Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
БОЛЬШАЯ УСТАЛОСТЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БОЛЬШАЯ УСТАЛОСТЬ

«БОЛЬШАЯ УСТАЛОСТЬ» (Grosse fatigue) Франция, 1994, 82 мин. Ироническое кино о кино.

Все перечисленные актеры играют самих себя. Но еще оригинальнее сюжетный ход - Мишель Блан, пытающийся сочинить новый сценарий для картины, в которой собирается снять красавицу Кароль Буке, поневоле начинает предполагать, что сошел с ума, а его жизнь превратилась в кошмар наяву. Блан обвиняется полицией в возмутительных поступках, которые не совершал - во всяком случае, он сам не помнит о том, что приставал к молодым актрисам Матильде Мей и Шарлотте Генсбур, изнасиловал Жозиан Баласко, одну из своих партнерш по нескольким комедиям. Можно заподозрить, что в популярном актере, которого все знают и любят, скрывается некий мистер Хайд, цинично удовлетворяющий свои низменные инстинкты, а расплачиваться за все должен «нормальный Мишель Блан». И зрители, ставшие очевидцами злых выходок знаменитости, первые 15 минут пребывают в состоянии растерянности (конечно, если они узнали всех известных актеров и поняли, что никто из них не притворяется и все происходит на самом деле).

Но пока гадаешь, что к чему, автор абсурдно-сюрреалистической комедии делает резкий поворот - и, к сожалению, выясняется, что все традиционнее и проще. У Мишеля Блана появился двойник, пользующийся своим поразительным сходством с признанным актером (разумеется, обе роли играет Блан), жадно и нагло хватает от жизни все, что пожелает, и - более того - одержим суперамбициозными помыслами: занять место кумира публики. Некоторый спад интереса к сюжету (мало ли придурков мнят себя великими людьми и даже неплохо существуют за счет своей похожести на них?!) компенсируется благодаря еще одной, на этот раз по-настоящему остроумной перемене в действии. Не только Мишель Блан, но и Филипп Нуаре (а теоретически - все кинозвезды) были вытеснены из мира кинематографа и славы своими беззастенчивыми двойниками. И несчастным отверженным ничего не остается (к другой профессии душа не лежит, да и привыкли они к актерству), как заново искать работу в кино, подвизаться в массовках и на вторых ролях (вдруг Роман Полянский смилостивится и пригласит сыграть официантов в эпизодике).

Вторая режиссерская работа Мишеля Блана (его постановочный дебют состоялся еще в 1984 году - социально-авантюрная комедия с жаргонным названием «Вали-вали!» пользовалась большим успехом в прокате) сразу же вызывает аналогию с работами Бертрана Блие. Не только потому, что сам Блан, а также Кароль Буке и Жозиан Баласко снимались в его трагикомедиях о «большой усталости» авантюристов и чудаков, проклинающих и благодарящих жизнь за то, что она является дерьмом и великим чудом. Когда же в финальных титрах обнаруживаешь ссылку на то, что сценарная идея принадлежит именно Блие, с одной стороны, радуешься собственной догадливости, а с другой - испытываешь сожаление по поводу не столь виртуозно и изобретательно реализованного замысла. Знаменательно, что в Канне Мишель Блан получил премию за сценарий (не причастен ли к этому Жиль Жакоб, директор фестиваля, сыгравший в «Большой усталости» тоже самого себя), выдвигался по той же номинации на соискание «Сезара», хотя как раз по сценарному мастерству Блан несоизмеримо проще и невыразительнее по сравнению с прекрасным литератором Блие.

Придуман забавный анекдот, ловкий сюжетный «загибон» (иначе не скажешь). Весь мир - кино, а люди в нем - двойники и лицедеи. Но в отличие от Бертрана Блие, Мишель Блан не может так же убедительно и без видимых усилий вписать экстравагантную притчу об идиотской реальности в настоящий, а не выдуманный мир, и превратить героев-функции в живых персонажей, даже кажущихся нам давно и хорошо знакомыми. Будучи, безусловно, талантливейшим актером с редким по точности переживания трагикомическим амплуа (вспомните хотя бы его великолепную роль в «Вечернем туалете» Блие, отмеченную призом в том же Канне), Блан в «Большой усталости» будто скользит по поверхности, обыгрывая смешные ситуации в традиции «кино представления» и как раз кинопредставления, гала-концерта, развлекательного зрелища. Фильм очень хорошо прошел во Франции, уступив (среди французских лент) лишь эксцентрической комедии «Индеец в городе» и боевику «Леон».

Любопытно, что Мишель Блан не удерживается от того, чтобы не поинтересоваться в образе как бы самого себя в «Большой усталости» у обожаемой им Кароль Буке: действительно ли, согласно навязанному экранному имиджу, холодна и неприступна первая кинограция Франции. В этом сомнении косвенно проявляется неуверенность в том, что его собственная «комедия жизни» сможет стать произведением будто из плоти и крови. Блан, наверно, инстинктивно догадывается, что все равно, как ни старается, выглядит как собственный двойник, чуть более бледная копия характеров, сыгранных им в фильмах Бертрана Блие, по сравнению с которыми «Большая усталость» - замещающее кино, проникнутое усталостью творца, суетливо пытающегося что-то выдумать и напоследок удивить жаждущую новых и новых фокусов публику.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Мишель Блан (см. БЛАН Мишель), Кароль Буке (см. БУКЕ Кароль), Филипп Нуаре (см. НУАРЕ Филипп), Жозиан Баласко (см. БАЛАСКО Жозиан), Мари-Анн Шазель, Кристиан Клавье, Шарлотт Генсбур (см. ГЕНСБУР Шарлотта), Жерар Жюньо (см. ЖЮНЬО Жерар), Доминик Лаванан, Тьерри Лермит (см. ЛЕРМИТ Тьерри), Матильда Мей (см. МЕЙ Матильда), Роман Полянский (см. ПОЛЯНСКИЙ Роман), Режин.

Режиссер Мишель Блан (см. БЛАН Мишель).

В начало энциклопедии