Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА

«БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА», СССР, Мосфильм, 1972-1973, цв., 268 мин. Телесериал, лирическая комедия.

По мотивам повести Г.Садовникова «Иду к людям». Пожалуй, первая советская мыльная опера. (см. МЫЛЬНАЯ ОПЕРА) И по сию пору - самая удачная. Заслуженная популярность в 70-е, повторные показы в постперестроечную эпоху. Легендарные актеры, два песенных хита, неуправляемый, но влюбленный Ганжа - Александр Збруев, корыстолюбивый персонаж Савелия Крамарова, находившегося в зените славы, Евгений Леонов, Светлана Крючкова и ушибленный жизнью учитель Нестор Петрович в блистательном исполнении Михаила Кононова...

Актеры и персонажи слипаются в единое целое. «Меня зовут, меня зовут - РАБОЧИЙ КЛАСС», - вот как это целое называлось, согласно тексту жизнерадостной песни. Легкомысленное простодушие фильма не устает восхищать. Страна задыхалась под прессом нешуточных эпопей о буднях тяжелой промышленности, о романтике колхозного труда. Все это было скучно, противно и бесчеловечно. С чего бы такая, действительно большая перемена интонации?

Любовь рабочего парня, сильного и бесшабашного, конечно, отсылает в 50-е. «Любовь на Заречной улице» - вот прототип нашего любимого сериала. Збруев принял эстафету от Алексея Рыбникова. В эпоху махрового застоя авторов выручили ветра оттепельных перемен. Конечно, энергия «Большой перемены» - это энергия послесталинской эпохи. История, помещенная в иную социально-политическую ситуацию, приобретает лубочный характер. Теперь это - тотальная игра, своего рода прикол, где все - авторы и зрители - согласны на некоторую условность. Более того, одобряют ее. Еще более того - приятие этой условности спасает нацию от деморализации и тотального вымирания.

К 80-му году обещан «полный коммунизм». В это трудно поверить, в это нужно поверить. Ибо ничего другого не разрешено, ничего другого не предвидится. Вот откуда виртуозный баланс над пропастью в картине «Большая перемена»: глубокая правда эмоций соседствует с неправдоподобным социальным посылом. Посылом ко всеобщему благоденствию, а, значит, в никуда.

Очень взрослых людей, вполне сформировавшихся, с детьми и биографией, засадили за школьную парту. О, какая роскошная, какая точная метафора! Идея культурной революции - любимая идея тоталитаризма. Переучивать взрослых людей, низводя их до социального положения детей, самой подчиненной и бесправной социальной группы.

И вот уже взрослая дочь (Светлана Крючкова) насилует собственного отца (Евгений Леонов), запрещая одно и разрешая другое. И вот уже половозрелый Ганжа лишен прав на собственную жену-учительницу, которая получила неожиданные властные полномочия, противоречащие ее собственным желаниям, здравому смыслу и вековечной социальной субординации...

В этом мире никто не делает то, что ему хочется. Приходится ломать себя, преодолевать, отбрасывать лишние качества и привычки. Идет учеба, перековка. В вечерней школе, в «9 а», по всей стране, «от края и до края»...

В этом, глубинном смысле «Большая перемена» есть радикальная перемена самого человеческого существа, передел человеческого материала!! И здесь «кончается искусство», кончаются легкомысленные аналогии с мыльной оперой, с латиноамериканскими страстями. Здесь кипят совсем другие страсти, геополитические.

Шутки в сторону. Шапки долой. Грандиозный эксперимент в самом разгаре. И больше не смешно. Отныне - мучительно жалко. Этих красивых и обаятельных, умных и талантливых, влюбленных и любимых героев, у которых отняли право быть самими собой.

Вопрос о личной вине каждого авторы не рассматривают. Вопрос о личной вине оставим в стороне. С таким вопросом была бы совсем другая картина, страшная и бесконечно горькая, противоречивая и уязвимая. А эта - ни о чем не жалеет, ни в чем не сомневается, притворяется дурочкой. И только в глубине глаз исполнителей - приглядитесь - глубокая печаль. А у иных - слезы. «Почему?!» - Они не ответят, пожмут плечами и снова улыбнутся. Зато мы знаем - почему. И прощаем - им и себе. 30 лет спустя.

Один из самых точных, живых и, как ни странно, глубоких фильмов советского киноискусства.

В ролях: Михаил Кононов (см. КОНОНОВ Михаил Иванович), Евгений Леонов (см. ЛЕОНОВ Евгений Павлович), Ролан Быков (см. БЫКОВ Ролан Антонович), Александр Збруев (см. ЗБРУЕВ Александр Викторович), Светлана Крючкова (см. КРЮЧКОВА Светлана Николаевна), Юрий Кузьменков (см. КУЗЬМЕНКОВ Юрий Александрович), Наталия Богунова (см. БОГУНОВА Наталия Васильевна), Наталья Гвоздикова (см. ГВОЗДИКОВА Наталья Федоровна), Савелий Крамаров (см. КРАМАРОВ Савелий Викторович), Виктор Проскурин (см. ПРОСКУРИН Виктор Алексеевич), Людмила Касаткина (см. КАСАТКИНА Людмила Ивановна), Михаил Яншин (см. ЯНШИН Михаил Михайлович), Лев Дуров (см. ДУРОВ Лев Константинович), Владимир Басов (см. БАСОВ Владимир Павлович).

Режиссер: Алексей Коренев (см. КОРЕНЕВ Алексей Александрович). Авторы сценария: Георгий Садовников, Алексей Коренев (см. КОРЕНЕВ Алексей Александрович). Оператор: Анатолий Мукасей (см. МУКАСЕЙ Анатолий Михайлович). Художник-постановщик: Леонид Платов (см. ПЛАТОВ Леонид Михайлович). Композитор: Эдуард Колмановский (см. КОЛМАНОВСКИЙ Эдуард Савельевич). Текст песен: Михаил Танич (см. ТАНИЧ Михаил Исаевич). Звукорежиссеры: Валерий Попов (см. ПОПОВ Валерий (звукорежиссер)), Валентина Щедрина (см. ЩЕДРИНА Валентина). Монтаж: П Чечеткина.

В начало энциклопедии