Пазолини (см. ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло).

Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации «Лучшая актерская работа» за 1968 год

В начало энциклопедии